Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях Псалом 24 на русском языке

Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать. Чтение Псалмов в различных жизненных ситуациях Псалом 24 на русском языке

20.10.2023

1 Псалом Давида. К Тебе, Господи, возношу душу мою.

2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь, да не восторжествуют надо мною враги мои,

3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне.

4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.

5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.

6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века.

7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!

8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь,

10 Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его.

11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение моё, ибо велико оно.

12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать.

13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю.

14 Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им.

15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои.

16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен.

17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих,

18 призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои.

19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня.

20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю.

21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь.

22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Толкование Псалма 24

Этот псалом – молитва к Господу о наставлении и прощении – да дарует их Давиду по милости Своей. Псалом написан как акрост, т. е. каждый из его стихов начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности (такая литературная форма была употребительна у народов древнего Востока, потому, что облегчала запоминание поэтического произведения).

Полагают, что Пс. 24 был написан в дни мятежа Авессалома, который Давид воспринимал как расплату за тяжелый грех, некогда им совершенный (движимый страстью к Вирсавии, он обрек на смерть ее мужа Урию). В стихе 3 он говорит о людях, действующих против него, в нарушение закона; в стихе 16 – жалуется на подавленность свою и одиночество (число сохранивших верность Давиду и бежавших вместе с ним из Иерусалима было невелико). С другой стороны, признанием тяжести греха своего, искренним раскаянием в нем и мольбой о прощении по милости Господней звучат стихи 7,11,18 и другие.

Пс. 24:1-3 . Беззаконнующие втуне (стих 3); подразумеваются те (по-видимому, Аввессалом и принявшие его сторону), которые решились выступить против Давида, помазанника Божиего, «втуне», напрасно, не имея на то ни причин ни поводов, сколько-нибудь оправдывающих их. Да постыдятся они, точнее, да будут они постыжены (в значении «да не осуществятся их планы»). В стихе 2 фраза «да не постыжусь я» означает «не дай мне разочароваться» (ибо на Тебя уповаю).

Пс. 24:4-7 . Просьба о постоянном, изо дня в день, наставлении Божием; знавший закон Моисея, Давид просит Господа о том, чтобы в практической, повседневной, жизни Он указывал ему пути и «стези», и ими направлял избранника Своего. Да не отнимутся от Давида щедроты… и милости, вечным источником которых является Господь. Под «щедротами» может пониматься ниспослание материальных благ, под «милостями» – как материальные блага, так и вещи духовного порядка, и прежде всего – чувство внутреннего мира, покоя.

В стихе 7 – мольба о прощении грехов… и преступлений, совершенных в молодости, когда человеку свойственно более действовать в порыве чувств, чем по здравом рассуждении. Давид не пытается оправдывать эти грехи «юностью» своей, он молит Бога простить их по милости… и благости Его.

Пс. 24:8-10 . Псалмопевец славит Господа за праведность Его и за то, что кротких, т. е. любящих Его и готовых Ему внимать, хранящих завет Его и откровения Его, Он тоже направляет… к правде, и научает их путям Своим.

Пс. 24:11 . В стихе 11 – вновь мольба о прощении «великого согрешения» Давида (очевидно, в поступке с Вирсавией и Урией).

Пс. 24:12-14 . Эти стихи перекликаются по своей «теме» с древне-израильской «литературой мудрости» и, прежде всего, – с Притчами (сравните Прит. 1:7; 9:10; 15:33; 31:30): лишь человек, боящийся Бога, пребудет во благе, и потомки его унаследуют землю. Ибо только им укажет Господь путь, который избрать, и откроет «тайну».

Свою, т. е. нечто, сокрытое от других. (Подразумеваются особо доверительные отношения Бога с такими людьми, в процессе которых им открывается в духовном плане больше чем разумеют другие; глубокое проникновение в смысл завета Его с людьми благотворно сказывается на их внутреннем состоянии, как и все непосредственное воздействие на них Бога.)

Пс. 24:15-22 . Псалом 24 завершается смиренной и страстной молитвой, в которой вновь повторяются и сетования на скорби и страдание, и мольба об избавлении от врагов, и выражение искреннего упования на Господа. Надежда на «избавление» тесно увязана в этом псалме с исповеданием греха. Последний стих – молитва об избавлении Израиля от всех скорбей его.

К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, ибо вси терпящии Тя не постыдятся. Да постыдятся беззаконнующии вотще. Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит ему на пути, егоже изволи. Душа его во благих водворится, и семя его наследит землю. Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его.

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся во век, ниже да посмеют ми ся врази мои, 1 К Тебе, Господи, возвысил я душу мою. Боже мой, на Тебя уповаю, - да не постыжусь вовек, и да не посмеются надо мною враги мои,
2 ибо вси терпящии Тя не постыдятся. 2 ибо и все ожидающие Тебя не постыдятся:
3 Да постыдятся беззаконнующии вотще. 3 да постыдятся беззаконующие тщетно.
4 Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя. 4 Пути Твои, Господи, открой мне и стезям Твоим научи меня.
5 Настави мя на истину Твою, и научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день. 5 Направь меня к истине Твоей и научи меня, ибо Ты - Бог, Спаситель мой, и Тебя я ожидал весь день.
6 Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть. 6 Вспомни о сострадании Твоём, Господи, и о милостях Твоих, ибо от века они.
7 Грех юности моея, и неведения моего не помяни, по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи. 7 Грехов юности моей и неведения моего не помяни; по милости Твоей вспомни меня Ты ради благости Твоей, Господи.
8 Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающым на пути. 8 Благ и справедлив Господь, потому даст закон согрешающим в пути.
9 Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем Своим. 9 Направит кротких в суде, научит кротких путям Своим.
10 Вси путие Господни милость и истина, взыскающым завета Его, и свидения Его. 10 Все пути Господни - милость и истина для ищущих завета Его и свидетельств Его.
11 Ради имене Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть. 11 Ради имени Твоего, Господи, и умилосердишься Ты о грехе моём, ибо он велик.
12 Кто есть человек бояйся Господа? Законоположит eму на пути, eгоже изволи. 12 Кто человек, боящийся Господа? Ему даст Он закон в пути, который тот избрал.
13 Душа eго во благих водворится, и семя eго наследит землю. 13 Душа его среди благ водворится, и семя его унаследует землю.
14 Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им. 14 Господь - твердыня боящимся Его, и завет Свой Он явит им.
15 Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои. 15 Очи мои - всегда ко Господу, ибо Он извлечёт из сети ноги мои.
16 Призри на мя и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз. 16 Воззри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и нищ.
17 Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя. 17 Скорби сердца моего умножились, из бедствий моих изведи меня.
18 Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя. 18 Посмотри на смирение моё и изнеможение моё и прости все грехи мои.
19 Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя. 19 Посмотри на врагов моих - ибо они умножились и ненавистью неправедной возненавидели меня.
20 Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя. 20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь я, что уповаю на Тебя.
21 Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи, 21 Беззлобные и прямодушные присоединялись ко мне, ибо я ожидал Тебя, Господи.
22 Избави, Боже, Израиля от всех скорбей eго. 22 Избавь, Боже, Израиль от всех скорбей его!
Толкование на псалом 24 В предлагаемом псалме вводится лице каждого из званных, т. е. из всех тех, которые собраны для направления их к жизни духовной. И этот же псалом произносится от лица целого народа, который просит об избавлении его от плена. Слова псалма сего прилично произносить во время мученичества. Пс. 24 :1 . К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Говорят это, как обратившиеся уже от идолослужения. Ниже да посмеют ми ся врази мои" , и именно враги мысленные. Пс. 24 :2 . Ибо вси терпящии Тя не постыдятся , то есть, все возложившие уже упование на Бога и соделавшиеся славными. Поелику возымел упование, то и утверждает смело, что получит испрашиваемое в молитве. Пс. 24 :3 . "Да постыдятся беззаконнующие вотще" . Это говорит о пребывающих еще в идолослужении. Пс. 24 :4 . Пути Твоя, Господи, скажи ми. Разумеет евангельские догматы. Пс. 24 :5 . Настави мя на истину. Говорит это, как не достигший еще истины. И научи мя, яко Ты еси Бог Спас мой . Если так молится пророк, как бы не познавший еще путей Господних, не научившийся ходить стезями Господними, не наставленный на истину Божию и не наученный тому, что должно знать о Боге, как о Спасителе; то кого не устрашить сказанное: "гСре, иже мЩдри в себе самих и пред собою разумни" (Ис. 5 :21 ) ? Пс. 24 :7 . Грех юности моея, и неведения моего не помяни. Юностью именует безумие; а явным безумием было время их идолослужения. В ином смысле разумеет грехи народа в Египте; потому что и там служили идолам. Итак, не помяни ныне тех грехов, но яви человеколюбие, как был Ты человеколюбив и милостив тогда к неведущим. Ради благости Твоея, Господи . Умоляю сподобить меня сего, не по моему достоинству, но по Твоему человеколюбию. Пс. 24 :8 . Сего ради законоположит согрешающым на пути. Просветит грешников, покажет согрешающим путь. Пс. 24 :10 . Вси пyтие Господни милость и истина. Ибо постоянно питающиеся божественными словесами в точности познают из них, что все домостроительство Спасителя Христа Бога нашего срастворено милостью и истиной. Приносящим покаянье, в чем прегрешили, дарует Он милость и прощение, и непобедимых подвижников добродетели прославляет и венчает, произнося о них суд с истиною; а на живших беззаконно и не принесших покаяния по уставам истины налагает наказания. Пс. 24 :13 . И семя его наследит землю ; разумеет дела, послужившие ему к тому, чтобы наследовать мысленную землю. Соделаются же они семенем мужей добрых, под которыми разумеет рожденных по Богу. Пс. 24 :14 . Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им , т. е. завет евангельский. Что же явит, как не путь спасения? Ибо все законоположение Божие направлено к тому, чтобы добрым доставить наслаждение тем, что вожделенно для них. Сие-то, говорит, "явит им" , то есть: введет их в наслаждение вожделенным для них. Пс. 24 :17 . Скорби сердца моего умножишася. Отовсюду окружен я многими скорбями. Поэтому, сие уничижение и бедствие уравновесив с беззакониями моими, даруй мне оставление и прощение грехов. От нужд моих , угнетающих меня, изведи мя .
Пс. 24 :18 . Виждь смирение мое, и труд мой. Ибо не должно быть нам нерадивыми и недеятельными, полагаясь на милость Божию, но надлежит и от себя привнести труды дел. Пс. 24 :19 . Виждь враги моя, яко умножишася. Преклоняет Бога к милости неправдами врагов. Пс. 24 :21 . Незлобивии и пpавии прилепляхуся мне. И это свойственно добродетели - гнушаться общением с людьми худыми, иметь же сообщниками и друзьями уважающих правду и соблюдающих прямоту. Так поступал и пророк (как говорит о себе), в той мысли, что чествует тем Владыку.
Икона Святой царь и пророк Давид Псалмопевец ********************************************************************************** Виртуальная часовня, в которой можно помолиться, поставить свечи...

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.

- Продолжаем разговор о Псалтири. Сегодня мы разберем 24 псалом.

24 псалом Псалтири царя Давида очень значим для каждого христианина, потому что в нем Давид научает всех верных правильно молиться, учит, как нужно себя вести в трудных жизненных обстоятельствах. Когда на долю человека выпадают какие-либо жизненные потрясения, нужно обращаться к Богу, но молиться необходимо не только о себе. Молитва должна расширяться и уходить за пределы своего «я», будучи наполненной прошением о своих близких. Попадая в трудные обстоятельства, нужно читать этот псалом, в котором молящийся испрашивает милости Божией и получает ее.

«К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, Боже мой, на Тя уповах, да не постыжуся вовек, ниже да посмеют ми ся врази мои». Давид говорит, что «я воздвигаю к Тебе душу свою», то есть представляю ее перед Господом. Но чтобы душа предстояла перед Богом, ее нужно освободить от всего лишнего, наносного, земного, к чему она прилеплена в течение нашей жизни.

Мы идем в храм, встаем на молитву только тогда, когда сможем оторваться от своей повседневности, суеты, лени. Только тогда душа вместе с телом обращается к Богу в молении. «На Тя уповах, да не постыжуся ». Упование на Господа никогда не посрамляет человека. Когда он с Богом, ему никогда не бывает стыдно - без Бога он может быть посрамлен, потому что в состоянии богооставленности человек остается один на один со своей немощью, скудостью и попадает в руки врагов.

«Ниже да посмеются ми ся врази мои ». Можно даже не пояснять эти слова, потому что, действительно, будет посмеян человек без Бога. Почему Бог выступал на стороне Давида? Потому что Давид всегда возлагал свое упование в любом деле, в любой битве - на Господа. И это упование никогда его не подводило.

«Ибо вси терпящии Тя не постыдятся ». Что значит «терпящии »? В данном контексте слово «терпящии» не означает терпение. Здесь говорится о тех, кто уповает на Бога, призывает Его милосердие. И надежда на Бога никогда не посрамит.

«Да постыдятся беззаконнующии вотще ». Что значит «беззаконнующии вотще »? Всякий человек грешен, нет безгрешных людей. Но бывают грехи - ведомые и неведомые, вольные и невольные. Если человек совершает невольные грехи, согрешает нечаянно, то эти грехи не вменяются ему в великое согрешение. А те грехи, которые он совершает целенаправленно, пребывает в них, низводят грешника до преисподней. На них псалмопевец обращает внимание, говоря, что эти грехи напрасны, с ними нужно бороться, их нужно преодолевать.

«Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя ». Псалмопевец Давид очень часто употребляет увеличительное, подчеркивающее значение произносимых слов, усиливая их повторами, заменяя синонимами, подобными словами. «Пути», «стези» - стежки, дорожки - казалось бы это одно и то же. Только есть пути широкие, есть узкие, но любые пути Божии являются святыми. Если говорится о путях Божиих, то речь идет о следовании воле Божией через соблюдение Его заповедей. Псалмопевец говорит: «Покажи мне путь, научи меня заповедям Твоим».

«Настави мя на истину Твою, и научи мя: яко Ты еси Бог Спас мой, и Тебе терпех весь день », то есть на тебя уповаю весь день. «Настави мя на истину Твою, научи мя » - научи меня заповедям Твоим. «Яко Ты еси Бог Спас мой ». Почему Давид называет Бога - «Спас мой »? Потому что только Господь избавляет человека от тех трудностей, скорбей, болезней, которые есть в его жизни. Он называет Его Спасителем, потому что без Бога невозможно обрести мир и покой. И Давид просит, чтобы Господь научил, показал истину, наставил в ней. Благодаря этому человек обретает спасение от тех трудностей, с которыми он встречается в своей жизни.

«И Тебе терпех весь день ». Для евреев понятие «день» включало в себя все световые дни, это понимание всей жизни. Ночь они не считали за жизнь, это временное упокоение человека, временная смерть, потому что ночью человек не созидает, не живет. Здесь говорится о том, что «я уповаю на Тебя всю свою жизнь».

«Помяни щедроты Твоя, Господи, и милости Твоя, яко от века суть» . Давид говорит: «Помяни, Господи, милости Твои, на которые я уповал в течение всей своей жизни. Для меня это является сутью жизни, я не могу по-другому в своей жизни поступать». Действительно, Давид всегда очень милостиво поступал ко всем, помня о том, что Господь дает милость Свою только тем, кто явил эту милость в своей жизни. Далее он говорит: «Грех юности моея, и неведения моего не помяни: по милости Твоей помяни мя Ты, ради благости Твоея, Господи» . Давид просит, чтобы грехи юности и неведения не поминал Господь. В юности человеку присуща горячность, поэтому с такой легкостью он совершает грехи, неосознанно. Эти грехи, как говорят святые отцы, в единой покаянной молитве может простить Господь. Сознательные же грехи нуждаются не просто в покаянной молитве, но и в удручении тела. Такие тяжкие грехи прощаются только через несение каких-то серьезных тягот, скорбей.

«Благ и прав Господь, сего ради законоположит согрешающим на пути». По мнению всех толкователей, Господь благ потому, что Он совершенен. Благость может быть только в Господе. Мы помним слова Священного Писания, когда Господь сказал одному законнику: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Мк, 10:18). Действительно, благость, как высшее добро, благодать - только в Господе находится в полноте. Такое обращение подобает только Богу. Правым называется тот судья, который совершает суд без всякой предвзятости, лицемерия, мздовоздаяния, неправды. Правым называют Господа, потому что Он совершает праведный суд, без всякого лицеприятия.

«Сего ради законоположит согрешающим на пути» . Здесь говорится о том, что закон Господь дает для согрешающего и по закону этому судит его. «Наставит кроткия на суд, научит кроткия путем своим». Кроткие оправдываются судом. Им показывается правильный, спасительный путь, по которому они идут - «научит кроткия путем своим ». Господь всегда научает кротких заповедям Своим.

Мы говорили о том, что Псалтирь христологична: в ней есть много пророчеств о Христе. По-настоящему кротким мы не можем назвать ни одного человека до пришествия Христова, потому что в полноте этот подвиг не был совершен до страданий Христа. Кротости мы научаемся только от Господа. Господь говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременные и Аз упокою вы. Научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем»(См.: Мф, 11: 28-29). Кротости и смирению в полноте могли научиться от Господа только ученики Христовы. По святоотеческому толкованию, в словах о кротких, идущих путем Божиим, говорится об учениках Христа - святых апостолах, которые с радостью стали исполнять повеления Христа, те заповеди, которые оставил им Господь.

«Вси путие Господни милость и истина, взыскающим завета Его, и свидения Его». «Свидением» и «заветом » называются заповеди Божии. Тот, кто поучается от Господа заповедям Божиим, тому Господь являет милость и истину. Во всем нужно стремиться исполнять заповеди Божии.

«Ради имени Твоего, Господи, и очисти грех мой, мног бо есть» . Конечно, у человека множество грехов, неправд, но ради прославления имени Божия, Господь очищает человека.

«Кто есть человек бояйся Господа; законоположит ему на пути, егоже изволи». Здесь говорится о святости и благочестии. Когда человек живет по заповедям Божиим, тогда Господь являет ему милость Свою, пути его становятся правильными и праведными. В то же время «душа его во благих водворится, и семя его наследит землю ». Здесь говорится о селениях праведников, о времени открытия Царства Небесного в райских селениях. Двери Царства Небесного в ветхозаветное время были закрыты, но в аду были селения праведных. Естественно тот, кто живет по заповедям Божиим, у того душа водворится в селениях праведников. Что значит «наследит землю»? У евреев была важная задача - иметь продолжение своего рода, чтобы через это их род освятился встречей с Мессией, с Избранным, Который придет спасти человечество. Для них это была задача номер один, поэтому многодетность всегда поощрялась. В то же время человек, который не имел детей, считался грешником. В детях заключалось не только продолжение рода, но и осмысленность земной жизни. Родители не расточали богатство, которое накопили, чтобы им пользовались их дети. В этом заключается великая радость.

«Держава Господь боящихся Его, и завет Его явит им». То есть явит им заповеди. «Держава» - значит «крепость». Господь является для нас крепостью, защитой всех тех, кто боится Бога.

«Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои». Здесь говорится об уме человеческом. «Исторгнет от сети нозе » - сети расставляет враг рода человеческого, а Господь сохраняет человека, его жизнь и путь от искушений диавольских.

«Призри на мя, и помилуй мя, яко единород и нищ есмь аз». Здесь псалмопевец говорит о себе: о том, что бывает такое время, когда человек остается один в своих духовных поисках, оставленный всеми. В таком состоянии он говорит: «Скорби сердца моего умножишася, от нужд моих изведи мя». «Скорби сердца моего» - это очень тяжелые внутренние переживания, которые касаются не каких-то физических немощей, а состояния богооставленности, уныния. Человек говорит: «Я одинок в этой жизни, нищ, и все оставили меня». Тогда рождается сильное сердечное переживание, когда все от тебя отворачиваются, готовы предать тебя, тогда ты думаешь и взываешь к Богу: «От нужд моих изведи мя».

«Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя». Что мы можем предложить Господу? Только показать то, что есть в нашем сердце смирение и труд. «Ради этого, Господи, избавь меня от всех грехов моих».

«Виждь враги моя, яко умножишася, и ненавидением неправедным возненавидеша мя» . Очень много врагов у человека. Бывает, он чувствует одиночество и страшится того, что его одолело множество врагов. Что может сказать он Богу? Возненавидели его неправедно. Здесь Давид говорит о том, что во всем должна быть правда: если я сделал человеку что-то плохое и лукавое, подвел его, за что он возненавидел меня, значит, по правде ненавидит он меня. А если я ничего плохого не делал, не предавал, никакого зла ему не делал, тогда почему и как возненавидел он меня суть неправедно.

«Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на тя». Когда каждый человек испытывает такие трудности, мучения, остается один на один с собой, своими испытаниями, то он знает, что есть еще Кто-то, кто может разделить с ним скорби, переживания, может помочь в этом испытании. В этом заключается молитва Давида. Он просит Бога о помощи, о том, чтобы Он сохранил, исправил, научил; приносит покаяние в этом псалме, просит, чтобы Господь простил грех юности и неведения. В то же время говорит: «Господи, я не делал ничего такого, чтобы эти люди восстали против меня, возненавидели. Я одинок, Господи, помоги».

Этот псалом как некий плач, стенание к Господу о том состоянии, в котором сейчас находишься. В конце псалма Давид просит: «Сохрани душу мою, и избави мя, да не постыжуся, яко уповах на Тя» . Этими словами он хочет сказать: «Сохрани меня, Господи, избави, покажи, что я правильно верую, чтобы все знали, что я только на Бога уповаю, все делаю с благословения Божия». Сила псалмопевца Давида заключена не в мудрости, не в уме, не в поддержке своего народа. Все что он имеет - он всегда об этом говорил - все это только благодаря тому, что он уповает на Бога, верит в Него и считает Его своим помощником, защитником и избавителем от всего злого.

«Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех Тя, Господи » - постоянно уповал на Тебя, возлагал свои надежды. Какие «незлобивии и правии» ? Это те, которые видели, что Господь помогает Давиду, дает ему силы, крепость, победу. И тогда они обращались к нему и становились рядом, ощущая силу Божию и почитание Бога. Видя такое упование, они присоединялись к Давиду, понимая, что сила Давида в его Боге.

«Избави, Боже, Израиля от всех скорбей его». Это замечательные слова псалмопевца Давида, в которых он показывает, чем должна заканчиваться молитва. Молясь, нужно просить не только за себя, о своих нуждах и скорбях, но и за тот народ, который дорог тебе и близок. Многие по этому поводу утверждают, что молиться надо за самого себя, нужно знать тех, за кого ты молишься, нельзя молиться за тех, кого не знаешь. Псалмопевец Давид отвечает нам, говоря о том, что молиться надо за всех, особенно за свой единоверный народ. Поэтому он заканчивает свою молитву прошением за весь Израиль, так как является частью израильского народа.

Расшифровка: Людмила Кедысь

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 24

Этот псалом - молитва к Господу о наставлении и прощении - да дарует их Давиду по милости Своей. Псалом написан как акрост, т. е. каждый из его стихов начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности (такая литературная форма была употребительна у народов древнего Востока, потому, что облегчала запоминание поэтического произведения).

Полагают, что Пс. 24 был написан в дни мятежа Авессалома, который Давид воспринимал как расплату за тяжелый грех, некогда им совершенный (движимый страстью к Вирсавии, он обрек на смерть ее мужа Урию). В стихе 3 он говорит о людях, действующих против него, в нарушение закона; в стихе 16 - жалуется на подавленность свою и одиночество (число сохранивших верность Давиду и бежавших вместе с ним из Иерусалима было невелико). С другой стороны, признанием тяжести греха своего, искренним раскаянием в нем и мольбой о прощении по милости Господней звучат стихи 7,11,18 и другие.

Пс. 24:1-3 . Беззаконнующие втуне (стих 3); подразумеваются те (по-видимому, Аввессалом и принявшие его сторону), которые решились выступить против Давида, помазанника Божиего, "втуне", напрасно, не имея на то ни причин ни поводов, сколько-нибудь оправдывающих их. Да постыдятся они, точнее, да будут они постыжены (в значении "да не осуществятся их планы"). В стихе 2 фраза "да не постыжусь я" означает "не дай мне разочароваться" (ибо на Тебя уповаю).

Пс. 24:4-7 . Просьба о постоянном, изо дня в день, наставлении Божием; знавший закон Моисея, Давид просит Господа о том, чтобы в практической, повседневной, жизни Он указывал ему пути и "стези", и ими направлял избранника Своего. Да не отнимутся от Давида щедроты… и милости, вечным источником которых является Господь. Под "щедротами" может пониматься ниспослание материальных благ, под "милостями" - как материальные блага, так и вещи духовного порядка, и прежде всего - чувство внутреннего мира, покоя.

В стихе 7 - мольба о прощении грехов… и преступлений, совершенных в молодости, когда человеку свойственно более действовать в порыве чувств, чем по здравом рассуждении. Давид не пытается оправдывать эти грехи "юностью" своей, он молит Бога простить их по милости… и благости Его.

Пс. 24:8-10 . Псалмопевец славит Господа за праведность Его и за то, что кротких, т. е. любящих Его и готовых Ему внимать, хранящих завет Его и откровения Его, Он тоже направляет… к правде, и научает их путям Своим.

Пс. 24:11 . В стихе 11 - вновь мольба о прощении "великого согрешения" Давида (очевидно, в поступке с Вирсавией и Урией).

Пс. 24:12-14 . Эти стихи перекликаются по своей "теме" с древне-израильской "литературой мудрости" и, прежде всего, - с Притчами (сравните Прит. 1:7; 9:10; 15:33; 31:30): лишь человек, боящийся Бога, пребудет во благе, и потомки его унаследуют землю. Ибо только им укажет Господь путь, который избрать, и откроет "тайну".

Свою, т. е. нечто, сокрытое от других. (Подразумеваются особо доверительные отношения Бога с такими людьми, в процессе которых им открывается в духовном плане больше чем разумеют другие; глубокое проникновение в смысл завета Его с людьми благотворно сказывается на их внутреннем состоянии, как и все непосредственное воздействие на них Бога.)

Пс. 24:15-22 . Псалом 24 завершается смиренной и страстной молитвой, в которой вновь повторяются и сетования на скорби и страдание, и мольба об избавлении от врагов, и выражение искреннего упования на Господа. Надежда на "избавление" тесно увязана в этом псалме с исповеданием греха. Последний стих - молитва об избавлении Израиля от всех скорбей его.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы