Значение слова валаам в библейской энциклопедии никифора. Валаам в библии Разозлился на ослицу, когда та пыталась его остановить

Значение слова валаам в библейской энциклопедии никифора. Валаам в библии Разозлился на ослицу, когда та пыталась его остановить

27.04.2024

Прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Валаам

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626
Пол мужской
Местность
  • Pethor [d]
Занятие пророк
Цитаты в Викицитатнике
Медиафайлы на Викискладе

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян , так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел из-за самого Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того, чтобы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама, мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном, на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

142), в Пятикнижии - прорицатель из города Пефор (Птор) или Фафур, на Верхнем Евфрате, призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком проклясть израильтян, расположившихся станом в степях Заиорданья против Иерихона и готовившихся к вступлению в Землю Обетованную . Имя отца Валаама - Веор.

Сюжет

По библейскому рассказу, царь Валак * узнал, что евреи истребили амореев . Для того, чтобы сохранить свой народ - моавитян от истребления их евреями, Валак решил прибегнуть к помощи прорицателя Валаама. Валак верил, что если Валаам проклянёт евреев, то его народ победит евреев в будущей битве. Когда Валаам выехал к Валаку, ослица Валаама увидела ангела , стоящего на дороге с обнажённым мечом, и заговорила с Валаамом, после чего он и сам увидел ангела. По велению Бога Валаам не проклял израильтян, а трижды благословил их, предсказав им победу над врагами (Чис. ). Валаам был убит израильтянами во время истребления мадианитян (Чис. ).

Изначально евреи не собирались нападать на мадианитян так как они были потомками Авраама . Конфликт вышел собственно из-за Валаама. Он хоть и проклял всех присутствовавших на пиру, но потом дал дружеский совет Валаку - развратить с помощью женщин израильских мужчин (для того что бы Бог Израиля отвернулся от избранного народа). Война (пророчество Валаама о которой ничего хорошего самим мадианитянам не предвещало) началась именно из-за этой его провокации. Согласно плану Валаама мадианитянки приглашали евреев в городки Моава (в основном на какие-то праздники) и занимались с ними разного рода уголовными по израильским законам делами (идолопоклонство, прелюбодейство и т. п.). Однако этот план не пошел по запланированному сценарию. Умертвив 24 тысячи израильтян, Бог внезапно приказал начать войну с Моавом, а после его покорения дополнительно приказал уничтожить всех пленниц, лишенных девственности (случай в истории войны за Ханаан исключительный).

Предсказание

Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе :

Эти слова Валаама, смотрящего с горы на еврейский народ, о «Потомке» этого народа (мессии), который именуется «звездой» и «жезлом». Валаам предсказывает поражение пригласивших его князей Моава и потомков Сифа, подразумевая здесь сокрушение сил зла, ополчающихся на Царство Мессии.

Упоминание в Новом Завете

Валаам трижды упоминается в Новом Завете (в том числе в Откровении Иоанна Богослова) как пример человека, склонного за мзду неправедную на преступления против Бога и людей (2Пет. , Иуд. , Откр. ).

Раввинистическая интерпретация

Надпись из Дейр Алла

В 1967 году в холме Дейр Алла на востоке Иорданской долины нидерландская экспедиция во главе с профессором Хенком Франкеном (Henk J. Franken) во время раскопок древнего капища обнаружила штукатурку с надписью на раннеарамейском языке, впервые опубликованной в 1976 году. В тексте речь идёт о прорицателе Валааме. Реконструкция Андре Лемэра:

Надпись лаама, [сына Вео]рова, человека, который был боговидцем. Вот, боги пришли к нему ночью, и [говорили с] ним согласно этим сло[вам], и они сказали [Валаа]му, сыну Веорову, так: «Вот явилось последнее пламя, огонь наказания явился!». И встал Валаам на следующий день [… несколько?] дней […] и он не мо[г есть], и плакал он сильно. И его люди пришли к нему и с[казали] Валааму, сыну Веорову: «Почему ты ничего не ешь и почему плачешь?» И он сказал им: "Сядьте! Я покажу вам, как вели[ко бедствие!], и, идите, смотрите дела богов! Боги собрались и могущественные установили дату, и они сказали Ша[ма]ш: "Сшивай, закрой небеса твоим облаком! Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего […? …], для вас вызовет ужас [облач]ной тьмой, и не будете шуметь никогда, но [в месте своем?] стриж, летучая мышь, орел и пели[кан], стервятники, страус и а[ист и] молодые соколы, и сова, цыплята цапли, голубя, хищной птицы, голубь и воробей, [каждая птица не]бесная, и [на земле] внизу, в месте, где [пастушеский] посох вел овец, зайцы едят 10. шенно свобод[но …]

Примечания

Иудейских преданий.

Уроженец «языческой» земли к востоку от Палестины, или Месопотамии (Втор. 23, 4), Мадиама (Чис. 31, 8, Иис. Нав. 13, 21-22), или Эдома.

Валаамова ослица (Чис., 22:1-35). Когда о человеке говорят, что он - «Валаамова ослица», то имеют в виду, что он молчалив, несмел, не решается спорить с кем-либо. Валаам, пророк из Месопотамии, был вызван царем Моава для того, чтобы тот проклял Израиль, угрожавший его царству. Пророк уселся на ослицу и отправился в дорогу. Трижды перед пророком вставал ангел - ослица видела его и каждый раз останавливалась. Валаам же не видел и сердился на животное, бил его. И тогда ослица спросила пророка человеческим голосом: «Зачем ты бьешь меня?» И вот тогда ангел явился Валааму и повелел: не проклинать Израиль, а наоборот - благословлять.

Валаам был приглашен моавитским царем Валаком, испуганным прибытием вышедших из Египта израильтян в Иорданскую долину. (Чис. 22-24), чтобы тот наложил ритуально-магическое проклятие на народ Израиля. Бог (Яхве) воспретил, однако, Валаму произносить это проклятие. Валака слал новые, еще более почетные приглашения, и колеблющийся Валаам отправился в путь. По пути ослица В. увидела незримого для В. грозящего ангела, трижды преграждавшего ей путь, и заупрямилась, а затем обрела на миг дар речи, чтобы предупредить о воле бога (мотив заговорившей валаамовой ослицы носит отчетливые черты древних мифологическианимистических представлений). Глаза Валаама тогда открылись, и он узрел ангела, стоящего перед ним с обнаженным, мечом. Прибыв на место, В. поднимается на священную гору («высоты Вааловы»), откуда может видеть часть израильского стана, после принесения жертвы уединяется особенно высоко, а затем в пророческом экстазе изрекает не проклятие, а благословение. Валак велит еще дважды повторить церемонию, выбирая для нее различные места, но благословения В. во второй и в третий раз (фольклорный мотив троекратности) становятся все выразительнее. Валак гонит от себя В., который в заключение изрекает пророчество: «Вижу его, но его еще нет; зрю его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава» (Чис. 24, 17) (впоследствии иудейская, а также христианская эксегеза чаще всего относила это пророчество к царству мессии, соответственно Иисуса Христа). Обращение Валаама при видении ангела считалось прообразом явления Христа апостолу Фоме - потому этот сюжет занял столь важное место в христианском искусстве. Его можно отыскать главным образом в декоративном убранстве романских и готических церквей. В более позднее время он встречается реже.

В других библейских текстах Валаам предстает как злой маг, тщившийся соблазнить израильтян и в конце концов убитый ими (Иис. Нав. 13, 22, Чис. 31, 8, 16 и др.). Позднейшие легенды иудаизма подхватывают и развивают этот мотив. Само имя Валаам интерпретируется в манере т. н. народной этимологии как «без-народа», «погубитель народа» или «поглотитель народа» (талмудический трактат «Санхедрин» 105 а и др.).

Вдохновитель всех врагов Израиля:

в Египте он подал фараону совет умерщвлять еврейских младенцев мужского пола (талмудический тракт «Сота» 11 а; «Санхедрин» 106 а),

после исхода Израиля из Египта подстрекал амаликитян к нападению;

сама чрезмерность его вынужденных благословений была злонамеренной.

Это он подал мадианитам совет вовлечь израильтян в «любодейство» с языческими девицами, что привело к гневу Яхве и к мору в израильском стане («Санхедрин» 106 а; ср. христ. отражение этой традиции в Апок. 2, 14).

Изображается величайшим из семи пророков, данных язычникам (Наряду со своим отцом Беором, а также Иодом и его четырьмя друзьями) Но за его порочность и злую волю дух пророчества был отнят у него (вместе с ним от язычников вообще). К концу жизни он превращается в заурядного волшебника, калеку, хромого на одну ногу и кривого на один глаз. Перед гибелью искал спасения в магической левитации, но был побежден произнесением имени Яхве (Ср. христианскую легенду о Симоне маге).

Христианство

Для раннего христианства - прообраз лжепророка и лжеучителя, растлевающего умы неопытных учеников ради гордыни и корысти (2 Петр. 2, 15-16).

Из еврейской энциклопедии.

Билеам (Валаам),

в Библии - сын Беора и пророк из Петора, города в Месопотамии. Согласно библейскому рассказу о Б. (Числ., 22-24), моавитский (моабитский) царь Балак отправил послов к нему, как к пророку, с просьбою придти к нему и проклясть израильтян, с которыми он тогда воевал. С помощью всесильного проклятия этого ясновидца Валак надеялся одолеть своих врагов. Его глубокая вера в Б. следующим образом выражена в Библии: «Я знаю - велит он своим послам передать Валааму - кого ты благословишь, тот будет благословен, кого ты проклянешь, тот будет проклят» (Числ., 22, 6). Но Господь запрещает Б. пойти к моавитянам, и Б. отправляет послов назад с отказом, несмотря на богатые подарки, которые ему при-слал Валак. И вот Валак вторично направляет к Б. послов, еще более почтенных и знатных, нежели первые, через которых он обещает ему высшую награду и почести, если тот явится к нему на помощь и проклянет израильтян. Несмотря на сильное желание исполнять просьбу Валака, В., однако отказывается преступить повеление «его» Бога, даже в том случае, если бы Валак предложил ему в награду дворец полный золота и серебра. Однако, на этот раз Господь разрешает ему отправиться к царю, с тем, впрочем, что В. будет поступать так, как Он ему прикажет (Числ., 22,20). В сопровождении моавитских послов В. уезжает к Валаку верхом на ослице. Несмотря на разрешение, данное Господом В., Он все-таки высылает ангела на путь его с обнаженным мечем в руке, чтобы внушить ему больше страху и воспрепятствовать в исполнении злокозненных замыслов Валака. Б. не видит этого ангела, но его видит ослица и не хочет идти вперед. Рассерженный Б. трижды бьет ее, и вот после третьего раза ослица получает вдруг дар речи и указывает ему на то, что он несправедливо бьет ее и что не она в этом случае виновата. В это время Б. прозревает и узнает ангела Божия. Пристыженный последним, он сознается в своей жестокости в отношении ослицы и готов, дабы загладить вину свою перед ангелом, вернуться назад, если тот этого потребует. Ангел, однако, настаивает на том, чтобы он продолжал свое путешествие к Валаку, но в свою очередь ставит ему условие, чтобы он говорил только то, что он, ангел Божий, ему скажет (Числ., 22, 35). - В дальнейшем рассказывается о встрече Б. с Валаком и о тех благоприятных пророчествах, которые произносит Б. относительно израильтян. Всех пророчеств, связанных с именем В., четыре. В первый раз он произносит речь с высот «Бамот-Ваал», откуда виден весь израильский стан «до конца его». По повелению Бога, Б. славит израильтян и предсказывает им великое будущее: «Кто исчислит прах Якова и сочтет множество Израиля? Пусть и моя душа умрет смертью праведных, а мой конец да будет подобен его (Израиля) концу» (Числ., 23, 10). Разгневанный Валак переводит Билеама на другое место- на вершину горы Писги, откуда также открывается вид на весь израильский лагерь, и ждет, чтобы Б. теперь проклял его врагов. Но и на этот раз, по повелению Господа, Б. предсказывает этому народу славное будущее, изображая его, как племя смелое и воинственное, которому, вместе с тем, свойственно чувство справедливости и честности (Числ., 23, 18-25). Царь Валак сердится на В., что он не только не проклинает его врагов, но еще благословляет их, и переводит его на третье возвышенное место - на гору Пеор, но и там его ждет горькое разочарование: снова благословляет их В. в великолепной по красоте речи, начинающейся словами: «Как прекрасны шатры твои, Яков, и обиталища твои, Израиль!» (Числ., 24, 5). Здесь он говорит о богатстве и могуществе израильтян, сравнивает их с львом и львицей и в заключение восклицает: «Благословен благословляющий тебя и проклят да будет проклинающий тебя» (ibid., 24, 9). Наконец, уже отправляясь назад, в свою страну, В. сам просит Валака выслушать последнее его пророчество об Израиле, относящееся «к концу дней». И здесь он рисует победы израильтян над Эдомом и Моабом, Амалеком и кенитами, но вместе с тем говорит также о страданиях, ожидающих их, из которых они выйдут возрожденными, тогда как угнетатели их погибнут (Числ., 24, 16 - 24). После этого В. удаляется в свою страну, а Валак - в свою. В некоторых местах Библии особое внимание уделяется благословениям и предсказаниям Б. (Иош., 24, 9, 10; Миха, 6, 5; Нехем., 13, 2), тогда как личность его как бы обволакивается тенью и он с течением времени начинает выступать в роли гнусного развратника, склоняющего других людей к грехам. Таким Б., изображается, напр., в позднейших еврейских преданиях (Иосиф Флавий, Древн., IV, 6, §§ 6, 7), и в христианских (II Посл. Петра, II, 16; Апок. Иоанна, II, 14). Такого рода отношение к его личности основано на сообщении книги Числ (31, 16), согласно которому Б. дал совет моавитянам и мидианитянам привлечь израильтян к служению Баал-Пеору, развратный культ которого мог бы загрязнить их и, таким образом, навлечь на них гнев Бога, за что он был убит израильтянами вместе со многими мидианитами во время войны с последними (Числ., 31, 8). По-видимому, уйдя от Валака, он остался жить у мидианитян, с которыми моавитяне были в союзе, и здесь он был убит израильтянами. -

В агадической литературе.

Агада считает Б. одним из семи языческих пророков; остальные шесть: отец Б-а, Иов и его четыре друга (Баба Батра, 15б). Лишь постепенно Б. занял такое же положение среди язычников, какое занимал Моисей среди израильтян: сначала он был лишь толкователем снов, затем - чародеем-прорицателем и, наконец, настоящим пророком (Bemid. rab., XX, 1, 7). Впрочем, свое пророческое вдохновение Б. получал только ночью, во время сна; это в одинаковой степени относится и ко всем другим языческим пророкам (там же, XX, 12). В отличие от обыкновенных смертных Б. обладал даром, который давал ему возможность точно определять моменты Божьего гнева, продолжающиеся лишь одно мгновение. Б. намеревался проклясть израильтян именно в один из таких моментов; но Бог все это время умышленно подавлял свой гнев, и злой пророк не был в состоянии проклясть избранный народ (Бер, 7а). Во время Синайского откровения, рассказывает р. Элиезер из Модиина, глас Божий раздался от одного конца света до другого. Все цари земли были объяты страхом и трепетом. Встревоженные, они собрались к Б. и спросили его о причине сильного грома, а также не грозит ли земли новый потоп? - О нет, ответил Б., Бог поклялся Ною, что потопа уже не будет. - Не будет водяного потопа, но ведь бывают потопы огненные! Не бойтесь, ответил Б., Бог поклялся, что Он не истребит рода человеческого.-Но какой же это гром? - Драгоценное сокровище хранится у Бога спокон веков и Он теперь передает его своему народу. Этот гром знаменует не разрушение, а мир и благоволение.-Тогда все цари хором запели (Псал., 29, 11) «Господь дает силу народу Своему, Господь благословляет его ми-ром» (Зебах., 116а). - Хотя Б. признается пророком, но имя его часто сопровождается в Талмуде эпитетом «Раша», /// (нечестивец). Он изображается всегда кривым на один глаз и хромым на одну ногу (Санг., 105а). «Завистливый глаз, гордый дух и ненасытные вожделения - вот три отличительных признака последователей» Б. (Абот, V, 19). Талмудисты делают Б. ответственным за нарушение целомудрия израильтянами в Шиттиме и за постигшее их наказание в форме эпидемии, жертвами которой пали 24000 человек (Числ., 25,1-9). Когда «чародей» Б. убедился, что он не в силах подвергнуть сынов Израиля проклятию, он посоветовал Валаку испытать последнее средство, а именно - разными соблазнами довести евреев до нарушения целомудрия и таким путем до идолопоклонства. «Бог этого народа ненавидит разврат, а сам народ очень падок до красивых тканей. Устрой им по всему протяжению границы твоего царства базар для продажи тканей и пусть продажа производится исключительно женщинами; посади старух снаружи палаток, а молодых внутри; снабди каждую палатку изваянием бога „Пеора“ и кувшином доброго аммонитскаго вина. Старухи завлекут целомудренных евреев товаром, а молодые довершат дело вином»… (Санг., 306). Агадисты усматривают намек на гу- бительный совет Б. уже в самом его имени: //// = ///, буквально: «уничтожил народ» (там же, 105а). Враждебное отношение талмудистов к Б. выражается также в следующей беседе по поводу убиения его во время войны израильтян против мидианитян под предводительством Пинехаса (Числа, 31, 8). Один саддукей спросил р. Ханину: «Не слыхал ли ты, сколько лет было Б. в день его смерти»? - «Об этом ничего не написано», ответил тот; «но полагаю, что ему было около 33- 34 лет, ибо сказано: „Люди крови и коварства не доживают до половины своих дней“ (Псал.. 55, 24). „Это верно“, возразил тот, по-видимому иронически, „я сам лицезрел записную книжку и там написано: 33 года было хромоногому Билеаму, когда его убил разбойник Пинехас“ (Санг., 1066). - Ср. Jew. Enc., П, 467. 3.

Упоминается ли именно Билеам в Коране, в точности пока не установлено.

Комментаторы относят к нему, хотя и с оговорками, сказанное в сур VII, 174: „И расскажи им (евреям) историю того, кому мы даровали знамения наши, но который отказался от них; тогда Сатана последовал за ним, и он впал в заблуждение. И если бы мы пожелали, мы бы вознесли его над ними; он, однако, питал влечете к земли и следовал своим собственным желаниям; его внешность была внешностью пса: если вы дразните его, он задыхается, а когда оставляете его в покой, он все-таки задыхается.“

Мусульманские комментаторы сообщают, в пояснение этих слов Корана, что Б. был ханаанеем, обладавшим знанием содержания некоторых священных книг. Его соплеменники просили его проклясть Моисея и тех, кто были с Моисеем, но Б. сказал: „Как мне проклясть того, кого охраняют ангелы“? Однако, ханаанеи все-таки настойчиво просили Б. об исполнены их желания, пока он, действительно, не проклял израильтян. Вследствие этого последние и странствовали 40 лет по пустыне. Когда Б. проклял Моисея, его язык выпал у него изо рта и свесился ему на грудь и Б. начал задыхаться, как собака.

Предание в той редакции, в какой его передает Табари (Летопись, изд. Де-Гуй, I, 508 и сл.), несколько ближе к библейскому рассказу. Б. обладал знанием Неизречённого Имени Божия и все, чего бы он ни просил у Бога, исполнялось. Затем подробно рассказывается история с ослицею. Когда дело дошло до произнесения проклятия, Бог „поверну л язык его“, так что проклятие обрушилось на единоплеменников В., а благословение было произнесено над Израилем. После этого у Б. язык выпал и повис на груди. В конце концов Б. посоветовал своим единоплеменникам разукрасить и и принарядить жен своих и послать их к израильтянам с целью обольщения последних. Непосредственно затем рассказывается история с поражением у Баал-Пеора и о Козби и Зимри (Числ., 25, 14, 15).

По варианту, сообщаемому тем же Табари, Б. был израильским вероотступником, обладавшим знанием Неизречённого Имени Божия и явившимся к ханаанеям, влекомый желанием вкусить от благ мира сего. Аль-Талаби („Kisas al-Anbijah“) при-совокупляет к этому, что Б. был потомком Лота. Он сообщает также случай с сновидением, во время которого Бог запретил Б. проклинать израильтян.

По другой версии, Балак, царь Балха, побудил Билеама применить Неизреченное Имя Господне против израильтян. Проклятие это было произнесено Б. бессознательно и Моисей, предварительно узнав, когда оно будет произнесено, просил Бога лишить Б. его знания Имени Божия. И действительно, Б. лишился своего дара, причем из уст его вылетел белый голубь.

Другие толкователи относят вышеприведенный текст Корана к Умейе б. Аби ас-Сальт ат-Такафи, одному из религиозных деятелей середины 7-го века, знакомому с священными книгами и стремившемуся к роли всеми ожидаемого пророка. Он отказался принять ислам, в результате чего и был произнесен помещенный в суре VIIтекст (Herbelot, Bibliot. Orient.).

Некоторые ученые видят в фигуре баснописца Локмана арабскую параллель Билеаму. . 4.

Критическая точка зрения.

Нисколько трудную задачу поставил новейшим критикам библейской рассказ о Б., так как особенно в 22 гл. имена Бога Jahwe и Elohim столь перемешаны, что не легко выделить в раз-сказе, что принадлежит Элогисту и что-Ягвисту. Поэтому многие новейшие библейские критики принимают, что главы 22-24 книги Числ относятся к смешанному списку Элогиста-Ягвиста (JE). В 22 главе Ягвист (J) рассказывает о том, как к Б. явились послы от Валака с просьбою прибыть в царство моави-тян и проклясть израильтян, которые наводят на них страх и которых моабитяне не могут победить. Б. готов идти, но не в силах, как уверяет Балака через его послов, преступить повеление Иеговы, даже если бы тот „дал ему дворец полный золота и серебра“ (Числ., 22, 18). Элогист (Е) же разсказывает, что послы Балака убеждали Б. пойти, но тот не соглашался это сделать, пока Господь (Элогим) не явится ему во сне и не даст на то разрешения (22, 19-21). Рассказ о путешествии Б. к Балаку (22, 22 и сл.) принадлежит всецело Ягвисту. Сравнение глав 23 (Элогиста) и 24 (Ягвиста) показывает, что рассказ Ягвиста гораздо более картинен и художествен, нежели Элогиста, и свободен от вычурностей и витиеватости, свойственных редакции последнего. Весьма сомнительным, в виду этого, представляется также и то, чтобы четыре поэтических отрывка (пророчества н предсказания Б.) принадлежали Ягвисту и Элогисту только потому, что они находятся в 23 и 24 главах. Более вероятно, что в основание рассказов Элогиста и Ягвиста легло древнее предание о Б., которое уже позднейший редактор разделил так, как мы это видим теперь. - Что касается времени происхождения этих рассказов (списков), то ядро их, очевидно, должно быть отнесено к сравнительно позднему времени, когда израильтяне уже приобрели господствующее значение и власть над всеми остальными ханаанейскими народами. Рассказ о говорящей ослице, по-видимому, не что иное, как фольклорный сюжет, вставленный в повествование для красоты. Далее, критики полагают, что три небольшие предсказания Б., приведенный уже в конце этого повествования (24, 20-24), являются вставкой писателя более позднего по времени, нежели тот, который написал четыре основные пророчества. Из намека на Б. во Второзаконии (23, 4-5; ср. Нехем., 13, 2) явствует. что Б. был нанят для проклинания израильтян, но Господь изменил проклятия на благословения и что Б. не мог исполнить желание Балака, дабы не ослушаться Господа (ср. также Иош., 24, 9). - Существует несколько мнений относительно происхождения и значения имени Б. Большинство ученых склоняется к тому, что это название составлено из двух имен-„Веl“ и „Am“, принадлежавших двум семитическим божествам. Взятые вместе эти два имени могут обозначать: или „Ам есть Бог“ и наоборот, или „Ам есть владыка“, если слово „Бел“ переводить его обычным значением - „владыка“.

Билиография

G. Моеbius, Historia prophetae Bileami, 1676;

Bauer, Geschichte, d. alttestamentl. Weissagung, I, 329 и сл.;

Volck, в Real-encycl. Herzog’a, II, 474 и сл.

Kuenen. Theolog. Tijdschrift, 1884, XVIII, 497-540;

Van Hoonacker. Observations critiques concernant Bileain, в Le Muse’on, 1888;

Hale’vy, Revue Se’mitique, 1894, 201-209;

Delitzsch, Zur neuesten Literatur u»ber den Abschnitt Bileam, в Zeitschrift der kirchlichen Wissenschaft, 1888;

Cheyne, в Expository Times, 1899, X, 392-402;

Е сли эта история вам кажется загадочной, то вы не одиноки. Еще до того как мы дойдём до встречи с говорящими животными, возникает вопрос: почему волхв говорит к Богу и слушает Его? Разве не само собой разумеется, что волхвы де факто заодно с вражеской стороной? Почему Бог появляется, чтоб изменить его мысли о том, следует ли идти Вааламу или нет? И не один раз, а четырежды? Почему этот человек, который, казалось бы, намеревается быть послушным Богу, изображен как отрицательный персонаж, даже в Новом Завете (2 Пет. 2:15, Иуд. 1:11)?

У этой истории есть удивительные части - Валаам завершает свою речь, провозглашая серьезное мощное пророчество. Главы 22-25 книги Чисел наполнены удивительными загадками Торы, которые только и ждут, чтобы их распутали.

История Валаама

Народ Израиля, превозмогая усталость, преодолевает трудный путь из Египта и все ближе подходит к Обетованной Земле. Они очень вежливо просят о прохождении через владения идумеев, а потом аморреев, но в обоих случаях им отказывают, а затем их атакуют. Невзирая на это, израильтяне защищаются и побеждают, после чего захватывают территорию. И вот, непреднамеренно овладев территорией идумеев и аморреев, народ Израиля продвигается дальше. Царь Моава, Валак, сын Сепфоров, видит, что они приближаются к нему, и паникует. Он думает, что знает, что может сработать в этом случае… есть один волшебник по имени Валаам, который в близких отношениях с богами… возможно, он может прийти и проклясть израильтян? Валак посылает своих самых высокопоставленных людей с баснословной суммой в подарок, чтоб узнать, готов ли Валаам к такому вызову. И вот здесь история начинает запутываться.

Валаам - всем известный колдун, а колдовство запрещено Богом. Тем не менее, создается впечатление, что он вполне уверен, что слышит Бога, и хотел бы сделать то, что скажет Бог. И Бог говорит Валааму не идти, потому что народ Израиля предназначен для благословения, а не для проклятия. Так что Валаам слушается - отказывается идти к Валаку, и заверяет его людей, что деньги его не интересуют.

Хотя, может быть, и интересуют.

Когда Валак снова посылает еще более высокопоставленный людей с еще более заманчивым предложением, создается впечатление, что уловка удалась, ведь Валаам опять приходит к Богу, чтобы проверить ответ: Ты правда уверен, что я не могу пойти с ними? И, что странно, по-видимому Бог смягчился. Он дает Валааму разрешение идти, но говорить только то, что Он сказал ему. Так что Валаам отправляется в путь с разрешением. Но потом он остановлен на пути никем иным, как Ангелом Господа, и его ослица отказывается сдвинуться с места и даже объясняет почему. Словами. Вся эта ситуация явно выходит за рамки обычного и действительно должна бы предостеречь всех заинтересованных лиц. Если вы на самом деле хотите знать, что думает Бог о таких начинаниях, то вот вам ответ.

Валаам говорит: “Ну если Ты не хочешь, чтобы я шел, я не пойду” , но Бог как-то странно и противоречиво дает ему разрешение продолжать. Что же это? Что Бог имеет в виду: идти ему или не идти?

Валаам встречается с Валаком, но не может произнести проклятье на Израиль, и вместо этого благословляет его три раза подряд, к тому же удивительными благословениями.

Есть над чем поломать голову

Ключом к разгадке этой саги будет стих Чис. 23:19:

“Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”

С одной стороны, казалось бы, Бог изменил своё мнение (несколько раз подряд), но с другой стороны, если посмотреть, что же говорил Бог с самого начала, то мы увидим, что Он был последователен до конца.

В самом начале слова Бога к Валааму были такими:

“Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен.” (Чис. 22:12)

Таково первоначальное утверждение Бога: народ Израиля не предназначен для проклятия, но для благословения. Бог намеревается защищать Израиль от проклятий и всякого колдовства, и сделает все, чтоб они были благословенны. Таково Его постановление и Он не отступится. Ни разу мы не видим, чтобы Он колебался или был не в состоянии сделать это. Он охраняет Израиль от проклятий и злонамеренных провозглашений, и сохраняет их благословения, и ограждает их во все времена. Он сказал это, пообещал и убедился, чтобы всё было сделано согласно Его слову.

И ВСЁ ЖЕ. Все же… есть вопрос свободы воли. Потому-то Валаам и мотался туда-сюда. Бог открыл Свое сердце, Свои намерения и Свою волю Валааму, но всё же Он дает ему разрешение и свободу поступать против Его воли.

Пока всё хорошо. Ну а как же ослица, которую задержал ангел? Правильно ли было для Валаама продолжать путь или нет? А как же уступки Валаама и предложения вернуться?

Я думаю, Бог показывает не только Валааму, но и читателю (нам с вами), чего Он ожидает в этой ситуации, и что думает по этому поводу. Он не в восторге. Валаам всё понимает, понимает, что надо вернуться, но на самом деле не хочет этого делать . В этом все и дело.

Наши желания чрезвычайно важны для Бога

Бог не будет нарушать нашу свободу, и Он примет во внимание наш выбор. Но у Него есть желания, предпочтения, чувства и цели, и Он поделится ими с нами и предложит нам присоединиться к Нему. Но не будет давить на нас. Он дает нам позволение идти нашей собственной дорогой и поступать так, как мы считаем нужным, но будьте уверены, ничто не помешает исполнению первоначальных мыслей, планов и целей Бога.

Желание Валаама пойти за вознаграждением было принято, но в конечном счете народ Израиля был благословлен, а не проклят, точно так, как сказал Бог в самом начале. Бог создает возможности для наших выборов, но Он не позволит нам попирать Его всеобъемлющие цели. Даже история Измаила и Исаака показывает нам, что Бог в любом случае сделает именно то, что Он намеревался сделать в самом начале. Он не отошел от намеченного пути. Он упорно трудится над планом А.

Валаам сделал вид, что послушался и подчинился, но его действия показывают, что на самом деле его не сильно-то заботит откровение Божьего сердца. Он не на Божьей стороне. Бог открыл ему, что Он думает и чувствует, но Валаам не разделяет Божьего отношения к народу Израиля. Ему важнее наличные деньги. Его интересует воля Бога лишь на словах, он не хочет вернуться назад. Его не заботит судьба Израиля.

Эта история показывает нам необыкновенное взаимодействие между Божьим суверенитетом и нашей свободной волей во вселенной.

Если бы Валаам с самого начала правильно принял то, что Бог говорил ему (Я люблю Израиль, и Я хочу защищать их и дать им только хорошее ), тогда ему бы не пришлось второй раз проверять, хорошо ли пойти и проклясть их. Такие мелочные дебаты “идти / не идти” смехотворны, если мы послушаем первоначальное Божье заявление. Валаам ожидал разрешения от Бога, но Богу не нужно ворчливое послушание, Он хочет, чтобы мы согласились и соединились с Его волей.

В определенных ситуациях, принимая решения и узнавая Божью волю, мы можем чувствовать напряжение, но часто цели Бога и Его сердце нам уже известны. Действительно ли мы уделяем внимание тому, что Он уже сказал? Пока мы окончательно не запутаемся, определяя что “делать”, а что “не делать”, может быть нам следует приложить все усилия и узнать, о чём заботится Бог?

Несмотря на всю Божью защиту Израиля от сверхъестественного зла, Валаам показал Царю Моава, как он может хитростью ввести народ Израиля в идолопоклонство (Чис. 31:16), и это привело к проблеме, потому что Бог и в этом случае для Израиля не отменил свободную волю. Все же, из уст Валаама прозвучали некоторые удивительные заявления, и чудо изменённого проклятия было отмечено в истории как чудо и знак Божьего величайшего благословения (Нав. 13, 24, Неем. 13).

Наша свобода делать выбор дорого обходится Богу. Свобода - дорогостоящая вещь, это вам скажет любой ветеран. Она стоила Богу жизни Его единородного Сына, нашего Мессии Иешуа. Но без свободы нет любви. В своей любви Бог не будет отменять нашу свободу, и Он позволит нам сделать неверный выбор. Это цена, которую Он согласен платить. Но желание Его сердца в том, чтобы мы свободно согласились с Его волей, чтобы наши сердца возрастали в единстве с Его сердцем.

“Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.” (Пс. 85:11)

Божьи цели для Израиля преобладают над всем

Бог имел намерение хранить Израиль не только потому, что Он любил их (хотя и сейчас Он и любит их очень сильно), но также потому, что именно благодаря Израилю Он пришел на землю как Мессия и совершил спасение для всех - как для евреев, так и для язычников. Валаам невольно провозглашает эти Мессианские пророчества:

Подписывайтесь:

“Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!” (Чис. 24:9)

“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… ” (Чис. 24:17)

Мессия, который должен был прийти, был семенем из народа Израиля, так ревностно охраняемого Богом. Параллель с благословением Иакова для Иуды безошибочна. Мы часто используем эту историю, чтоб рассказать, что Бог может использовать кого угодно для провозглашения Своего слова, даже осла! Но мы видим также, что Он использовал и продажного волхва Валаама, — что само по себе огромное чудо, — и известный своей жестоковыйностью народ Израиля.

Бог совершит все свои цели для Израиля и для мира, и Он не будет ни на кого оказывать давление против его воли. Но Он бы хотел разделить с нами то, что у Него на сердце, и приглашает нас присоединиться к Нему в Его делах на этой земле. Работа над Божьими обетованиями Аврааму продолжается, и Израиль вернется к своему избавителю, что бы над ним ни провозглашали - благословения или проклятия. Бог сделал выбор совершать Свои дела через Израиль, и Он - не тот, кто использует людей, а потом отказывается от них, - Его любовь и забота об Израиле продолжается до сего дня. Каждое слово установленных Богом планов и целей для Израиля сбудется, именно так, как Он и сказал.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

прорицатель - прориц’атель (Втор.18:10 ; Нав.13:22 ; 1Цар.6:2 ; Ос.9:7 ; Зах.13:3 ,4; Деян.16:16) лжепророк, поставленный в законе рядом с гадателем и ворожеем, которых народ Божий должен избегать и из своей среды удалять. Валаам прорицатель во 2Пет.2:16… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Валаам и ослица. Рембрандт, 1626 Валаам (ивр. בִּלְעָם‎, Биль‘ам), в Пятикнижии прорицатель из города Птор (на Верхнем Евфрате), призванный, согласно библейскому повествованию, царём Моава Валаком (Балаком) проклясть израильтян, расположившихся… … Википедия

Месопотамский волхв или прорицатель, имя которого встречается в библейской истории. Когда еврейский народ, после сорокалетнего странствования в пустыне, окончательно двинулся в обход Мертвого моря, чтобы вторгнуться в Палестину, ему нужно было… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Валаам - (Билеам) (евр. Вилеам в Ветхом Завете и Валаам в Новом Завете) 1) Сын Веоров (2 Пет. 2:15), прорицатель, жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему моавитскии царь Валак послал пригласить к себе, чтобы он проклял Израиля (Чис. 22 … Словарь библейских имен

ВАЛААМ - [евр. , ; греч. Βαλαάμ], языческий провидец и прорицатель, благословивший народ Израиля и предсказавший приход Мессии. В Числ 24. 3, 15 он описывается как «муж с открытым оком... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но … Православная энциклопедия

Валаам: Валаам остров в северной части Ладожского озера, входящий в Валаамский архипелаг. Валаам библейский прорицатель из города Птор. Валаам мужской хор из Санкт Петербурга. Валаам лагерь инвалидов второй мировой войны… … Википедия

СЕРАФИМ - (Иаков Мещеряков), митр. (1861–1937), рус. правосл. церк. деятель и писатель. Род. в Пензенской губ. в семье крестьянина. Окончил СПб.ДА (1885) и был рукоположен во иеромонаха. Состоял инспектором Холмской ДС и ректором Тифлисской ДС. В 1889… … Библиологический словарь

В Википедии есть статьи о других людях с именем Серафим. Митрополит Серафим (в миру Яков Михайлович Мещеряков; 18 марта 1860, село Хлыстовка, Краснослободский уезд, Пензенская губерния 7 мая 1933, Ростов на Дону) епископ Русской… … Википедия

Серафим (в миру Яков Мещеряков, родился в 1861 году) епископ острожский, второй викарий волынской епархии, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии. Написал: Прорицатель Валаам. Книга Чисел XXII XXV главы (Санкт Петербург, 1899,… … Биографический словарь

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы