Храм тихвинской иконы в алексеевском. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке). Архитектурные особенности церкви

Храм тихвинской иконы в алексеевском. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке). Архитектурные особенности церкви

31.10.2023

Вера православных христиан в чудодейственную силу Тихвинской иконы Божией Матери появилась давно. На иконе изображена Богоматерь с ребёнком. Найдена эта святыня была в церкви Успения Богородицы. В этой церкви три раза случался пожар, из-за которого она каждый раз сгорала дотла, потому что была построена из дерева, но икона каким-то чудом ни разу не пострадала. Именно поэтому, она почитается чудодейственной. Но не только поэтому. Есть и другие чудеса, сотворённые святым образом.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова, им собственноручно был заложен краеугольный камень для дальнейшего строительства храма в честь этой святыни. Однако, сам государь храма не увидел, ибо завершено строительство было уже после его кончины в 1680 г. Освящал святую обитель уже другой царь, Фёдор Алексеевич Романов.

Царская семья была очень набожна. Все в ней любили этот храм. Сам Царь часто посещал его . И поэтому, специально для него в святой обители были построены две молельни. За время его царствования обитель сия, постоянно получала финансовую помощь, за счёт которой, собственно, и существовала. Ныне церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском существует на пожертвования прихожан и сборы от молебнов, там проводимых.

Чем славится Тихвинская икона Божией Матери

Церковь Тихвинской Богоматери в Москве каждый день принимает очень много прихожан. Многие из них приходят помолиться чудодейственной иконе. Однако, чем именно славится эта икона, знает не каждый.

Славу свою Тихвинская икона получила за многое, а именно:

  • она не сгорает в огне;
  • написана апостолом Лукой;
  • почитается, как символ Византийской империи.

Как говорят предания старцев, Тихвинская икона была написана самим Лукой, набожным человеком, который был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. После того, как Лука её написал, она была отправлена в Антиохию. Потом перенесена в город Иерусалим. Спустя много лет, православные христиане принесли святый образ в Константинополь, где в честь святыни был построен Влахернский храм. С тех времён все верующие почитают образ, изображённый на иконе, как символ Византийской империи.

В 1383 г., за 70 лет до того как Константинополь пал, святыня из Влахернского храма таинственно исчезла. Но вскоре появилась на Руси в Новгороде . Потом святой образ странствовал по разным местам русской земли и остановился в городе Тихвине, расположенном на реке Тихвинке. Именно здесь икону Богоматери, написанную апостолом Лукой, стали называть Тихвинской. Здесь она воспарила над Ладожским озером и явилась рыбакам. Над озером в небе возник яркий свет. Рыбаки подняли взор и увидели образ Богородицы, парящий в небе.

При царе Иване Грозном здесь же, в Тихвине, был построен Тихвинский мужской монастырь. Некоторое время святыня была и тут. Именно в этом монастыре случилось чудо спасения. Когда шведы напали на Русь, они захватили много городов, в число которых входил и Тихвин. А чудо случилось, когда шведы приблизились к монастырю. В тот час, с молитвами и песнопениями чудотворная святыня была обнесена вокруг монастыря. И когда шествие завершилось, шведы неожиданно отступили. Они разрушили почти весь город, но монастырь не тронули. Церковь это чудо приписывает чудодейственному образу.

В России, в честь этой святыни было построено много храмов, в том числе и Тихвинский храм в Алексеевском, расписание богослужений которого никогда не меняется. Прихожане могут приходить помолиться чудодейственному образу в любой день. Богослужения в обители совершаются ежедневно .

Тихвинский храм в Алексеевском со времён правления Романовых почти не изменился. До наших дней в нём сохранились молельные комнаты для царской семьи. Справа расположена комната царя, слева - царицы. Кроме царских молельных комнат, в обители сохранились подсвечники XVII века, целиком сделанные из дерева, изразцовая печь.

Рядом с алтарём по сей день стоит ковчег с частицами мощей святых угодников божьих. Во время войны в 1812 году церковь была осквернена наполеоновскими войсками. Император Александр I выдал 18 тыс. рублей на ремонт обители. В 1836 г. стены церкви были расписаны артелью известного художника Джованни Батиста Скотти.

В конце XIX века в святой обители был устроен придел во имя преподобного Алексия, человека Божия, куда был помещён старинный образ XVII века небесного покровителя придела. Часто в дни памяти Алексия здесь служил Патриарх Алексий Второй, который был крещён во имя этого святого. До сих пор, прихожане с особенной теплотой вспоминают богослужения, проводимые первосвятителем.

В трапезной части храма на средства купца Константинова были установлены придельные алтари преподобного святого Сергия и святителя Николая. Проект выполнил известный русский архитектор Михаил Дормидонтович Быковский. Освящение алтарей было проведено 23 мая 1848 г. В ноябре в 1917 году для симметрии с Алексеевским приделом с северной стороны был создан ещё один придел в честь . В апреле 1922 г. у храма изъяли драгоценные ризы с икон общим весом 114 кг серебра, а также 58 бриллиантов. Однако, милостью Божьей церковь не закрывалась и продолжала свои службы.

В наши дни в храме, помимо Тихвинской иконы Богоматери, особо почитается икона прибавления ума. Ей молятся люди с расстройством памяти. А также прихожане храма почитают и все другие святыни.

Адрес храма

Храм Тихвинской иконы Богоматери находится в Москве по адресу: Проспект Мира, 130. По-старому - ул. Церковная горка, 26 а. Телефон приёмной (495) 683−43−44.

Доехать можно на метро. Ехать до станции «ВДНХ». Выходить в новый «Южный выход». Если ехать из центра, удобнее садиться в третий вагон с конца поезда. В качестве ориентира в метро есть указатели: «К Тихвинскому храму, на Алексеевском». После выхода из метро идти направо. Храм от выхода находится в 2 минутах ходьбы. Есть и другие храмы возле метро и у всех из них богатая чудесами история.

На автомобиле до храма удобно ехать со стороны улицы Кибальчича. Если по незнанию местности заблудились, у прохожих спрашивать нужно, где находится храм на Церковной горке у ВДНХ. Если спрашивать по-другому, вас могут не понять. Все помнят старый адрес.

Святыни в храме:

  • Копия гроба Господня;
  • Тихвинская икона Богоматери;
  • Казанская икона Богоматери;
  • Икона прибавления ума;
  • Козельшанская икона Богоматери;

Наш храм находится на древней Троицкой дороге, ведущей в Троице-Сергиеву Лавру - к мощам глубоко почитаемого русским народом преподобного Сергия Радонежского. Как правило, совершали это паломничество пешком. Даже цари отказывались от удобств путешествия в карете. Дорога занимала обычно 3-4 дня. За это время можно было поговеть, подумать над своей жизнью, приготовиться к таинствам исповеди и причастия. Первая остановка по выходе из Москвы как раз и находилась на месте, где ныне расположен наш храм. Ранее оно называлось село Копытово, названное по местной речке Копытовке, притоку Яузы.

Возникновение церкви Тихвинской иконы Божией Матери относится к концу XVII века. Село переходило к разным знатным владельцам, а в 1621 году было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому за заслуги в спасении Отечества в годы «смуты». Его казаки оказали решающую помощь ополчению Минина и Пожарского - и Москва была освобождена от поляков. До 1655 года селом владела вдова Трубецкого, Анна Васильевна. Трубецкие любезно предоставили свое подмосковное владение царю Алексею Михайловичу (1645-1676 гг.), когда он пожелал поселиться в этих живописных краях. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых - в те времена здесь шумел густой лес. Место так понравилось царю, что он захотел иметь тут свой путевой дворец.

Дворец был сооружен раньше храма, с восточной его стороны, обращенной к Сокольникам. А в 1646-1648 г.г последняя владелица села, Анна Васильевна, построила храм в честь Алексия, Человека Божия, - небесного покровителя царя. С 1647 года все село стало называться Алексеевским. После ее кончины Алексеевское перешло во владение государя. После посещения святынь Троице-Cергиевой лавры, Алексей Михайлович и его сын Феодор в Алексеевском дворце готовились к торжественному въезду в Москву - она встречала царя колокольным звоном, приветливыми нарядными горожанами.

К сожалению, дворец просуществовал недолго. В 1803 году известный историк Н. М. Карамзин нашел дворец настолько ветхим, что туда небезопасно было входить. А уже в 1817 году дворца не существовало: вероятно, его разрушили и сожгли французы. С 1670 года село официально стало дворцовым.

В 1673 году царь Алексей Михайлович повелел заложить в селе новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Дожить до ее возведения царю не удалось - работы были завершены в 1680 году уже после его смерти. Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью.

Тихвинский храм строился с 1673 года. 31 октября 1680 года года новая Тихвинская церковь была торжественно освящена: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню - чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.

Устройство храма

Поскольку со времен Алексея Михайловича в храме непременно останавливались государи на пути в Троице-Сергиеву обитель, в юго-западной и северо-восточной частях храма были устроены небольшие помещения, которые являлись молельнями царя (направо) и царицы (налево). Все эти постройки сохранились доныне. Помещения имели самостоятельный вход с «гульбища» и окна, обращенные внутрь храма.

Часть царской молельни занимала круглая печь работы отечественных мастеров XVII века, украшенная великолепными изразцами цветной поливы. Печь прекрасно сохранилась и до сих пор вызывает восхищение знатоков своими причудливыми узорами. К тому же она представляет собою прототип современного «аносовского» духового отопления. Котельная находилась в подвальном помещении, и печь со своим множеством внутренних ходов, по которым циркулировал горячий воздух, щедро давала тепло. Сохранились до нашего времени и дивной красоты деревянные подсвечники XVII века, расположенные в царской молельне.

Представьте себе небольшую комнату, с прекрасными иконами древнего письма, слабо освещенную разноцветными огоньками лампад и язычками немногих свечей. Перед аналоем с раскрытым молитвословом - коленопреклоненная фигура 18-летнего юноши царя Феодора. На террасе, у входной двери застыли, опершись на алебарды, царские телохранители.

Не один раз судьбы царствующей династии пересекались с судьбой храма. Так, во время Стрелецкого бунта Петр I по дороге из Троице-Сергиевой Лавры в Москву остановился в храме Тихвинской Божией Матери. Узнав об этом, на церковный двор явился большой отряд стрельцов. Петр вышел к ним и спросил, что они хотят. Стрельцы поставили перед собой плахи с топорами, встали перед царем на колени, склонили головы в знак раскаяния и прося милости. Петр простил всех, кто пришел в этот день на церковный двор.Участь остальных стрельцов была незавидна. Зачинщиков бунта и многих рядовых стрельцов казнили.

Основные вехи

К началу XIX века храм был уже не так красив, как раньше. Осенью 1812 года в Москве расположилась наполеоновская армия. В числе прочих святынь французы осквернили и Тихвинскую церковь, превратив главный храм в склад провианта, а трапезную - в конюшню. В 1824 году, по распоряжению императора Александра I, на восстановление церкви казна отпустила 18 тысяч рублей. Лишь в 1836 году стены храма были впервые покрыты росписью - по мнению современных реставраторов, их автором был Д.Скотти.

В 1824 году разобрали Алексеевскую церковь, а ее кирпичи ушли на постройку колокольни перед храмом. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия.

В конце 40-х годов XIX века было решено разобрать потолок трапезной, и она стала одноярусной. От верхнего этажа уцелели хоры, идущие вдоль южной, западной и северной стен. На хорах, огороженных точеными столбиками перил, сохранились старинные люстры.

В трапезной на средства купца Константинова в углах под хорами поставлены были придельные алтари преподобного Сергия и святителя Николая. Автором алтарей был известный русский архитектор М.Д. Быковский, освящение их состоялось 23 мая 1848 года.

В ноябре 1917 года в симметрии с Алексеевским приделом под северным концом хор создан придел мученика Трифона.

А в 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего, иконостас которой взят из одной домовой церкви, а название выбрано в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI - XVIII веках. В середине XIX - начале ХХ века возведены были также дом причта и церковная ограда.

Несмотря на господствующее в стране безбожие и творящиеся репрессии, в советское время храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался. Хотя 23 апреля 1922 года у храма изъяли 6 пудов 32 фунта 95 золотников серебра (114 кг.) и 58 бриллиантов. Отобрали у него и нижний храм, где устроили овощную базу (позже, до 1998 года там находились мастерские Художественно-производственного предприятия "Софрино", а ныне храм восстановлен). Колокола на колокольне сохранялись, однако долгое время не звонили. Разросшиеся вокруг деревья почти скрыли церковь от обозрения. Чудесно уцелел храм и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности - а подобные мероприятия обычно не оставляли за собой храмов.

По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, Сталин именно отсюда взял чудотворную икону Тихвинской Божией Матери, с которой, по его приказу, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Символично, что в это же время ставка нашей армии находилась в стенах Троице-Сергиевой лавры. Так, еще раз Тихвинский храм связал судьбу Москвы и Троице-Сергиевой лавры.

Храм сегодня

В 1945 году при настоятеле храма отце Владимире Подобедове был предпринят внутренний ремонт храма. С 1953 по 1984 годы настоятелем был известный протоиерей Александр Васильевич Солертовский. Когда осуществлялась реставрация храма, проходившая в конце 70-х - начале 1980-х годов, под многочисленными слоями записей были открыты прекрасные настенные росписи. По мнению реставраторов, их автором мог быть известный Д. Скотти - живописец, расписывавший Исаакиевский собор.

С 1982 года настоятелем храма является протоиерей Аркадий Тыщук. Храм имеет замечательную традицию. Начиная с 1962 года 30 марта, если на этот день не выпадает каких-то поездок или неотложных дел, Патриарх Московский и Всея Руси Алексей II служит в храме литургию в память своего небесного покровителя, в честь которого получил имя при крещении - Алексия, Человека Божия. Для всего прихода и служителей храма это большая честь: прихожане и причт заранее готовятся к такому радостному и торжественному событию. Часто, святейший Патриарх служит в храме и в день Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы - 9 июля. В сентябре 2001 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил на ВВЦ новую часовню Василия Великого, сооруженную по инициативе самих работников выставки - к 60-летию со дня ее основания. Эта часовня была приписана к Тихвинскому храму.

Убранство храма

Храм производит сильное впечатление своими размерами, прочностью кладки, выдержанностью стиля. Одна длина его (от притвора до стены горнего места) составляет почти 37 метров. Два яруса окон византийского стиля прорезают стены храма почти до свода. Алтарь главного храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери необычайно высок и вместителен. Его восточную сторону образуют три глубоких ниши, через окна которых свет падает тремя параллельными потоками.

Темная окраска стен и сводов в сочетании с высотой и объемом придает храму строгость и глубину. Главный иконостас относится к середине XVIII в., стенопись - к середине XIX века. Старые иконы в иконостасе записаны новыми образами.

Колокольня 1824 года имеет внутреннее убранство середины XIX века. Шесть круглых столбов трапезы, поддерживающих хоры, украшены медальонами - изображениями пророков и евангелистов. Стены храма украшают картинами из Ветхого и Нового завета, житий прп. Сергия и свт. Николая. На одной картине великому молитвеннику земли Русской является Божия Матерь, на другой подвижник валит кряжистые деревья, окружавшие обитель. Из старинных икон примечателен образ прп. Алексия, Человека Божия: в рубище и с босыми ногами он воздел молитвенно руки и сподобился увидеть в небесах самого Господа. По версии некоторых ученых, икона была перенесена из древней церкви 1646 года.

Святыни храма

Главная святыня храма - чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская» - помещена в иконостасе рядом с местным образом Спасителя. По одному убранству образа можно судить, сколь глубоко он почитается верующими.

Особо чтимой святыней храма является также точная копия пещеры Гроба Господня.

Среди почитаемых прихожанами образов храма надо отметить образ Божией Матери «Недремлющее око» и образ Божией Матери «Прибавление ума», а также мощевик, расположенный перед северными вратами.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)

Тихвинская – одна из самых знаменитых и, можно сказать, легендарных икон. Её порой именуют Небосошественной, то есть «сошедшей с небес». Святая Тихвинская икона не раз являла чудеса.

Для наших современников легендарность иконы напрямую связана Тихвинской церковью села Алексеева. Ведь, по преданию, отсюда накануне битвы за Москву Сталин велел взять эту чудотворную икону и приказал облететь с ней по кругу столицу на самолете. В декабре 1941 года состоялось знаменитое сражение за Москву и началось наступление Красной армии. Наступление вскоре вылилось в освобождение Тихвина, так что не только спасённую от гитлеровцев Москву, но и Дорогу жизни на Ладожском озере относят к помощи чудотворной Тихвинской иконы.

Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится на возвышенности, названной красивым старомосковским именем Церковная горка – по храму. Эта местность вошла в черту города только в начале ХХ века, а до того была обыкновенной подмосковной окрестностью, окраиной и называлась селом Алексеевским. В далекую старину оно было любимым дворцовым селом царя Алексея Михайловича Романова. Здесь стоял его путевой дворец с церковью, в котором богомольный царь останавливался во время походов в Троице-Сергиеву лавру. Однако название село получило не собственно от имени своего владельца, а от первой местной церкви, освященной в честь св. Алексия, Человека Божия.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Прежде чем возникло Алексеевское, здесь было маленькое подмосковное село Копытово. Оно называлось по местной речке Копытовке, притоку Яузы. Близ него проходила древняя дорога в Троице-Сергиеву лавру. Село переходило к разным знатным владельцам, а в первой половине XVII века принадлежало князьям Трубецким. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках и, по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых. Место, окружённое густым лесом, очень нравилось царю. И потому последняя владелица села, вдова князя Трубецкого, выстроила тут в 1646–1648 годах Алексеевскую церковь. Тогда же и всё село стало называться Алексеевским. Судя по времени построения этой первой церкви, царь поселился в Копытове в середине 1640–х годов, то есть в самом начале своего правления. Рядом с Алексеевской церковью царь велел возвести путевой дворец. Дворец тоже был назван Алексеевским. Во второй половине XVII века существовало уже несколько таких путевых дворцов царя Алексея Михайловича на дороге в Троице-Сергиеву лавру.

Новую церковь царь решил строить в 1673 году, а по другим данным – в 1676 году. Алексей Михайлович повелел заложить новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Алексей Михайлович не дожил до возведения церкви – работы были завершены в 1680 году, уже после его смерти.

Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью. Только в 1824 году старую Алексеевскую церковь разобрали и выстроили из ее кирпича красивую стройную колокольню Тихвинского храма, которая дожила до наших дней. А в самой Тихвинской церкви в конце XIX столетия устроили придел во имя св. Алексия, Человека Божия – в память о первой церкви села Алексеевского.

Пятиугольная Тихвинская церковь была поставлена на подклете. Пирамида нарядных кокошников, белокаменные порталы, наличники окон, пучки колонн рельефно выделяются на красном фоне стен.

По преданию, юго-западная молельня была царской (здесь сохранилась круглая изразцовая печь XVII века), а северо-западная – царицы. В храме находится иконостас середины XVIII века, в трапезной – иконостасы XIX века. Настенная живопись неоднократно подновлялась.

С запада к храму примыкает трапезная, которая была соединена с путевым царским деревянным дворцом.

В 1680 году новая Тихвинская церковь была торжественно освящена. Для церемонии освящения из Кремля к ней отправился крестный ход с патриархом и царём Фёдором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил храму главную святыню – чудотворную Тихвинскую икону.

По преданию, образ был написан на заре веков христианства самим апостолом евангелистом Лукой. Уже в V веке икону торжественно перенесли в столицу Византийской империи – Константинополь. Однако в 1383 году икона таинственно исчезла. Это исчезновение сочли за предзнаменование грядущего конца Византийской империи. Предзнаменование оказалось пророческим. Спустя век империя рухнула.

В том же 1383 году исчезнувшая из Византии древняя икона вдруг чудесным образом появилась на Руси. Сначала она парила в воздухе над водами Ладожского озера, а затем опустилась на берег. Местные жители построили для нее часовню, где от образа совершились многие чудеса. А потом икона исчезла и вновь являлась в разных местах, даруя чудеса и исцеления, пока не избрала себе место близ Тихвина. Здесь и был устроен ей храм. Он неоднократно горел, но образ оставался невредимым. Икону назвали Тихвинской – по местности, в которой она явилась. Великий князь Василий III выстроил для неё каменный храм, а его сын царь Иван Грозный устроил тут Тихвинский мужской монастырь.

К 1680 году, то есть ко времени, когда Фёдор Алексеевич принёс икону в Тихвинский храм села Алексеевского, она уже прославилась на Руси многими великими чудесами. Самый известный случай произошёл в Тихвине в 1613 году, когда шведы дважды пытались захватить монастырь. И не смогли. И через год именно в Тихвинском монастыре был подписан договор о мире со шведами – перед чудотворной Тихвинской иконой, которая была главной порукой со стороны русских. С того времени её и стали чтить как Заступницу России.

В Тихвинском храме в селе Алексеевском, как и в прежней Алексеевской церкви, обязательно останавливались на богослужения по дороге в лавру. Путевым был не только дворец, но и храм.

И храм, и дворец сожгли французские солдаты в 1812 году. Дворец больше не восстанавливался. А на воссоздание Тихвинского храма император Александр I Павлович средства выделил.

Но только в 1836 году, при императоре Николае I, стены храма были покрыты росписью. В целом внутреннее убранство храма позапрошлого столетия до нас дошло.

И ещё в Тихвинском храме была устроена особо чтимая святыня – точная копия пещеры Гроба Господня.

В ноябре 1917 года, в страшные для Москвы дни разрушительных революционных боев, в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. Трифона. А в 1922 году в подклете храма была устроена Воскресенская церковь, точнее, придел в память о Воскресенской церкви соседнего села Ростокино. В том же 1922 году храм был ограблен.

Все годы советской власти церковь работала и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили.

В первый же самый страшный год Великой Отечественной войны Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской церкви села Алексеевского сыграла, по преданию, свою роль Заступницы России.

После войны чудотворная Тихвинская икона, как главная святыня храма, была с почётом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя.

автора

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

2.3. СТРАНСТВИЯ ЗНАМЕНИТОГО БИБЛЕЙСКОГО КОВЧЕГА ЗАВЕТА ПРИ ЦАРЕ САМУИЛЕ – ЭТО ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЗНАМЕНИТОЙ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ НА РУСИ В 1383 ГОДУ Как мы уже говорили, в библейской биографии Самуила центральное место отведено странствиям

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно

автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Церковь Успения Божией Матери Церковь Спаса на Сенной площади – одно из самых значительных архитектурных сооружений Санкт-Петербурга. Долгое время она была первой церковью в черте города, попадавшей в поле зрения путешественника, подъезжавшего к столице со стороны

Из книги Непобежденная крепость автора Коняев Николай Михайлович

IV ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ СЛЕД КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Рассказывая о Шлиссельбурге, о героической истории крепости, невольно снова и снова вспоминали мы о Казанской иконе Божией Матери, явившейся на Руси еще в царствование Иоанна Васильевича Грозного…После страшного

автора Ионина Надежда

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда Что есть что в церкви

Сыграла роль близость к Сокольникам, куда «тишайший» любил ездить на соколиную охоту. Но самое главное - село лежало на пути в Троице-Сергиев монастырь, куда царь ежегодно ездил на богомолье. Поэтому вскоре здесь появился путевой дворец.

А в 1676 году заложили новую каменную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери на одном подклете с Алексеевским храмом. Но Алексею Михайловичу не суждено было увидеть ни завершенный дворец, ни освященный храм - в 1676 году он скончался. А через четыре года в Тихвинской церкви прошла первая служба. Царь Федор Алексеевич подарил храму главную святыню - список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

В XVIII веке Романовы мало интересовались Алексеевским, и постройки стали ветшать. В XIX веке сломали путевой дворец и разобрали церковь Алексия, человека Божия. Из ее камня в 1824 году построили колокольню Тихвинского храма.

В советское время церковь в Алексеевском не закрывалась. В 1922 году из храма забрали все ценности, а в подвале устроили овощную базу и мастерские «Софрино». Но богослужения не прекращались.

Говорят, что... ...в 1941 году чудотворный список Тихвинской иконы из этого храма спас Москву от немцев. Образ на самолете обнесли кругом Москвы, и враг отступил.

Великий русский царь Алексей Михайлович, который прославился добротою, сильным характером, дипломатичностью, отличался большой живостью ума и яркой харизмой, как бы сейчас сказали, очень любил во времена походов в Троицкой Лавре останавливаться в своем любимом селе Алексеевское. Человеком он был очень набожным, поэтому в его гостевом дворце была церковь. Вопреки расхожим мнениям, село Алексеево получило свое название не от имени владельца Алексея Михайловича. Имя пошло от самой первой церкви, которая была освящена по именинам царя в честь св. Алексия Человека Божия.

Как гласит история, Великий царь Алексей очень любил охотиться в соседних Сокольниках, и, как говорит легенда, однажды он решил остановиться на отдых в Копытове. Даже в те далекие времена здесь был огромный и очень дремучий лес. Царь Алексей искренне влюбился в эти места. Настолько он был поражен красотой и очарованием природы, что, не раздумывая, захотел в этих местах путевой дворец для себя.
Село это было у разных знатных владельцев, но в начале 17 века принадлежало князьям Трубецким. И вскоре вдова князя Трубецкого, которая на тот момент являлась последней владелицей села, построила здесь Алексеевскую церковь (1646 - 1648 гг.) в честь имени своего самого величайшего гостя. Уже с 1647 года все село называлось Алексеевским.

Чуть позже, в 1673 году, Великий царь Алексей Михайлович издал указ о построении новой церкви в селе. Повелевал он построить ее во имя чтимой на Руси Тихвинской иконы Божией Матери.
Из Кремля в 1680 году шел крестный ход с Патриархом и царем всея Руси Феодором Алексеевичем. И новая церковь была празднично освящена, и в честь такого великого события царь презентовал церкви святыню - чудотворную Тихвинскую икону . Своими безмерными чудесами и помощью людям эта икона уже была прославлена на весь мир. По истории, она был написана в начале веков христианской религии, самим апостолом евангелистом Лукой и послан им вместе с Евангелием в Антиохию. Ее назвали Тихвинской – по местности, в которой она появилась.

Но это не единственная достопримечательность этого храма. В нем есть еще одна, но также не маловажная святыня - икона пресвятой Богородицы "Прибавление ума" (так называется эта икона). Уже много веков со всего мира к ней идут за помощью люди. В 19 веке храм был запущен, наполеоновские войска использовали храм в качестве конюшни и складов.
Александр I выделил много средств на ремонт и возобновление храма, на украшение и роспись стен (1836 г.). Так храм начал воскресать. Настолько чудесное место, даже в советские годы (а все помнят политику коммунизма) не прекращал работать и принимал людей. Даже были сохранены купола и колокола, хотя многие годы никто не слышал их величественный звон.

Святейший Патриарх Алексий II уже в нашем веке, в 2001 году, торжественно освятил новую часовню в честь Василия Великого. Эта небольшая часовня была прикреплена к Тихвинскому храму. Еще на территории Тихвинского храма есть Алексеевское кладбище, на котором упокоено много святых и праведных людей.

Все прихожане Тихвинского храма знают о традиции, которая появилась относительно недавно, в 1962 году. Каждый год, 30 апреля, в день Ангела, в честь и память своего небесного покровителя Алексея, Человека Божия, здесь служит литургию сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Очень много людей получили помощь, благословение и поддержку здесь, в этом святом месте. Храм одновременно не большой – но при этом величественный.


© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы