Придворный врач императора марка аврелия. Гален из пергама. Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом

Придворный врач императора марка аврелия. Гален из пергама. Новая фигура врача: истинный медик должен быть также философом

Дмитрий Зубов

Коммод. Император-гладиатор

Правление Коммода (180–192) напомнило римлянам времена Калигулы и Нерона. Хотя называть тогдашних жителей столицы римлянами можно только условно: император объявил Вечный город своей колонией и переименовал в Коммодиану. Удержись он у власти чуть дольше, та же участь постигла бы Карфаген, флот, армию, сенат...

Тщеславие этого человека не знало предела. Он воображал себя то Александром Македонским, то Гераклом. Доходило до того, что в львиной шкуре, с палицей в руках Коммод появлялся в цирке и обстреливал из лука сидящих в амфитеатре граждан, как будто они стимфалийские птицы.

Дальше - больше. Нарушив священные традиции Рима, Коммод занялся презренным ремеслом: более 700 раз он выходил на арену в роли секутора (гладиатора, вооруженного мечом и щитом), чтобы участвовать в избиении беззащитных людей и зверей. А сенаторов заставлял приветствовать себя долгими криками: «Ты первый из секуторов, ты бог, ты победитель!»

Пристрастие к кровавым зрелищам и разгульной жизни усугублялось алчностью Коммода и... Впрочем, довольно о печальном. Римляне поняли, какого правителя лишились в лице Марка Аврелия. И посреди коммодовской вакханалии к статуе императора-стоика начали приходить люди, чтобы прикоснуться к ней, поговорить, выразить любовь и уважение. Даже после смерти Марк Аврелий оставался со своим народом.

Гален.Светлейший врач

Говорят, он был другом Марка Аврелия, возможно, первым читателем его дневников. Он оставался рядом с умиравшим от чумы императором, презирая опасность заразиться. Врач Гален (ок. 130 - ок. 200), Светлейший, как называли его современники.

Он родился в Малой Азии, в Пергаме - городе прекрасных дворцов и храмов, многие из которых построил его отец, архитектор Никон. В 14 лет мальчик увлекся философией, в 17 - медициной и до конца жизни остался верен обеим. Ученик лучших врачей Александрии, он со своим талантом мог легко сделать себе имя и состояние, если бы стал лечить богатых. Но предпочел стать врачом в школе гладиаторов Пергама. Там он приобрел бесценные практические знания по анатомии, физиологии, фармакологии. Слава о его успехах разлетелась по всей империи.

И вот он уже личный врач императора. Гален переезжает в Рим и пытается стать столичным жителем. Богатство, слава, успех, знатные пациенты... Неожиданно, продав имущество, он возвращается в Пергам, к своим любимым занятиям - лечению больных, экспериментам, написанию книг. Его перу принадлежит около 400 трактатов (сохранилось лишь 100) не только по медицине, но и по философии, математике, логике, грамматике, которые до XVII века считались одними из лучших. Обширная медицинская практика, человеколюбие, вера в нематериальность сил, влияющих на здоровье человека, стали основой врачебного искусства Галена.

Двухлетнее добровольное изгнание было прервано личным посланием Марка Аврелия - армии Великого Императора нужен был Великий Врач. Вновь дорога, на этот раз в римский лагерь на берегу Дуная. Вновь бессонные ночи, сотни раненых, с надеждой смотрящих на искусного медика. Спасая от смерти римских солдат, он, увы, был бессилен уберечь от опасной болезни их полководца. И вот уже на месте отца - сын...

Коммод - беспутный и алчный человек, бездарный правитель, но для врача он прежде всего пациент. Император-гладиатор без страха ввязывался в опасные битвы на арене цирка, зная, что под трибуной дежурит гениальный Гален.

Странно, но точную дату его смерти не знает никто: 200-й, 201-й, 210-й, 211-й - биографы все отодвигают время, словно не желая отдавать врача в руки смерти...

Адриан.Император-эллин

Адриан (76–138) - личность неординарная. Поэт, художник, скульптор, поклонник философии, знаток греческого искусства. Из 20 лет правления десять он путешествовал по всей империи - от Египта до Британских островов. Посвященный в Элевсинские мистерии, он использовал любую возможность, чтобы знакомиться с новыми религиями и культами. На востоке империи Адриан посещал храмы, подолгу беседовал со жрецами, пытался постичь глубину обрядов и верований, многим из которых он открыл путь в Европу.

Страстный почитатель греческой культуры, император занимался благоустройством Афин, заложил храм Зевса Олимпийского, был устроителем спортивных игр. Миролюбивый человек, он делал все, чтобы без войн и насилия укрепить мощь империи. Следы «Адрианова вала», пересекшего всю Англию, видны и по сей день.

Коллекционер древностей, хранитель традиции, любитель старины, Адриан неожиданно оказался еще и провидцем. Назначив преемниками Антонина Пия и Марка Аврелия, он определил судьбу Рима почти до конца столетия.

Антонин Пий. Благочестивый император

«Лучше сохранить одного гражданина, чем убить тысячу врагов» - правило, которым Антонин Пий (86–161) руководствовался во внешней политике. «Справедливость, счастье, верность» - три принципа, по которым он строил внутреннюю жизнь государства.

Казалось, вернулись легендарные времена Нумы Помпилия. Теперь все, даже рабы, получили право на защиту и покровительство закона, а значит, и императора.

Новые дороги по всей империи, постоянно пополняющаяся казна, справедливый суд, а главное - умный, благочестивый, порядочный правитель. Двадцать три года процветания страны и подданных. «Золотой век», прожитый как один день, спокойно и благородно. Лучшего учителя для Марка Аврелия было не найти.

«Во всем будь учеником Антонина. Подражай его настойчивости в деятельности, согласной с разумом, никогда не изменявшей ему уравновешенности и благочестию, ясности его чела, вежливости в обращении, презрению к суетной славе и рвению в познании вещей» - Марк Аврелий в совершенстве усвоит уроки наставника.

В последний день жизни, чувствуя близкий конец, Пий распорядился перенести золотую статую богини Фортуны в комнату своего приемного сына Марка. Умирая, Антонин прошептал, как последний завет, всего два слова: «Душевное спокойствие».

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"

3.6.2. Великий древнеримский врач Гален

Кому-то может показаться, что в данной книге можно было бы ограничиться отцом медицины Гиппократом. Но хочется подчеркнуть, что изучение человеком собственного тела не прекращалось на протяжении нескольких тысячелетий. В этом важном для всего человечества занятии античный медик Гален занимает заметное место.

Он родился около 130 г. в городе Пергаме. Молодой человек готовился стать философом, изучал труды греческих и римских мыслителей. После смерти отца, известного архитектора, он получил большое наследство и отправился в путешествие. В Смирне, Коринфе, Александрии он занимался философией и анатомией. Считается, что Галену приснился сон, который был истолкован в том смысле, что ему следует заниматься медициной.

По возвращении в Пергам Гален стал врачом в школе гладиаторов, где приобрел огромный практический опыт. В России студенты медицинских вузов учатся делать уколы и ставить капельницы на безответных старушках в бюджетных больницах. А Гален практиковался на гладиаторах…

У врача в Древнем Риме. Рисунок на вазе

Неудивительно, что в возрасте тридцати четырех лет Гален стал придворным врачом императора Марка Аврелия и его сына Коммода. Гален имел широкую известность и может считаться одним из первых просветителей в области медицины. Он читал курс анатомии не только для врачей, но и для всех желающих. Анатомировать тела людей публично было нельзя. Ему пришлось в качестве иллюстративного материала использовать собак, свиней, медведей и даже обезьян.

Гален прожил или семьдесят, или восемьдесят лет - тут источники расходятся в мнениях.

Из четырехсот трудов Галена по философии, медицине и фармакологии до нас дошло около ста. Он доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Гален сделал вывод о том, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Он описал около трехсот мышц. Гален доказал, что по артериям движется кровь, а не пневма.

Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания Средневековья. Он внес свой вклад в развитие библиографии в Древнем Риме, создав два библиографических указателя: «О порядке собственных книг» и «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением к собранию сочинений Галена с рекомендациями о том, в какой последовательности их следует читать. Во введении ко второму указателю сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, труды по философии, грамматике и риторике.

Гален считается основателем фармакологии. «Галеновыми препаратами» и в наши дни называют настойки и мази, приготовленные определенными способами.

Гален говорил: «Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы». Эту фразу часто цитируют и в наши дни.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Врач-путешественник «Вошедший, охваченный волнением, произнес:– Я сознаю свое нынешнее ничтожество. Я заклинаю тебя во имя долгих лет моего будущего послушничества у тебя позволить мне лицезреть пепел, а затем розу… Увиденное собственными глазами и будет для меня

Из книги Убийцы Сталина. Главная тайна XX века автора Мухин Юрий Игнатьевич

А вот и лечащий врач Когда мы рассматривали подробности смерти Сталина, то я писал, что телохранители Сталина, пока видели, что Сталин еще дышит, не пошли бы ни на какой сговор с Хрущевым и Игнатьевым и требовали бы к потерявшему сознание Сталину врача. Только врач мог их

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Детородительница и врач Для врача Сорана Эфесского, работавшего в Риме при Траяне и Адриане, женщина - особое существо; для большинства его клиентов она - тело или даже часть тела: у кормилицы грудь, у матери - матка и живот. Тем не менее гинекологу необходимо хорошо

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ЛЕЧАЩИЙ ВРАЧ Во второй раз Примаков женился на своем лечащем враче - Ирине Борисовне Бокаревой. Ирина Борисовна работала в санатории «Барвиха», который был самым комфортабельным и престижным в системе 4-го Главного управления при Министерстве здравоохранения СССР. Хотя

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

автора Хопкирк Питер

Из книги Марк Аврелий автора Фонтен Франсуа

Гален на просторе «Побывав в первый раз в Риме и вернувшись на родину тридцати семи лет от роду, я снова занялся врачеванием. Но вскоре из Аквилеи пришло письмо от императоров, призывавших меня к себе. По окончании зимы они решили идти войной на германцев. Впрочем, я

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гамильтон, герцог Гален, Клеменс Август граф фон (Galen), (1878–1946), кардинал, архиепископ Мюнстерский. Родился 16 марта 1878 в Динклаге. Начал свою деятельность в Католической церкви в 1904 капелланом в Мюнстере. В 1919 стал священником в Берлине, с 1933 архиепископ Мюнстерский. В 1933

Из книги Большая Игра против России: Азиатский синдром автора Хопкирк Питер

27. «Врач с Севера» «Преодолевая снега, в которые пони порою проваливались по брюхо, часто пережидая жестокие бури, подполковник Гордон и его отряд тем не менее проехали 400 миль через Памир за три недели. В отличие от других сходящихся там крупных горных систем - Гинду-куша,

автора Сухомлинов Кирилл

Гален 129 г. или 131 г. – ок. 200 г. или ок. 210 г. Собрание трудов Галена, благодаря охвату им практически всех существующих на тот момент разделов медицины, являлось на протяжении 15 столетий базовой системой знаний для врачевателей. В Риме еще при жизни ученого чеканились

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Арабский Гален В 20-е годы IX века сын легендарного гаруна аль-Рашида Халиф аль-Мамун в Багдаде основал Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерватория. Выдающийся правитель

Из книги Медики, изменившие мир автора Сухомлинов Кирилл

Великий врач в Третьем рейхе В 1927 году Зауэрбруха пригласили в Берлин на должность главного хирурга госпиталя Шарите – самой известной и уважаемой клиники Германии. Здесь профессор занимается хирургическим лечением туберкулеза, травм груди, заболеваний пищевода,

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.6.1. Гениальный древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк Александр Сергеевич Пушкин находился под большим влиянием древнеримского поэта Горация, и как минимум поэтому трудно оставить без внимания эту заметную фигуру античной культуры.Квинт Гораций Флакк родился в 65 г. до

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Лесной: исчезнувший мир. Очерки петербургского предместья автора Коллектив авторов

ЛЮБИМЫЙ ВРАЧ Старожилы Лесного и Гражданки до сих пор самыми добрыми словами вспоминают доктора Николая Петровича Бенеславского. «Это был прекрасный доктор, отзывчивый человек, который мог прийти на помощь в любое время дня и ночи», – говорят о нем. Вспоминают о

Гален - знаменитый врач древности, родился в Пергаме в конце II века до нашей эры. Галену принадлежит ряд работ по анатомии и физиологии человека. // Гален (Galenus), Клавдий (ок. 130 - ок. 200) - древнеримский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиологии и патологии; в философии - идеалист, эклектически соединявший учения Платона , стоиков и особенно Аристотеля .

Гален (ок. 129-199 н. э.). Знаменитый врач и анатом из Пергама, работавший в Риме и бывший другом и придворным врачом императора Марка Аврелия. Многие из медицинских трудов Галена сохранились и через арабские источники оказали влияние на всю средневековую медицину и анатомию. Его познания о функциях спинного мозга были полностью оценены только в 19 в., а его открытия в диссекции костей и мускулов дали термины, которыми пользуются до сих пор.

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 57.

Гален (лат. Galenus, ок. 130 – ок. 200 гг.) - древнеримский врач. В классических трудах «О частях человеческого тела» представил первое анатомо-физиологическое описание целостного организма. Ввел в медицину эксперименты на животных. Показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения и профилактики. Обобщил представления античной медицины в виде единого учения, оказавшего большое влияние на развитие естествознания до XVI в. Учение Галена канонизировано церковью.

Гален (лат. Galenus, 129–199 гг.) греческий врач гладиаторов в Пергаме, после этого практиковал в Риме. С 169 г. - лейб-медик при дворе императора. Признавал авторитет Гиппократа, в области философии примыкал к Аристотелю. В его медицинских сочинениях отражены все достижения медицины, а также его собственные исследования в области анатомии, физиологии, патологии и фармакологии. В классическом труде «О частях человеческого тела» представил первое анатомо-физиологическое описание целостного орханизма. Показал, что анатомия и физиология основа научной диагностики, лечения и профилактики. Уже в IV веке его сочинения получили большую оценку и стали источником для медицинских справочников. Его медицина была заимствована арабами и благодаря им утвердилась в качестве авторитетного учения.

Грейдина Н.Л., Мельничук А.А. Античность от А до Я. Словарь-справочник. М., 2007.

Гален Клавдий (129-199) - римский врач и естествоиспытатель, классик античной медицины. Бжмрафия. Родился в семье богатого греческого архитектора. В Пер гаме изучал философию Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, а также медицину, естественные науки. Для получения врачебных знаний путешествовал, побывал в Коринфе, Смирне, Александрии. Медицинскую помощь оказывал преимущественно гладиаторам, на которых изучал анатомию. В 164 г. переехал в Рим, где стал придворным врачом у императора Марка Аврелия, а после его смерти - у его сына Коммода. Исследования. Наряду с прочим занимался проблемами центральной нервной системы. Описал четверохолмие, блуждающий нерв, 7 пар черепно-мозговых нервов. Проводя опыты по перевязке нервов, установил, что нервы связаны с ощущениями и движениями. В противоположность мнению Аристотеля о мозге как о железе, выделяющей слизь для охлаждения теплоты сердца, считал, что мозг - это орган мышления. Основываясь на учении Гиппократа, развивал учение о пневмах и соках организма (De temperamentum). По его представлениям, есть «естественная пневма», которая производится в печени и распространяется по венам; «животная пневма», которая производится в сердце и распространяется по артериям; и «душевная пневма», которая образуется в мозге и распространяется по нервам. К «сокам» организма он относил слизь (флегму), желтую желчь, черную желчь и кровь. По соотношению этих «соков» им было выделено 9 темпераментов, из которых до нашего времени дошло только 4 (сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический). Констатировал, что женщины-меланхолики чаще заболевают раком, чем женщины-сангвиники. Рассматривая аффекты, полагал, что в них первичны не стремления, а изменения в организме, в частности повышение «сердечной теплоты».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 120-121.

Сочинения: Opera omnia, Venetiis, 1541-1545; Oeuvres anatomiques, physiologiques et medicales, P., 1854-1856; О назначении частей человеческого тела. М.: Медицина, 1971.

Литература: Ковнер С. История древней медицины. Ч. 1. Вып. 1-3, Киев, 1878-1888; Лушевич В. В. От Гераклита до Дарвина: Очерки по истории биологии. 2-е изд.. Т. 1-2, М., 1960; История медицины / Под ред. Б. Д. Петрова. М., 1954; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Гален (Γαληνός, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,- 199, Рим), древнеримский врач и философ греческого происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 года жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Аврелия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподавательская и литературная деятельность Галена, во многом определившего пути развития европейской медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (сравните программное сочинение Галена «О том, что лучший врач в то же время - философ»); его кумиры - Гиппократ и Платон (многочисленные комментарии к сочинению Гиппократа, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»), но также и Аристотель. Философские взгляды Галена эклектичны. В логике, физике и метафизике Гален примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую - «инструментальную» (öi"ou). Основной физиолого-анатомический трактат Галена «О назначении частей человеческого тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последовательное проведение принципа телеологии, что не мешало Галену склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Галеном система медицины, сочетание монотеистических идей (отождествление бога с высшим мировым разумом - стоически-платоническим нусом) с телеологией обеспечили Галену место высшего авторитета в медицине и естествознании средних веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Сочинения Галена были переведены на арабский, сирийский, еврейский языки. Названная именем Галена 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Галена «История философии» - учебник для студентов-медиков, составленный около 500 года (см. Доксографя).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Opera omnia, ed. K. G. Kühn, v. 1-20, Lpz., 1821-33 (изд. сильно устарело); отд. трактаты в серии «Corpus medicorum graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l-3, Lipsiae, 1884-92; Einführung in die Logik, Komm., übers, v. J. Mau, B., I960; Galen"s Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kieffer, Baltimore, 1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб, пер.).

Литература: Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf., 1969, eh. 6.

Гален (Γαληνός) из Пергама (129 - ок. 210) - греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины. С 169 года жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии («О мнениях Гиппократа и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что лучший врач в то же время - философ», «О наилучшем учении»). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э). Т. к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Китая и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских комментариях своих предшественников. Из трактата «О своих собственных сочинениях» известно, что всего им было составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11). Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина , а ранее в Пергаме - некоего «ученика Гая», учился также у философа-перипатетика «ученика Аспасия», - так сформировался платонико-перипатетический каркас его философских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу - и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинистическими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же время - философ» Гален говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, р. 54.6-10 Kiihn). Мысль о пользе философии для врача высказана и в «Протрептике». О серьезности логических занятий Галена говорит сохранившееся «Введение в диалектику» (лат. Institutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.9-45.10 Kuhn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для современных ему философов-платоников (ср. Алкиной , Апулей ); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом силлогизме.

«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. сокр. De placitis), в 9 кн. - основное философское сочинение Галена, над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого организма. В кн. 1-IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V-IX посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат носит подчеркнуто полемический характер. Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» (патосов) как ошибок суждения. Стоики критикуются также за локализацию «ведущей способности» души, равно как и речевой и двигательной, в сердце, - по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг. В качестве главного оппонента выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стоической философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платоническую трехчастную модель души. Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умомнусом, в духе среднего платонизма) с телеологическим принципом (особенно в «О назначении частей человеческого тела»): на основании изучения строения организма Гален приходит к выводу, что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, р. 469.11 Kuhn), «творец-демиург ведет все возникающее к наилучшему виду» (470, 11 - 12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476.8-10); принимая за образец платоновского демиурга, Гален принимает также аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно». Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую - инструментальную (…).

В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств - самих по себе или в сочетании.

С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, в т. ч. по вивисекции живых животных, проводились им с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие крови исключительно в венах, а в артериях - пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухо- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем анатомии», и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппократ: «врач-философ подобен богу».

M. А. Солопова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 477-478.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Galeni Opera Omnia, ed. С. G. Kiihn, Lpz., 1821-33; Galeni Per- gameni Opera Minora, eds. J. Marquardt, I. v. Miiller, G. Helmreich. 3 vols. Lpz., 1884-93; Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed. G. Heimreich. Lpz., 1907-09; Galeni De Placitis Hippocratis et Platonis. ed. and comm. R H. De Lacy, 3 vols. В., 1978-83; Galens Kommentar zu PlatonsTimaios, hrsg. von С J. Lanain. Stuttg., 1992; Galen"s Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kieffer. Baltimore, 1964; в рус. пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С. П. Кондрать-ева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971.

Литература:

Ковнер С. История медицины, ч. 3. Киев, 1888; Domini P. L. Galeo ela fllosofia, ANRW И, 36, 5, 992, p. 3484-3504; Hiisler К. Galen und die Logik.-Ibid, p. 3523-3554; Hankinson R. J. Galens philosophical eclecticism. - Ibid, p. 3505-3522; Idem. Actions and Passions: Galen"s Anatomy of the Soul. - Brunschwig J., Nussbaum M. C. (eds.) Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993, p. 184-222; Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Leiden, 1996; Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985; Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the Nature of Science. Indianapolis, 1985; Nutton V. (ed.) Galen: Problems and Prospects. L., 1981; Todd R. B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators. - «Symbolae Osloensis», 1977, v. LII. p. 117- 134; De Lacy Ph. Galens Platonism. - -«American Journal of Philology», 1972,93, p. 27-32; Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954; Kollech J., Nickel D. Bibliographia Galemiana. Die Beitrage des 20. Jahrunderts zur Galenforchung, ANRW II, 37, 2, 1994, p. 1351-1420; 2063-2070.

Основоположник современной медицины Гиппократ когда-то изрёк: «Врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже» .

Разнообразие чувств рождают в нас прикосновения. Участок кожи в два квадратных сантиметра содержит более 3-х миллионов клеток и 50 нервных окончаний. Нашим древним предкам были неизвестны эти данные, но они знали, что прикосновения к телу могут возбуждать и успокаивать, поощрять и наказывать. Поэтому использовали различные способы прикосновений в своей жизни.

История массажа: кто же был первым? По этому поводу существуют несколько мнений. Самое распространённое — массаж изобрели в Китае. Ещё одно - чётко сформулировал основоположник советской системы массажа профессор И.М. Саркизов-Серазини: «Ни один народ как в далёком прошлом, так и в настоящем не может себе одному приписать честь открытия и разработки методики массажа. Было бы неправильно утверждать, что массаж изобрели китайцы, индусы, греки».

В китайском манускрипте «Конг-фу» 2698 года ещё до нашей эры уже раскрывается лечебное действие различных приёмов массажа. Кто как не жители Китая , с их профилактикой болезней, чутким отношением к языку тела - могли первыми обратить пристальное внимание на результаты растирания тела руками, сдавливания мышц, умеренного растягивания. Во всех провинциях Китая были школы, в которых лечились массажем и движениями. Об отношение к массажу жителей древнего Китая можно судить и по тому, что директор самой знаменитой из таких школ носил титул «небесного врача».

Кстати, уже тогда ими было определено и физиологическое влияние массажа на нервную и сосудистую системы. В «Книге о внутреннем человеке» IX века до нашей эры говорится: «Если под воздействием испуга нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

Там ещё в VI веке впервые в мире был создан государственный медицинский институт, где преподавался массаж. А в XVI веке издаётся энциклопедия в 64-х томах, где собраны все приёмы массажа.

История Индийского массажа для нас начинается с «Аюрведы» - медицинских трактатов, написанных за 1800 лет до нашей эры. Вообще Индия с её уникальнейшими методиками, стоит несколько особняком среди других стран. Обожествляя тела, индийцы благодаря массажу придавали им необычайную гибкость и пластичность, столь необходимые для познания и овладения до сих пор поражающей Камасутрой. Здесь говорят, что первые приёмы массажа человеку подарил сам Будда.

Далеко за пределами Индии получили известность и широкое применение труды Сушруты. Основоположник индийской хирургии Сушрута дал подробное изложение применения трения (растирания), давления (разминания) и показаний к употреблению того или другого приёма массажа при различных патологических состояниях. А в специальных методических указаниях, адресованных медицинским сёстрам, предъявляются требования не только уметь делать массаж, но и дрбиваться своего физического совершенства, уделять большое внимание личной гигиене.

Римляне использовали все уже известные сведения о целебных свойствах массажа и приумножили их. Особенно широкое применение в системе физического воспитания и в медицине массаж получил благодаря древнеримскому врачу Асклепиаду (128-56 гг. до н.э.) Наряду с воздержанием от излишеств в пище и питье он предписывал разминания и растирания всего тела. Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, описал поглаживания, растирания, разминания. Именно он одним из первых применял массаж, следуя конкретной методике.

Область применения римлянами массажа кажется беспредельной. Им пользовались все - от императора до раба. До нашего времени дошёл рассказ об императоре Адриане, который, увидев однажды, как старый воин в открытой бане трётся о мрамор, остановил его и спросил, почему он это делает сам, на что тот ответил: «У меня нет раба, который бы меня растирал». И тогда император Адриан, снисходя к заслугам старого бойца, подарил ему двух рабов и необходимую сумму денег на их содержание. На обратном пути Адриан увидел толпу старцев, трущихся о стены. На этот раз он посоветовал им натирать друг друга самим.

А вот у Древних Греков массаж был привилегией богатых - имел, выражаясь научным языком, социальное значение. Рабы массироваться не имели права. В немалой степени и потому, что в условиях рабовладельческого общества совершенное здоровье и физическая сила являлись основными условиями как для защиты против врагов, так и для удержания привилегированным меньшинством в повиновении многочисленных рабов.

Греция, которой принадлежит почётная роль в истории развития физического воспитания, первой начала массово применять массаж при различных видах физических упражнений. Здесь процветал культ здоровья и красоты тела. Греческий врач Геродикос (V век до нашей эры) был первым, кто отметил его физиологическое влияние на организм. Сам он прожил около ста лет и всю свою жизнь регулярно занимался гимнастикой и массировался. Его ученик Гиппократ продолжал развитие методики массажа и применял его при лечении.

Кстати, большой популярностью пользовался и косметический массаж. Имелись специальные салоны по уходу за кожей лица, рук и за волосами.

О физиологическом влиянии массажа, особенно о его практическом применении в спорте, говорили и писали знаменитые врачи Греции: Геродикос, Гиппократ и автор знаменитого афоризма: «В здоровом теле - здоровый дух» - Демокрит.

Техника массажа в странах Малой и Средней Азии резко отличалась от классического массажа Древнего Египта и Древнего Рима и получила название «восточный массаж». Его делали не только руками, но и ногами, стараясь «выдавить» из мышц венозную кровь и придать гибкость суставам. Массаж ногами, или педиальный, применяется и сейчас, чаще всего в спортивной практике, когда у пациента большие и сильные мышцы и руками их трудно промассировать.

В период, когда на Востоке расцветала наука, на Западе господствовала власть церкви и её догматов: дух над плотью. Кажется нереальным, что когда-то процедура массажа здесь считалась греховной, и вездесущие мрачные инквизиторы могли сжечь за него на костре. На массаж тогда смотрели как на остаток язычества. В XIV-XV веках в Европе в связи с опубликованием работ по анатомии человека начинает возрождаться интерес к культуре тела и массажу. В XVI в. знаменитый итальянский учёный Меркулиалис в своём многотомном сочинении «Искусство гимнастики» на основе критического анализа систематизирует труды учёных прошлых веков, развивает дальше массаж, дав описание новых приёмов растирания. В начале XVIII столетия история массажа связана с именами таких учёных, как Гоффман, Фуллер, Андре. Особый интерес был проявлен к массажу после появления капитального труда «Медицинская и хирургическая гимнастика», написанного известным французским клиницистом Клеманом Жозефом Тиссо в 1780 году, который приводит данные об эффекте применения массажа в сочетании с гимнастикой в хирургии.

Массажем пользовались не только медики, но и другие учёные того времени. Так, например, тридцатипятилетний Вольфганг Иоганн Гёте был захвачен идеей завоевания воздуха и, по свидетельству доктора Бухгольца, после длительного бега при запуске шара тщательно растирал уставшие ноги. А когда он долгое время проводил за столом (например, разрабатывая оптимальную геометрию шара), делал массаж висков и всей головы.

На рубеже XVIII-XIX веков значительное влияние на внедрение массажа в клиниках Европы оказала шведская гимнастическая система Петра Хенри Линга. (1776-1839). Отправившись на Восток, он познакомился с банным массажем. От приступа ревматоидного артрита, который не могли излечить лучшие умы Швеции, его избавил массажист. Тогда Линг решил посвятить свою жизнь популяризации его терапевтических свойств. В 1813 году он открыл в Стокгольме Центральный Королевский институт гимнастики. Именно гимнастики потому, что в шведской системе нет существенной разницы между физическими упражнениями и непосредственно массажем. Кстати, Линг объединил древние техники массажа в систему, но не установил показания и противопоказания и дозировку приёмов.

Показания к применению массажа, основанные на изучении анатомии и физиологии, выработал И.Г. Метцер (1839-1901). Это был следующий шаг в развитии массажа.

На V Олимпийских играх в 1912 году шведы уже имели в штате команды специальных массажистов.

На Руси массаж был известен издревле, но только как часть банных процедур. В Древней Руси были даже банщики-лекари, использовавшие для лечения болезней исключительно свойства веничного массажа. С приходом христианства это народное средство стало считаться колдовством.

Как лечебное средство массаж появился в России в XIX веке. Русское дворянство узнало о массаже на европейских курортах, куда выезжали целыми семействами. Из всех методик тогда отдавали явное предпочтение разработкам Петра Хенри Линга.

Русские учёные внесли огромный вклад в развитие массажа на новой ступени. С.Г. Забелин (1735-1802) и Н.М. Амборик (1744-1812) указали на исключительную роль пассивных движений для правильного роста детей грудного возраста. Рекомендовал массаж и создатель отечественной школы педиатрии Нил Фёдорович Филатов (1836-1904).

Первооткрывателем в России лечения переломов был К.А. Шульц. Также внедрению массажа в травматологическую практику способствовали труды К.Ф. Вернера, М.В. Шмулевича, А.П. Зеченкова, В.Ф. Грубе, И.Г. Турнера. Доктор Д.О. Отт добился больших результатов, применяя массаж как средство при лечении гинекологических заболеваний.

С.П. Боткин широко рекомендовал массаж при заболеваниях печени и желудка. При глазных заболеваниях массаж в России применял А.Н. Маклаков, которому принадлежит приоритет в мировой науке в вопросе применения механического вибрационного массажа при заболеваниях глаз.

Огромное значение для становления массажа в нашей стране имели труды И.З. Заборовского, который физиологически обосновал значение массажа для спорта. В 1888 году в Москве М.К. Барсов создал массажно-гимнастический институт, Соловьёв открыл курсы массажа. В 1910 году А.И. Поспелов основал институт врачебной косметики. В Петербурге в 1991 году врач Е.Н. Залесова открыла врачебно-гимнастическую школу для женщин и детей.

В 1922 году И.М. Саркизов-Серазини организовал при Государственном центральном институте физической культуры курсы по спортивному, гигиеническому и лечебному массажу. Они стали настоящей школой подготовки высококвалифицированных мастеров массажа.

Великий врач и не менее великий писатель Древнего Рима Клавдий Гален (Galenus — спокойный) родился в Пергаме1 , государстве, расположенном в северо-западной части Малой Азии, в правление императора Адриана. Имени Клавдий, по всей вероятности, он не носил. Оно появилось в результате неправильно расшифрованного титула «светлейший», «славнейший» (Clarissimus, сокращенно - Cl.), которое печаталось на его трудах, начиная с эпохи Средневековья.

Первоначальное образование Гален получил у своего отца Никона, получившего известность как философ, математик и зодчий. Гален изучал философию с 15 лет, причем из древних мыслителей наибольшее влияние на него оказал Аристотель. Отец Галена хотел сделать сына философом, но посетившее однажды отца сновидение, а им римляне придавали огромное значение, заставило Галена заняться медициной. Избрав специальность врача, он обстоятельно изучал медицину под руководством пергамских ученых: анатома Сатирика, патолога Стротоника, Эсхриона, Эмпирика, Фициана и других видных ученых врачей Пергама.

После смерти отца Гален предпринял путешествие, во время которого изучал анатомию в Смирне. Его учителем был знаменитый анатом Пелопс (Pelops ous Smyrna, 100 г. н.э.), предложивший термин «аура» - греческое слово, обозначающее легкий ветерок или дыхание. Он считал, что этот ветерок проходит по сосудам. Там же под руководством Альбина Гален изучал философию. Позже отправился в Коринф, где занимался у учеников известного Квинтуса, изучая естествознание и лекарствоведение. Затем объехал Малую Азию. Наконец, он попал в прославленную Александрию, где усердно занимался анатомией у Гераклиона. Здесь он познакомился с некогда знаменитой врачебной школой и работами ее ярких представителей - Герофила и Эразистрата. Ко времени посещения Галеном Александрии здесь было запрещено анатомирование человеческих тел. Строение и функции органов изучались на обезьянах и других млекопитающих. Разочарованный Гален после шести лет путешествий возвратился в Пергам.

В родном Пергаме 29‑летний Гален в продолжение 4 лет был врачом-хирургом при школе гладиаторов и прославился своим искусством лечения ранений, вывихов и переломов. Когда в 164 году в городе вспыхнуло восстание, 33‑летний Гален отправился в Рим, где вскоре стал популярен как образованный лектор и опытный врач. Он стал известен императору Марку Аврелию, сблизился с философом-перипатетиком Евдемом, известным в Риме, и тот прославил Галена, излечившего его, как искусного врача. Римский патриций Бэций вместе с друзьями Галена настоял на открытии курса лекций по анатомии, и Гален читал их в Храме Мира при обширной аудитории врачей и интересующихся наукой граждан. Среди слушателей были дядя императора Барбар, консул Люций Север, ставший потом императором, преторы, ученые, философы Эвдем и Александр из Дамаска. Надо заметить, что Гален всегда и везде искал случай обратить на себя внимание, вследствие чего он наживал себе врагов, сжигаемых страстью избавиться от опасного соперника. Испугавшись мести завистников, Гален уехал из Рима и предпринял путешествие по Италии. Затем он посетил Пергам и побывал в Смирне у своего наставника Пелопса. Причину же своего отъезда он объяснял то шумной жизнью в Риме, то враждебным отношением некоторых врачей, но главным образом - страхом перед римской чумой.

По приглашению императора Луция Вера и Марка Аврелия Гален через два года снова вернулся в Рим через Македонию. Император Марк Аврелий вызвал Галена в свой военный лагерь в городе Аквилее на берегу Адриатического моря. Вместе с римскими войсками Гален вернулся в Рим. Гален отказался сопровождать императора в германский поход. Он жил в постоянной тревоге, одно за другим меняя место жительства, спасаясь по большей части от призрачных врагов, чьи намерения он явно преувеличивал. Кончилось тем, что он поселился во дворце Марка Аврелия и стал его домашним врачом. Однажды ночью он был срочно вызван к императору, который жаловался на недомогание. Врачи не могли дать императору необходимого совета и только пугали его своими диагнозами. Гален успокоил больного, посоветовав выпить сабинского вина, настоянного с перцем. На следующий день Гален услышал от Филолая, что автор «Размышлений» считает его отныне не только «первым среди врачей, но единственным врачом-философом».

По протекции Марка Аврелия Гален был назначен врачом его сына, будущего римского императора Коммода (161-192), участвовавшего в боях гладиаторов и убитого заговорщиками из числа придворных. Гален вылечил сына Фаустины. На слова ее признательности он ответил: «Невольно, благодаря этому, еще более усилится вражда, которую ваши врачи питают против меня». Сознание своего достоинства во врачебном искусстве никогда не покидало гордого Галена. Гален считал своим достойным противником, пожалуй, единственного врача Асклепиада Вифинского (128-56 до н.э.), который учился в Александрии у Клеофанта и практиковал затем на острове Паросе, на берегах Геллеспонта, в Афинах, прежде чем поселиться в Риме. Асклепиад восстал против старинного обычая римлян: периодических очищений слабительными и рвотными средствами.

В Риме Гален написал несколько трактатов, посвященных медицине; среди них «О назначении частей тела человека», а также «Анатомия». К сожалению, большинство его рукописей погибло во время пожара Храма Мира, когда сгорела вся Палатинская библиотека. Храм Мира был чем-то вроде сокровищницы, где военачальники хранили трофеи, богачи - драгоценности, а Гален - рукописи.

К старости Гален вернулся в Пергам, чтобы в тишине и спокойствии продолжать работу над трактатами по медицине. Гален дожил до преклонного возраста и умер в царствование Септимия Севера. Такова вкратце личность и жизнеописание великого Галена.

Теперь же рассмотрим его вклад в медицину. Галена с полным на то основанием можно назвать создателем этиологии как науки, поскольку он систематизировал учение о причинах болезней своего времени. Он разделял болезнетворные факторы на ingesta (наносные), circumfusa (твердые, механические), excreta (жидкие, обливающие), вызывающие рост и др. Он впервые указал, что болезнь развивается от воздействия причинных факторов на соответствующее предрасполагающее состояние организма больного. Внутренние болезнетворные факторы Гален называл «приготовляющими» организм для развития болезни. Гален разделял болезни на внешние и внутренние, их причины - на причины непосредственного и отдаленного действия. Он показал, что анатомия и физиология - основа научной диагностики, лечения и профилактики.

Впервые в истории медицины Гален ввел в практику эксперимент, и поэтому его можно считать одним из предшественников экспериментальной физиологии. Изучая в эксперименте функцию легких и механизм дыхания, он установил, что диафрагма и грудные мышцы расширяют грудную клетку, втягивая воздух в легкие. Гален много писал о функциях отдельных органов. Некоторые его взгляды, например, на кровообращение, пищеварительную и дыхательную систему были ошибочны. Он описал многие подробности строения человеческого тела, дал названия некоторым костям, суставам и мускулам, сохранившиеся в медицине до настоящего времени.

Гален ввёл в медицину вивисекцию, эксперименты на животных, впервые разработал методику вскрытия мозга. Опыты производились на свиньях, коровах и др. Особо надо подчеркнуть, что Гален никогда не делал вскрытий человеческого трупа, все его анатомические представления были выстроены по аналогии со строением тела животных. Он исходил из слов своего кумира Аристотеля: «Многое неизвестно или вызывает сомнение в строении внутренних органов человека, поэтому необходимо их изучать у других животных, органы которых сходны с человеческими». Занимаясь лечением гладиаторов, Гален смог существенно расширить свои анатомические познания, которые в целом грешили множеством ошибок.

Гален одним из первых экспериментально установил отсутствие боли при рассечении мозгового вещества. Он изучал вены головного мозга и подробно описал носящую его имя нижнюю полую вену, которая собирает кровь от нижних конечностей, стенок и органов таза, от стенок брюшной полости, от диафрагмы, некоторых органов брюшной полости (печени, почек, надпочечников), от половых желез, спинного мозга и его оболочек (частично).

Гален внес вклад в описание нервной системы человека, указав, что она представляет собой ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятельной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Галеном различались чувствительные, «мягкие» нервы, идущие к органам, и связанные с мышцами «твердые» нервы, посредством которых выполняются произвольные движения. Он указал на зрительный нерв и установил, что нерв этот переходит в сетчатку глаза.

Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Каждому из них приписывалась одна из психических функций соответственно разделению частей души, предложенному Платоном: печень - носитель вожделений, сердце - гнева и мужества, мозг - разума. В мозге главная роль отводилась желудочкам, в особенности заднему, где, по Галену, производится высший вид пневмы, соответствующий разуму, который является существенным признаком человека, подобно тому как локомоция (имеющая свою «душу», или пневму) типична для животных, а рост (опять-таки предполагающий особую пневму) - для растений. Гален много внимания посвятил гипотетической «пневме», которая будто бы проникает в материю и оживляет организм человека. Дальнейшее развитие получило у Галена учение о темпераментах. Оно, так же как и у Гиппократа, базировалось на гуморальной концепции.

Отводит Гален место и практической медицине. В его трудах нашли место болезни большого числа органов человеческого тела; подробно описаны глазные болезни; даны ряд практических советов по лечебной гимнастике и рекомендации, как надо прикладывать компрессы, ставить пиявки, оперировать раны. Он лечил людей электричеством, пользуясь живыми электростанциями обитателей морских глубин - рыб. Лечение мигрени, по Галену, заключалось в закапывании в нос сока дымянки с маслом и уксусом.

Приводит Гален и целый ряд рецептов на порошки, мази, настойки, вытяжки и пилюли. Его рецепты, в несколько измененном виде, применяются до сих пор и носят название «галеновых препаратов» - лекарственные средства, изготовляемые путем обработки растительного или животного сырья и извлечения из него действующих начал. К галеновым препаратам относят настойки, экстракты, линименты, сиропы, воды, масла, спирты, мыла, пластыри, горчичники. Гален разработал рецептуру употребляемого до сих пор косметического средства «кольдкрема», который состоит из эфирного масла, воска и розовой воды.

Громадная по размаху и влиянию преподавательская и литературная деятельность Галена, во многом определившего пути развития европейской медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное сочинение Галена «О том, что лучший врач в то же время - философ»). Философствование в те времена означало общение с людьми, посвящаемыми в тайны мироздания и природы человека, - общение, соединяемое с обучением. В эллинистическую эпоху главной темой обучения стало искусство жить. Зачастую оно приобретало психотерапевтический характер: философ становился духовником - врачевателем души. Потребность в таких врачевателях была огромна, требовалось дать возможность справиться человеку с тревогами, отрицательными эмоциями, страхом и различными, как бы мы сейчас сказали, «стрессовыми состояниями». Философ занимал позицию, сходную во многих отношениях с ролью современного священника. Его приглашали, чтобы посоветоваться при обсуждении трудных моральных проблем.

Свыше 400 трактатов написал Гален, в том числе 200 - по медицине, из которых сохранилось около 100 трактатов, остальные сгорели во время пожара в Риме. Гален составил словарь и комментарии к сочинениям Гиппократа. Он ввел немало новых греческих наименований, уточнил значения старых, возродил некоторые почти забытые или малопонятные для его современников гиппократовские обозначения. Гален свел применение слова diaphragma до единственного значения «грудобрюшная преграда», закрепил за словом ganglion, обозначавшим опухолевидное образование, также и анатомическое значение - «нервный узел». Галену удалось сделать однозначным наименование sternon - грудина. Он уточнил формальную и содержательную стороны термина anastomо­sis. Ему принадлежит авторство наименований thalamus - лат. thalamus (зрительный бугор мозга), phleps azygos - лат. vena azygos (непарная вена), cremaster (мышца, поднимающая яичко), peristaltikе­ kinе­sis - перистальтика и др.

Идеалистическая направленность сочинений Галена способствовала трансформации его учения в так называемый галенизм, канонизированный церковью и господствовавший в медицине в течение многих веков. Гален занимает в истории медицины совершенно исключительное место. На протяжении веков читали только творца гуморальной теории и так называемой рациональной медицины Галена, прислушивались лишь к его авторитетному мнению. Его учение господствовало безраздельно в течение 14 веков, вплоть до эпохи Возрождения.

И вот нашелся храбрец, осмелившийся опрокинуть этого идола. Им был Парацельс. Он придерживался мнения, что со времен Гиппократа медицина не сделала ни одного шага вперед, а также дерзнул утверждать, что Гален свел ее с нормального пути развития и, более того, толкнул назад, затемнив трезвые идеи Гиппократа туманными идеями Платона. Авторитет Галена был поколеблен, а затем низвергнут, главным образом после появления трактата «О строении человеческого тела» Везалия.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы