Глинская рождество пресвятой богородицы икона. Акафист честному и славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред иконой «Пустынно-Глинская Пустынно глинская икона божией матери

Глинская рождество пресвятой богородицы икона. Акафист честному и славному Рождеству Пресвятой Богородицы пред иконой «Пустынно-Глинская Пустынно глинская икона божией матери

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Этот образ Пресвятой Богородицы был явлен в начале XVI века бортникам (пчеловодам) в лесу, где они создавали новые ульи. Образ висел на высокой сосне, из-под корней которого проистекал целебный источник. Позже на этом месте поселился монах-отшельник, который и стал основателем будущей обители. Пришедшие сюда монахи близлежащего путивльского монастыря трижды пытались снять образ с дерева, но он возвращался на прежнее место.

Обитель, возникшая здесь в 1648 году получила название Глинской пустыни в честь рода Глинских бояр, владевших окрестными землями (сейчас это Украина, Сумская область).

Икона прославилась множеством исцелений и была почитаема как чудотворная. В 1768 году архиерей Кирилл Севский и Брянский перенес образ в собор города Севска, но икона чудесным образом возвращалась обратно в Глинскую пустынь. Иноки называли свою обитель чудесным достоянием Царицы Небесной, а перед чудотворной иконой произносили монашеские обеты. В честь таких чудес по молитвам перед этим образом, как исцеление от эпидемии холеры в 1848 году и избавление от саранчи в 1856 и 1857 годах, были установлены ежегодные крестные ходы.

В 1922 году обитель была закрыта, а образ утрачен. В 1994 году Глинская обитель была возвращена Церкви. В настоящий момент здесь находится чтимый список с древнего образа.

Сама икона представляет собой вариант иконографии Рождества Пресвятой Богородицы небольшого размера, всего 20 на 16,7 см, написанный в академической манере. Архитектурным фоном иконы служит трехпролетная арка, символизирующая ветхозаветную скинию. На ее фоне возлежит на высоком ложе мы видим фигуру праведной Анны, возле которого стоит стол символ жертвенника. В проемах арки изображены служанка, несущая дары и святой Иоаким. В нижнем правом углу служанка держит Младенца Марию возле купели символа обновления рода человеческого. Позднее икона была помещена в серебряный киот, больший по размеру чем сама икона. На нем образ дополняли фигуры двух ангелов, поддерживающих икону и изображение Бога Саваофа вверху. Позднее, когда Глинская икона копировалась, это обрамление стало также воспроизводиться. Находящийся в обители список с Глинской иконы представляет собой древний вариант иконы без ангелов и Господа Саваофа.

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, / осеняемии святым Богоматери образом, / во умилении глаголем: / Владычице. помози рабом Твоим / в напастех, скорбех и болезнех, / обременены бо грехми многими, / и избави ны от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак. глас 8

Аще и многажды икона Твоя, Богородице, / уносима бысть с места явления, / обаче чудесно в пустыню возвращашеся, / отонудуже всем верным подает благо потребное.

Глинская пустынь, чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская»

Глинская пустынь... Эта обитель в течении столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Одно лишь упоминание о Глинской пустыни пробуждало в сердцах людей духовную энергию, возжигало ревность ко спасению. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами Глинская пустынь служила общему всенародному духовно-просветительному делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси.

Одним из обстоятельств, обусловивших особое положение Глинской пустыни среди других обителей, было наличие здесь явленно-чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинской и многочисленные чудеса исцелений, совершавшиеся от нее ради славы Божией Матери и укрепления Православной веры, привлекали сюда благочестивых паломников со всех концов обширной России.

Собственно и возникновение обители связано с явлением на этом месте Чудотворного образа Богоматери, обретение которого относится к началу XVI века, происходившее при следующих обстоятельствах. Однажды в дремучем лесу на одной из сосен пчеловоды днем увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, сияющую чудесным светом. Они в страхе Божием помолились перед ней и, возвратившись домой, рассказали жителям об увиденном. С тех пор многие стали притекать к новоявленной иконе и получали благодатную помошь Царицы небесной. Из-под корня сосны, на которой была обретена икона Богоматери, истекал источник целебной воды. Высота Чудотворной иконы 41/2 вершка (20 см), ширина 33/4 вершка (16,7 см). На ней были изображены, отделенные друг от друга особыми очертаниями: св. праведный Иоаким, св. праведная Анна (на одре в полусидящем положении) и Младенец - Пресвятая Дева на руках у св. праведной Анны.

К месту явления иконы стали во множестве стекаться не только мирские люди, но и иноки, подвизавшиеся в посте и молитве. Так под осенением Чудотворного образа Богоматери было положено начало основания Глинской Рождество-Богородицкой пустыни в том же XVI столетии.

На протяжении всех столетий, начиная с XVI века, от Чудотворной иконы происходило множество исцелений. Весть о благодатной помощи Царицы Небесной быстро распространилась по всей России. Сюда стали стекаться массы паломников. Со всех концов страны и из-за рубежа непрерывным потоком к Чудотворному образу приезжали люди различных сословий и с самыми разнообразными недугами: одержимые злым духом и слепые, пораженные параличом и болезнями конечностей, страдающие от эпидемических заболеваний и т. д. Причем к духовному врачеванию, как часто встречается у мирян, люди нередко прибегали и прибегают лишь з тех случаях, когда земные врачи уже бессильны помочь. И тогда болящие люди, по молитвам Божнен Матери, Заступницы перед Своим Сыном, исцелялись, ибо Един есть Господь «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4,23). Слепые становились зрячими, хромые и искалеченные делались жизнеспособными и т. д. Кроме того, зарегистрированы примеры помощи от Чудотворной иконы Богоматери во время эпидемий, стихийных бедствий, как в самой обители, так и за ее пределами. Таких чудодейственных исцелений, документально зарегистрированных, от иконы Пресвятой Богородицы было бесчисленно.

О многочисленных исцелениях свидетельствуют «привесы» к Чудотворной иконе, т.е. серебряные и золотые дощечки, кольца, браслеты, в знак благодарности, которые оставлялись людьми, получившими исцеление.

Сказанное выше свидетельствует о том, что Матерь Божия никогда не оставляла без помощи, утешения и врачевания всех тех, кто с верою и любовью прибегал к Ее помощи и заступлению.

Благодатная помощь от Чудотворного образа Божией Матери Пустынно-Глинской изливалась на всех людей и во все время, вплоть до сентября 1922 года, когда Глинская пустынь была закрыта новой властью. С тех пор следы величайшей святыни обители затерялись в десятках годах мракобесия. По предсказаниям духовных старцев, икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская должна явиться в эту святую обитель, что послужит знамением к возрождению Глинской обители и к ее последующему процветанию в духовной жизни и просветительной деятельности среди народа.

Но даже оставаясь не зримой для людских глаз, благодатная сила Чудотворного образа, несомненно продолжает обильно изливаться на всех, кто с истинною верою в душе и чистым сердцем взывает к помощи Царицы Небесной. Ибо по справедливому утверждению святителя Игнатия Брянчанинова, «иконы Божией Матери чудодействуют по всей земле, проповедуют, свидетельствуют, запечатлевают знамениями истину учения Христова».

Акафист честному и славному Рождеству Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы пред явленно-чудотворною иконою Ея «Пустынно-Глинскою»

Кондак 1

ИИзбранней от всех родов Пресвятей Деве и Божией Матери похвальное приносим пение пред чудотворною иконою преславного рождества Твоего Богородице. Ты же, Пречистая, имущая о нас благое промышление, от всяких бед, скорбей и постыдныя смерти свободи, да во умиленнии зовем Ти: Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Икос 1

Ангел Предстатель Престолу Вседержителя послан бысть возвестити неплодным родителям о рождестве Твоем, Владычице, и Ангелов воинство ныне на небеси славит Тя, Честнейшую Херувим и Матерь Бога нашего. Мы же земнороднии, рождеству Твоему и явлению иконы радующеся, аще и бренными усты похвальная приносим Ти таковая: Радуйся, Непорочная, праведными родителями рожденная; Радуйся, Дщерь земная, в Матерь Божию благословенная. Радуйся, неплодия радостное разрешение; Радуйся, родителей-старцев великое утешение. Радуйся, молитвою у Бога испрошенная; Радуйся, Святая, святыми воспитанная. Радуйся, Иоакима и Анны чудное прозябение; Радуйся, мирови верное спасение. Радуйся, силою Вышняго осененная; Радуйся, Славо небес превознесенная. Радуйся, радости приятелище, праматернюю клятву разрушившая; Радуйся, Рождшимся из Тебе древняго змия победившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 2

Видевши в рождестве Твоем избавление поношения безчадства, праведнии родители Твои слависта Бога. Темже и мы, подражающе им, благопокорно хощем носити поношение злословящих нас, Сына Твоего ради, православно исповедуя и славя святое Имя Его, поюще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Ангельский недоумеваше о рождестве Твоем, о тайне воплощения Сына Божия, како неискусобрачная Дева возможет имети зачатие. Ныне же вси верующии, уразумевше тайну Божественнаго смотрения о спасении рода человеческаго, славят девство Твое, Пречистая, усердно взывающе Тебе таковая: Радуйся, сбытие пророческих вещаний; Радуйся, Дево, исполнение благих желаний. Радуйся, Святая и Пренепорочная в девах; Радуйся, Богом избранная в женах. Радуйся, от младенчества Богу посвященная; Радуйся, Духом Святым приосененная. Радуйся, новый и живый кивоте, во святая Святых хранимый; Радуйся, Неувядаемый Цвете, достойно хвалимый. Радуйся, Архангелы и Ангелы посещаемая; Радуйся, небесною пищею питаемая. Радуйся, святостию паче всех просиявшая; Радуйся, в девственную утробу Господа приявшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 3

Сила Вышняго, осенившая Иоакима и Анну, разрешила заматоревшее их неплодие, помяну бо Господь смирение рабов Своих. Сего ради почитающе праведных родителей Твоих, Пречистая, молимся, да разрешится их молитвами и Твоим заступлением неплодие добродетелей наших ко умножению молитвы и смирения, терпения и воздержания, благодатию всех благ Подателя Бога, Ему же поем: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи великое смирение, достойна избранна была еси, Пресвятая Дево, Матерь Христу Богу, Спасителю нашему, туне являя нам многия благодеяния, имиже наслаждающеся, благодарственно воспеваем пение: Радуйся, смиренная Рабо Господня, нас смирению научающая; Радуйся, рабом Божиим помогающая. Радуйся, младенцев благодатное хранение; Радуйся, юношей мудрое наставление. Радуйся, матерей радостное похваление; Радуйся, сущим в браке любовное единомыслие. Радуйся, добрых к добру влечение; Радуйся, злых сердец умягчение. Радуйся, Подательнице Божественныя благости; Радуйся, Виновнице всякия радости. Радуйся, Своею помощию земнородных взыскавшая; Радуйся, под кров Свой христиан приявшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 4

Бури страстей и напастей наших Господь хотя утолити, в честней иконе рождества Твоего явил нам Тя, Богородице, Ходатаицу. Сего ради ближних и дальних Твоя чудеса исповедывать собрала еси, Благодеющему же Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше о иконе Твоей, Богородице, вси верующии притекают в надежде Твоего заступления, никто бо отходит от нея тощь, и не может по достоянию блажити Тя, Владычице, обаче приими благодарное хваление наше: Радуйся, Богоизбранная, рождеством Своим возвеселившая родителей; Радуйся, благое научение детоводителей. Радуйся, разума духовного подательнице; Радуйся, соблазнителей карательнице. Радуйся, скорбями грехи очищающая; Радуйся, от скорбей малодушных избавляющая. Радуйся, ангельскому житию нас научающая; Радуйся, благами небесными от благ земных отвлекающая. Радуйся, борющихся с соблазнами верное укрепление; Радуйся, изнемогающих в борьбе и подвигах скорое поможение. Радуйся, Благодатная, явлением иконы благодать нам явившая; Радуйся, ею же чудеса велия сотворившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 5

Боготечная звезда бысть святая икона Твоя, Богородице, егда невидимо шествова вспять из окрестных градов на место явления, таковому чуду дивящеся, Господу Богу похвальная приносим: Аллилуиа.

Икос 5

Видя Архипастырь Кирилл троекратное чудесна возвращение иконы Твоея из града Севска на место явления, познает, яко не удержит ю во граде своем, и в прославление иконы рождества Твоего абие создает храм и благоустрояет обитель. Таковому промышлению Твоему о нас радующеся, Тебе, Покровительнице нашей, гласом радования взываем: Радуйся, Владычице, человеческому самоволию не благоволившая; Радуйся, неугодное Тебе людское желание разорившая. Радуйся, Ангелы носимая; Радуйся, родом человеческим хвалимая. Радуйся, воздуха благодатное освящение; Радуйся, губительных поветрий очищение. Радуйся, дожди благовременные к плодоношению земли посылающая; Радуйся, вредное многодождие прекращающая. Радуйся, пажити наша от всякаго вреда сохраняющая; Радуйся, и нас всех ко благу наставляющая. Радуйся, всю вселенную просветившая; Радуйся, умерщвленныя страстьми оживившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 6

Проповедуют чудеса богатство благодати Царицы Матере, от дивныя иконы бывшия, не оставляет бо Пречистая Богородица с верою притекающих к Ней и избавляет их от всякия напасти. Темже, Богородице Деве, благодарственная Тебе восписуя, Всещедрому Богу присно славу возсылаем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия, яко крин в пустыни, явленная икона Твоя, Богородице, подающе всем благопотребную помощь, обаче не благоволила есть противящимся воле Твоей: наказа смертию сгубившаго древо, на нем же икона Твоя явися. Сего ради со страхом и умилением рцем вси: Радуйся, Царице, непокорных воле Твоей наказующая; Радуйся, человеческое мудрование отсекающая. Радуйся, человеческую злобу укрощающая; Радуйся, Судию Праведнаго о грехах наших умоляющая. Радуйся, тела моего врачевание; Радуйся, души моея спасение. Радуйся, упование мое в жизни сей; Радуйся, надеждо по смерти моей. Радуйся, Тобою бо от вечныя смерти избавляемся; Радуйся, Тобою бо блаженныя жизни сподобляемся. Радуйся, иноческия обители имени Своего во отечестве нашем обильно насадившая; Радуйся, благочестие в сердцах верных укрепившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 7

Хотяще милость Свою явити христианскому роду, даровала еси нам пречудную икону рождества Твоего, Богородице, да вси радующеся о Твоих благодеяниях, аще и недостойни суще, Ангельскую песнь поем Христу Спасителю нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новый источник благодати явила еси нам, Владычице, егда избавила еси град Глухов от смертоносныя язвы, наставляющи нас прибегати к скорой благодатной Помощнице в бедах и болезнех, во еже звати Тебе: Радуйся, Богообрадованная, печальных и плачущих присное утешение; Радуйся, кающихся грешников прощение. Радуйся, исцелений неоскудеваемое сокровище; Радуйся, труждающихся тихое покоище. Радуйся, обидимых заступающая; Радуйся, обидящих вразумляющая. Радуйся, оклеветанных оправдание; Радуйся, погибающих взыскание. Радуйся, градов и весей упование; Радуйся, наше непостыдное возвание. Радуйся, иконам Своим благодать даровавшая; Радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 8

Странно рождество Твое от неплодия престарелых родителей; яко же странно и явление иконы Твоея, Владычице, обаче Бог, идеже хощет, побеждается естества чин, глаголет бо: «Невозможная у человек, возможна суть у Бога». Сего ради чудодействующему нам Всемогущему Промыслителю возносим хвалу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся тварь о Тебе радуется, Благодатная, Ангельский Собор и человеческий род светло торжествует преславное рождество Твое. Ты же, яко Царица небесе и земли, приими моление рабов Твоих, покланяющихся честному образу Твоему и любовию вопиющих: Радуйся, Преблагословенная, Ангелов честнейшая; Радуйся, без сравнения Серафим славнейшая. Радуйся, по Бозе Святейшая всех Святых; Радуйся, краснейшая паче дщерей земных. Радуйся, Царице, Престолу Царя славы предстоящая; Радуйся, молитвы Ему о нас приносящая. Радуйся, храмов Божиих великолепное украшение; Радуйся, притекающих к Тебе истинное утешение. Радуйся, во иконах Твоих ризами златыми одеянная; Радуйся, каменями драгими испещренная. Радуйся, вся добродетели в Себе вместившая; Радуйся, воплощению Сына Божия послужившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 9

Всякаго естества Ангельскаго высшая в горних обителях владычествуеши, Богородице, но и дольних не оставлявши, защищающи святою иконою обитель нашу и вся к Тебе прибегающая, тем же Тя верховную Покровительницу нашу молим, облагодати нас умом и сердцем Источнику спасения усердно взывати: Аллилуиа.

Икос 9

Витии суемудреннии недоумевают, како прибегающе к иконе Твоей вернии приемлют Божественную благодать; мы же, извещены бывше глаголом Господним, яко вся возможно верующему, несумненно притекаем к чудотворней иконе Твоей в надежде Божественнаго благопотребнаго воздания. Тем же, теплое заступление Твое о нас ведуще глаголем: Радуйся, Богородице правоверущия возносящая; Радуйся, неверующия наставляющая. Радуйся, суеверие и невежество отметающая; Радуйся, заблудшия право веровати научающая. Радуйся, к познанию истины приведение; Радуйся, нераскаянных грешников устрашение. Радуйся, никому же погибели хотящая; Радуйся, и отчаянных к упованию приводящая. Радуйся, невидимых врагов наших мучение; Радуйся, видимых врагов наших посрамление. Радуйся, веру нашу чудесами утвердившая; Радуйся, гнев Божий, праведно движимый на ны, многократно утолившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 10

Спасения нашего начало бысть славное рождество Твое, Богородице, явленная же икона Твоя бысть началом спасения иноков на месте сем, идеже верующие притекают к Тебе, тепле моляся: «Не забуди нас, Владычице, вся полезная душам подающи, да спасаемии Тобою Подвигоположнику и Спасителю нашему поем: Аллилуиа».

Икос 10

Стена нерушимая еси всем, к Тебе и иконе Твоей прибегающим, не имамы бо инаго упования по Бозе, разве Тебе, Владычице, Ты нам прибежище и сила в скорбех, обретших ны зело, избавляющи ны от всякия напасти, и Тебе, Радосте наша, взываем: Радуйся, Пречистая, с небес на христиан призирающая; Радуйся, от бед обитель нашу избавляющая. Радуйся, постников не изнемогающее воздержание; Радуйся, добродетелей наших стяжание. Радуйся,страстей укрощение; Радуйся, кающихся исправление. Радуйся, искушений прогнание; Радуйся, падших восстание. Радуйся, злосмрадие грехов удаляющая; Радуйся, благоуханием святости снабдевающая. Радуйся, основание обители нашея положившая; Радуйся, Пресвятая Дево рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 11

Пение всеусердное приносим Ти, Владычице, о Твоих великих благодеяниях бывших на нас, обаче ничтоже совершаем достойно о всех, яже подаеши нам, Сыну Твоему вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу зрим цельбоносную икону Твою, Пречистая, благодатию нам возжженную, просвещающую вся концы на спасение всем, с верою прибегающим, сего ради Тя явившую христианам многия знамения, звании почитаем сими: Радуйся, Путеводительнице, на путь спасения наставляющая; Радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, Благоуханный Цвете, в горном Сионе благоухающий; Радуйся, Живоносный Источниче, обильно благодать источающий. Радуйся, нерушимая стено, православие укрепляющая; Радуйся, Неопалимая Купино, от огненнаго запаления избавляющая. Радуйся, Заступнице, Сыну Своему о нас вопиющая; Радуйся, Скоропослушнице, скорую помощь нуждающим подающая. Радуйся, всех скорбящих Радосте; Радуйся, жизни нашея духовныя сладосте. Радуйся, Милостивая, милость Свою многократно явившая; Радуйся, многия от бед и мук свободившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 12

Благодать Божия преисполни Тя в рождестве Твоем, Благодатная, юже иконою Своею выну изливаеши нам, с верою прибегающим к заступлению Твоему и благодарственная Милосердному Богу приносящим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое рождество, почитаем, чудотворную икону Твою, славим о нас вся чудеса Твоя и, научившеся за благодеяния благодарственно блажити святое имя Твое, взываем Благословенней в женах: Радуйся, Заре Царя славы Божественною красотою сияющая; Радуйся, вся концы вселенныя озаряющая. Радуйся, архангельский глас о воплощении Еммануила приемшая; Радуйся, невместимаго всеми Бога во утробе Своей вместившая. Радуйся, наитием Духа Святаго обетованнаго Мессию родившая; Радуйся, Солнце Правды миру явившая. Радуйся, Богом данная христианам Предстательнице; Радуйся, неусыпающая о нас Молитвеннице. Радуйся, на земле родом человеческим хвалимая; Радуйся, на небеси святыми превозносимая. Радуйся, прародительский грех упразднившая; Радуйся, благоплудие душевное обогатившая. Радуйся, Пресвятая Дево, рождеством Своим радость спасения миру возвестившая.

Кондак 13

О Всепетая Дево, рождшая всех святых Святейшая в женах, в похвалу рождества Твоего приими малое сие моление, Христа Бога о нас умоли избавити от всякия напасти, и вечныя муки нас свободи, Богу о Тебе вопиющих: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы Пресвятой Богородице пред иконою Ея «Пустынно-Глинскою»

Молитва первая

О Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тесе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславного рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наша, Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодая и душам нашим полезная, и к тому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим Единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умильно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли комуждо потребная: вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблудшия на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужей ко благу направи; грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши; болящия уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощни, яко грешни, яко озлобляеми и достойни прещения Божия; обаче буди нам на помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольскаго прельщения прогневаем Бога. Тя имамы Предстательницу, Юже не отринет Господь, аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши, яко благодатный источник верно поющих Тя и превозносящих преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех благочестно призывающих Святое Имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему, Ты бо молитвами Своими, беззакония наша туне очищаеши. Темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительныя поветрия, молитвами Своими подающи дожди благовременны и земли обильное плодоприношение; вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси в христианской любви, благочестии и чистоте благоденственно, тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа. Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Глинской иконе Богородицы, глас 4-й

Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак

Глинской иконе Богородицы, глас 8-й

Величание

Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное.

О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ ЧТО ТАКОЕ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ? Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. КАК ЭТО ТАИНСТВО УСТАНОВЛЕНО? Это Таинство установлено следующим образом. Господь Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил его, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; причастив апостолов, он дал им заповедь всегда совершать это Таинство. КАКОВО МЕСТО ЭТОГО ТАИНСТВА В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛУЖЕНИИ? О Таинстве Причащения по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. ВО ВРЕМЯ КАКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ СОВЕРШАЕТСЯ ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ? Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется литургией. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО ЛИТУРГИЯ? Слово «литургия» означает «общественное служение». Но особенно название «литургия» усвоено богослужению, за которым совершается Таинство Причащения. ГДЕ ДОЛЖНА СОВЕРШАТЬСЯ ЛИТУРГИЯ? Следует заметить о месте, где совершается литургия: она должна быть совершаема непременно в храме, в котором трапеза (престол) или, по крайней мере, вместо трапезы антиминс, на котором совершается Таинство, должны быть освящены архиереем. ПОЧЕМУ ХРАМ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ЦЕРКОВЬЮ? Храм называется церковью потому, что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь. ПОЧЕМУ ТРАПЕЗУ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕСТОЛОМ? Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос как Царь таинственно присутствует. КАКОВ ОБЩИЙ ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ? В литургии основной порядок заключается в том, что, во-первых, приготовляется вещество для Таинства, во-вторых, верующие готовятся к Таинству, и, наконец, совершается само Таинство. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ПРИГОТОВЛЯЕТСЯ ВЕЩЕСТВО ДЛЯ ТАИНСТВА? Та часть литургии, за которой приготовляется вещество для Таинства, называется проскомидией. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ПРОСКОМИДИЯ»? Слово «проскомидия» означает «принесение». ПОЧЕМУ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ НАЗЫВАЕТСЯ ПРОСКОМИДИЕЙ? Первая часть литургии так называется в соответствии с обычаем древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине этот хлеб называется просфора, что значит приношение. В ЧЁМ СОСТОИТ СМЫСЛ ПРОСКОМИДИИ? Проскомидия как часть литургии состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а отчасти и самих событий, относящихся к Рождеству и страданию Иисуса Христа. При этом из просфоры вынимается часть, необходимая для совершения Таинства; также и необходимая часть вина, соединенного с водой, вливается в священный сосуд. При этом священнодействующий воспоминает всю Церковь: святых прославленных (канонизированных), молится о живых и умерших, о властях и о тех, кто, по вере и с усердием, принес просфоры, или приношения. КАКОЙ ХЛЕБ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОСКОМИДИИ? Хлеб для Таинства должен быть такой, какого требуют само наименование хлеба, святость Таинства и пример Господа Иисуса Христа и апостолов, – хлеб квасный, пшеничный. ПОЧЕМУ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ОДИН ХЛЕБ? То, что хлеб для Причащения, собственно, употребляется один, этим обозначается, по объяснению Апостола, то, что «един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единаго Хлеба причащаемся» (1Кор.10, 17). ПОЧЕМУ ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ДЛЯ ПРИЧАЩЕНИЯ ХЛЕБ НАЗЫВАЕТСЯ АГНЦЕМ? Хлеб, приготовленный для Причащения, называется агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец Пасхальный. ЧТО ТАКОЕ АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ? Агнец Пасхальный – это агнец, которого израильтяне, по повелению Божию, закалывали и ели в память избавления от гибели в Египте. ПОЧЕМУ ВИНО ДЛЯ ТАИНСТВА ПРИЧАЩЕНИЯ СОЕДИНЯЕТСЯ С ВОДОЙ? Вино для Таинства Причащения соединяется с водой потому, что это священнодействие совершается по образу страдания Христа, а во время страдания из раны, нанесенной в Его ребро, текли кровь и вода. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЧАСТЬ ЛИТУРГИИ, НА КОТОРОЙ ВЕРУЮЩИЕ ПРИГОТОВЛЯЮТСЯ К ТАИНСТВУ? Ту часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к Причащению, допускаются и оглашенные, т.е. готовящиеся ко Крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к Причащению. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Эта часть литургии начинается благословением, или прославлением Царства Пресвятой Троицы. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Эта часть литургии состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. ЧЕМ ОКАНЧИВАЕТСЯ ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЁННЫХ? Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви. ЧТО ТАКОЕ ЛИТУРГИЯ ВЕРНЫХ? Та часть литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), т.е. принявшие Крещение, имеют право быть за этим богослужением. КАКОВО ВАЖНЕЙШЕЕ ДЕЙСТВИЕ ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ? Важнейшим действием этой части литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: «приимите, ядите: сие (это) есть Тело Мое... пийте от нея вси (пейте от нее все): сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета» (Мф.26, 26-28); и затем – призывание Святого Духа и благословение Даров, т.е. принесенных хлеба и вина. В ЧЁМ СМЫСЛ ЭТОГО ДЕЙСТВИЯ? Это особенно важно потому, что при этом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову. КАК ПОНИМАТЬ СЛОВО «ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ»? О слове «пресуществление» в «Изложении веры Восточных Патриархов» сказано, что словом «пресуществление» не объясняется, каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господни, ибо этого нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно, и существом хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино – самой Кровью Господней. Подобно тому преподобный Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: «Тело есть воистину соединенное с Божеством, еже (которое) от Святые Девы начало восприя, не яко (не как) вознесшееся Тело с Небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа (способа), како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо яко (даже не знаю более того, что) Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный (непостижимый)» (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.13. С.7). КАК СЛЕДУЕТ ПРИСТУПАТЬ К ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ? Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехам, чему способствуют пост и молитва. «Да искушает (испытывает) же человек себе, и тако от Хлеба да яст, и от Чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойне, суд (суждение) себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (о Теле Господнем). (1Кор.11, 28–29). ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ В ТАИНСТВЕ ПРИЧАЩЕНИЯ? Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным Вечной Жизни. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6, 56). «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный» (Ин.6, 54). КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПРИЧАЩАТЬСЯ СВЯТЫХ ТАЙН? О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни – четырежды в год или каждый месяц, а всех – обязательно раз в год (Православное исповедание. Ч.1, вопрос 90). КАКИМ ОБРАЗОМ УЧАСТВУЮТ В ЛИТУРГИИ ТЕ, КТО НЕ ПРИЧАЩАЕТСЯ СВЯТЫХ ТАЙН? Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел сие творить в Его воспоминание (Лк.22, 19). ЧТО ОЗНАЧАЕТ ШЕСТВИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ? В то время за литургией, когда бывает шествие с Евангелием, совершается воспоминание Господа Иисуса Христа, явившегося проповедовать Евангелие. Поэтому и во время чтение Евангелия следует иметь такое внимание и благоговение, как если бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа. КАК ВОСПРИНИМАТЬ ШЕСТВИЕ С ПРИГОТОВЛЕННЫМИ СВЯТЫМИ ДАРАМИ? В то время за литургией, когда бывает шествие с приготовленными Святыми Дарами в алтарь, следует воспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, как жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов (здесь – великое множество) Ангелов готовы были охранять Его как Царя своего. «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися» (Песнь на литургии в Великую Субботу). О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА? В самое время совершения Таинства и во время причащения священнослужителей в алтаре следует воспоминать Тайную Вечерю Самого Иисуса Христа с Апостолами Его страдание, смерть и погребение. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТКРЫТИЕ ЗАВЕСЫ, ЦАРСКИХ ВРАТ И ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ? После этого открыванием завесы, Царских врат и явлением Святых Даров обозначается явление Самого Господа Иисуса Христа после Воскресения. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПОСЛЕДНЕЕ ЯВЛЕНИЕ СВЯТЫХ ДАРОВ НАРОДУ? Последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются, изображается Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо. ВСЕГДА ЛИ ПРЕБУДЕТ ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ В ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ? Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской непременно продолжится всегда, до самого Пришествия Христова, по слову Апостола Павла: «елижды бо аще ясте (всякий раз, когда вы едите) Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (доколе Он придет) (1Кор.11, 26). Святитель Филарет Московский* * Цитируется по книге: Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Святитель Филарет, митр. Московский и Коломенский. – М.: Сиб. Благозвонница, 158 с. Обложка. Цена 134 р. Православная книга почтой

Глинская пустынь отошла Киевской митрополии. Около 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому монастырю Глуховского уезда Черниговской губернии, а в г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову , который стал благотворителем обители. Он отдал Глинской пустыни около пяти тысяч гектаров земли, построил кельи и деревянную церковь в честь Вознесения Господня (). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Глинская пустынь благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» .

Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 октября года Глинская пустынь вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому монастырю , в г. стала самостоятельной, заштатной.

В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками).

Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

Среди старцев, подвизавшихся в Глинской пустыни при игум. Филарете , известны иеромонахи Василий (Кишкин) , Анастасий, духовниками братии были иеромонахи Аввакум, Варсонофий, принявший постриг на Афоне иеросхим. Пахомий (Сковородка) , с 1824 года - иеросхим. Порфирий (Мамчич) , с 1826 года - иеросхим. Пантелеимон Отшельник (+ 1831). В пустыни подвизались ученики прп. Филарета мон. Феодот (Левченко) (+ 1859); иеросхим. Макарий (Шаров) (+ 1864), схим. Евфимий (Любимченко) (+ 1866) и схиархим. Илиодор (Голованицкий) (+ 1879), схим. Марк (Карлов) (+ 1893), иеросхим. Илиодор (Захаров) (+ 1895), схим. Архипп (Шестаков) (+ 1896), схим. Лука (Швец) (+ 1898), мон. Петр (Лешков) (+ 1898), духовник и скитоначальник иером. Феоктист (Бородин) (+ ок. 1911), иером. Аристоклий (Ветер) , иером. Иулиан (Гагарин) (+ ок. 1911), иером. Софроний (Юденков) (+ ок. 1911) и др. Некоторые из них окормляли как братию, так и мирян. До г. послушники могли ходить на откровение помыслов к любому старцу или братскому духовнику. Игум. Иоанникий ввел более строгий порядок: при поступлении в обитель каждому назначался старец (по своему желанию нельзя было избирать), которому ежедневно следовало открывать помыслы и поступки, без благословения его ничего нельзя было предпринимать.

В корпусах Глинской пустыни образован был городок для детей Поволжья, в г.- сельскохозяйственная артель, реорганизованная в г. в колхоз «Красный Октябрь» (с. Сосновка), в г. - в промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии перешла в Рыльский Никольский монастырь , Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш) , схиархим. Серафим (Романцев) , схиигум. Николай (Хондарёв) , иеросхим. Иоанн (Примаков) , схим. Симон (Хондошко) и др. Последний настоятель архим. Нектарий (Нуждин) жил в Путивле.

К концу 1942 года в пустыни проживали 12 насельников, в году - ок. 25, в году - 60 (34 монаха и 26 послушников). В 1942 г. Глуховское лесничество передало монастырю больницу с Крестовоздвиженской церковью и двухэтажный архиерейский корпус, в котором устроили кельи, трапезную, кухню, просфорню. Библиотека насчитывала ок. 600 книг. Глинская пустынь содержалась на пожертвования прихожан; при поступлении в обитель насельники приносили кто что мог (продукты, одежду, домашних животных). Не хватало одежды, обуви, литургии совершали в лаптях. Часто на трапезе вместо хлеба была вареная свекла. В году пустынь получила от Сосновского сельского совета 5 га болотистой земли, которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Весной г. Шалыгинский райсовет выделил Глинской пустыни около 10 га земли, на которых сеяли овес, просо, ячмень, кукурузу, фасоль. К году в Глинской пустыни было две лошади, два вола, три коровы, бык, устроена пасека на 14 ульев.

Братия соблюдала строгий богослужебный устав, во многом благодаря опытному уставщику, слепому иеросхим. Никодиму (Калиушу) (+ 1953). В 4 часа утра служили полунощницу, утреню, затем следовали 3-я и 6-я песни канона, читались святоотеческие поучения и Пролог, первый час. В 7 ч. 30 мин. читался акафист Спасителю, в субботу - Божией Матери. В 9 ч. совершалась литургия, с 11 ч.- требы. В 16 ч. начиналась вечерня, в 18 ч.- повечерие с канонами. После вечернего правила встречи и разговоры не допускались. Келейное правило давалось старцем, обычно включало Евангелие, Апостол, Псалтирь, пятисотницу с земными и поясными поклонами. На келейную молитву перед утренней службой насельники вставали в 2 часа ночи. Воскресные и праздничные богослужения начинались в 16 часов малой вечерней, с 18 часов до 1 часа ночи служилось всенощное бдение. В 6 часов начиналась воскресная или праздничная полунощница, затем соборный Акафист Пресвятой Богородице, часы и литургия, которая оканчивалась в 13 часов. По праздникам звонили в маленькие колокола и подвешенные рейки. Как и прежде, кадили кациями, с «гробницею» на плечах. Пение совершалось двумя клиросами на гласы и подобны. Левый клирос придерживался распевов Глинской пустыни, правый - обихода и распевов Киево-Печерской лавры . В храме монахи стояли отдельно от богомольцев, в особой комнате.

В 1940-50-х годах в Глинской пустыни сохранялась традиция старчества . При схиархим. Серафиме братским духовником был схиигум. Антоний (Ветер) , затем - архим. Антоний (Прохода) , схиархим. Серафим (Романцев) , благочинным - иеросхим. Иов (Полхов) , затем - схиархим. Андроник (Лукаш) . С середины 1940-х годов в пустыни подвизались архимандриты Тихон (Беляев) , Артемий (Миньковский) , иеросхимонахи Иов (Полхов) , Петр (Дробязка) , Мелетий (Шечко) , Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Глинскую пустынь после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пустыни Паисий (Гришкин) , схим. Новоафонского монастыря Симон (Хондошко) , постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа) . Старцы окормляли паломников, приезжавших в Глинскую пустынь со всей страны, вели переписку.

Постройки

Согласно офицерской описи подпоручика А. Рязанцева, к 1764 году в Глинской пустыни находились

  • деревянный на каменном фундаменте Богородице-Рождественский собор с резным позолоченным четырехярусным иконостасом, на южных вратах располагалась чудотворная Глинская икона ;
  • теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца (сгорел в 1769 вместе с монастырским архивом);
  • деревянные колокольня с пятью колоколами, настоятельский и братский корпуса, трапезная, кухня, хлебная с погребом и ледником, шесть амбаров, конюшня, два сарая, за оградой - гостиница.

В - годах был возведен каменный собор в честь Рождества Богородицы: восьмерик на двухэтажном четверике. На нижнем этаже собора находились главный престол в честь Рождества Богородицы и притвор с теплым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, на верхнем этаже - небольшой придел в честь Преображения (по описи 1817 г.- Вознесения) Господня.

Около года к притвору храма была пристроена каменная колокольня. В Богородице-Рождественском храме справа от царских врат помещалась Глинская икона, украшенная позолоченной ризой, серебряной лампадой. В соборе хранились также чтимые Молченская икона Божией Матери в серебряной ризе, образы апостола Иоанна Богослова, свт. Геннадия I, патриарха Константинопольского и др.

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) был капитально отремонтирован при игум. Филарете и освящен 6 сентября года еп. Евгением (Казанцевым) . В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены два придела, освященные в сентябре 1864 года еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : южный - во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского , северный - свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, двумя ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), тремя декоративными килевидными кокошниками над карнизами северных и южных фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены четыре главки на высоких восьмигранных барабанах, установленных на восьмигранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по три небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, двухъярусный иконостас.

Надвратная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в - гг. и освящена в октябре году игум. Филаретом. Это трехъярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные четырехколонным портиком; второй ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; третий ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн первого яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

В - годах к югу от собора был построен теплый каменный Успенский храм с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары : двухсветный четверик, завершенный треугольными фронтонами с северной и южной сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с трехчастной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на северном и южном фасадах. В

(празд. 8 сент., 23 окт.), согласно преданию, хранимому иноками Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст ., явлена на сосне в лесу, называемом «бортным ухожьем», во время сбора меда. Из-под корня сосны, на к-рой обретена икона, стала истекать целебная вода; рядом поселился пустынник (имя неизвестно), соорудивший там часовню. Обретение относится к нач.- 1-й пол. XVI в. Предполагают, что владельцами земли в этот период были князья Глинские, покровительствовавшие возникновению обители, что запечатлено в наименованиях новоявленной иконы «Пустынная-Глинская» и самой пустыни - «ухожья Пресвятой Богородицы Глинския» (Иоанн (Маслов) , схиархим . С. 51). Вскоре сюда были направлены иноки путивльского Молченского Софрониева мон-ря, к-рые положили начало монашескому пустынножительству. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил здесь деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Монастырское предание сохранило рассказ о том, как трижды монахи пытались снять икону с дерева и как она неведомой силой возвращалась обратно; настоятель мон-ря велел срубить сосну, после чего источник иссяк, а настоятель заболел и умер. Вскоре источник (криница) появился в 2 км к западу от прежнего места и также прославился исцелениями, к-рые отмечены в монастырских рукописных описаниях Глинской пуст. вместе с чудесами от Г. и. Свидетельствами почитания образа служат многочисленные «привесы», известные по записям уже с 1724 г. (Там же. С. 73).

С именем еп. Севского и Брянского Кирилла (Флоринского) монастырское предание связывает чудо троекратного возвращения Г. и. в обитель, когда по воле архиерея она была перенесена в кафедральный собор г. Севска (1768); после вывоза иконы в обители случился пожар (1769). В 1770-1781 гг. еп. Кирилл, радея о восстановлении пустыни, возвел первую холодную каменную ц. Рождества Богородицы. При игум. Филарете (Данилевском) икона была поставлена над царскими вратами и опускалась для поклонения во время соборного акафистного чтения в субботние дни. При игум. Евстратии (Яковлеве) отстроили теплую каменную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1848-1850), куда Г. и. помещали на зиму. Старцы мон-ря называли обитель «чудесным достоянием Царицы Небесной», а Богородицу - «покровительницей обители», произносили перед образом обеты. Связь истории обители с почитанием Г. и. нашла отражение в особых днях ее празднования, уставного субботнего чтения акафиста Благовещению в 1-ю и 5-ю недели Великого поста, а также в совершении крестных ходов (в расположенный на месте 1-го явления иконы Ближний скит и на источник) на Преполовение (1 авг., 9 сент.) и по частным просьбам. С иконой ежегодно устраивались утвержденные Синодом многодневные крестные ходы в г. Глухов (с 19 июля по 2 авг.) в честь исцеления от эпидемии холеры в 1848 г., в с. Шалыгине Путивльского у. в связи с избавлением в 1856 и 1857 гг. от саранчи. Последнее сообщение об иконе относится к 1922 г., когда после закрытия обители образ был унесен членами церковного совета с. Шалыгина. Существует мнение, что святыня и сейчас находится в этом селе и перед открытием Глинской пуст. появится на своем месте.

Об изображении можно судить по литографическому воспроизведению в изданиях XIX в. и по описанию. Размер Г. и.- 20×16,7 см. Иконография не раз поновленной Г. и., возможно, сохраняет черты древнего образа. Традиц. извод иконы «Рождество Пресв. Богородицы» соединяет текст апокрифического Протоевангелия Иакова с прообразовательными символами: скинию завета символизирует 3-пролетная арка, на ее фоне представлена фигура прав. Анны на высоком ложе, а в проемах изображены жена, несущая дары, и прав. Иоаким; подле ложа прав. Анны - стол, прообразующий жертвенник, в правом нижнем углу, оформленном в виде картуша, рядом с женой с младенцем Марией на руках - купель, напоминающая об обновлении и очищении человеческого рода.

В 1861 г. взамен серебряной позолоченной ризы, известной по описи с 1764 г., икона получила золотую, украшенную бриллиантами, топазами и сапфирами ризу и была вставлена в медный позолоченный киот в виде прямоугольной рамки, к-рый в свою очередь помещен в киот округлой формы чеканной работы (1868). Согласно литографии, на круглом серебряном киоте, окаймленном старопечатным орнаментом в виде ракушек, вплетенных в гирлянды из листьев аканфа, помещено самостоятельное изображение: на облаках ангелы, предстоящие чудотворному образу, поддерживают святыню, над к-рой в окружении херувимов благословляющий Господь Саваоф и Св. Дух. Все фигуры изображены в реалистичной манере с использованием светотеневой моделировки и перспективного сокращения. Художественное решение изображения на киоте исполнено в стиле укр. барокко и академической живописи.

Лит.: Глинская Рождество-Богородицкая общежит. пуст. М., 1891; Снессорева . Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 309-310; Чудотворная икона Рождества Пресв. Богородицы Пустынно-Глинская. Од., 1901, 19072; Поселянин . Богоматерь. С. 572; Чудотворная икона Рождества Богородицы Пустынно-Глинская: Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Од., 19072; Глинская пуст.: Очерк совр. состояния обители. Од., 19042; Логвин П . Г ., Милева Л ., Свенцицкая В . Укр. средневек. живопись. К., 1976. № 27, 59; Игнатий (Брянчанинов), свт . О Божьей Матери // МЦВ. 1989. № 10. С. 2; Иоанн (Маслов), схиархим . Глинская икона «Рождество Пресв. Богородицы» // ЖМП. 1992. № 6. С. 5-7; он же . Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просвет. деятельность в XVI-XX вв. М., 1994. С. 58.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы