Псалом 36 для чего читают. Псалтырь. Время и цель написания

Псалом 36 для чего читают. Псалтырь. Время и цель написания

ПСАЛТЫРЬ, Псалом 36 Псалом Давида.

Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем: меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает, ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся. Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены и потомство нечестивых истребится. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его. Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его; но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим. Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет. От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби; и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.

ПСАЛТИРЬ, Псалом 36.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконiе. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелiе злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню; и насели землю, и упасешися в богатстве eя. Насладися Господеви, и даст ти прошeнiя сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на него, и той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне. Повинися Господеви и умоли eго. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступленiе. Престани от гнева и остави ярость; не ревнуй, eже лукавновати, зане лукавнующiи потребятся, терпящiи же Господа, тiи наследят землю. И eще мало, и не будет грешника; и взыщеши место eго и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими; Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко прiидет день eго. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достоянiе их в век будет. Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, изчезающе яко дым изчезоша. Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает. Яко благословящiи eго наследят землю, кленущiи же eго потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбiется, яко Господь подкрепляет руку eго. Юнейшiй бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене eго просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословенiе будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных своих; во век сохранятся; беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд. Закон Бога eго сердцы eго, и не запнутся стопы eго. Сматряет грешный праведнаго и ищет eже умертвити eго; Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, eгда судит eму. Потерпи Господа и сохрани путь eго, и вознесет тя eже наследити землю; внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры лiванскiя; и мимо идох, и се, не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго. Храни незлобiе и виждь правоту, яко eсть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе; останцы же нечестивых потребятся. Спасенiе же праведных от Господа, и защититель их eсть во время скорби; и поможет им Господь и избавит их, и измет их от грешник и спасет их, яко уповаша на него.

Псалом 32.

Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала. Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятоструннем пойте Ему. Воспойте Ему песнь нову, добре пойте Ему со восклицанием: яко право слово Господне, и вся дела Его в вере. Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их. Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны. Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вcи живущии по вселенней. Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род. Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, люди, яже избра в наследие Себе. С Небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия. От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их. Не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется. Се очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его. Избавити от смерти душы их, и препитати я в глад. Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Псалом 33.

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла и сотвори благо. Взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящий праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси, уповающий на Него.

Слава:

Псалом 34.

Суди, Господи, обидящыя мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняя их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объимет, и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждущии ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.

Псалом 35.

Глаголет пребеззаконный согрешати в себе; несть страха Божия пред очима его. Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети. Глаголы уст его беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова. Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак. Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи. Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я. Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущым Тя и правду Твою правым сердцем. Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене. Тамо падоша вси делающии беззаконие: изриновени быша, и не возмогут стати.

Слава:

Псалом 36.

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взышеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане презирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа, стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейщий бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя еже наследити землю, внегда потреблятися грешником, узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимоидох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О Пресвятая Владычице Богородице! Призри с благосердием на моления наша: (просьба), и не отврати лица Твоего от раб Божиих (имена) за множество прегрешений их, но простри им руце матернего милосердия Твоего. Яви богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле блазе; от всякого же начинания греховного помышления лукавого отврати их, да всегда славят пречестное имя Твое. Аминь.

По 5-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас 5. Страшный Твой Престол, лукавое мое житие: и кто мя избавит тогдашния нужды, аще не Ты помилуеши мя, Христе Боже, яко Щедр и Человеколюбец?

Слава: Попечение жития изгна мя рая, и что сотворю, отчаянный? Сего ради толку во врата и зову: Господи, Господи, отверзи ми покаянием и спаси мя.

И ныне: Кий наречем храм Твой, Богородице? Пристанище ли духовное? Или рай сладости Небесныя, ходатайствен жизни некончаемыя? Вся бо имаши добрая, всегда молися Христу спастися душам нашим.

Господи, помилуй (40) и молитва,

Боже Праведный и Хвальный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный, услыши грешнаго мужа молитву в час сей: услыши мя, обещавый услышати во истине Тя призывающих, и не омерзи мя, нечистыя устне имуща и во гресех содержима, упование всех концев земли и странствующих далече. Приими оружие и щит и востани в помощь мою: излей мечь и заключи сопротив гонящих мя. Запрети нечистым духовом от лица безумия моего, и да отлучится от моея мысли дух ненависти и злопомнения, дух зависти и лести, дух боязни и уныния, дух гордости и всякия иныя злобы; и да угаснет всякое разжжение и движение плоти моея, от диавольскаго действа составляемое, и да просветится моя душа и тело, и дух светом Твоего Божественнаго познания: да множеством щедрот Твоих достигну соединения веры, в мужа совершенна, в меру возраста, и прославлю со Ангелы и всеми святыми Твоими всечестное и великолепне имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 36

Этот псалом Давида представляется "вытекающим" из предыдущего. Он является наставлением праведным не гневаться и не волноваться (в русском тексте "не ревновать") по поводу "процветания злодеев", и тем более - не завидовать им, ибо Божиего суда им не избежать. Праведных Давид наставляет уповать на Господа. По своему содержанию Пс. 36 (написан в форме акроста, как и Пс. 33; толкование в конце этого псалма) перекликается с псалмами 48 и 72, а также с книгой Иова.

А. Не гневайся и не завидуй, но уповай на Господа (36:1-8)

Пс. 36:1-8 . Как уже говорилось, русское "не ревнуй" в стихе 1 правильнее прочитать как "не волнуйся, не гневайся (не раздражайся)" из-за того, что "злодеи" благоденствуют (стих 1 сравните со стихом 7-8, а также с Прит. 23:17; 24:1), ибо они недолговечны, как трава (стих 2). А лучше уповай на Господа, и делай добро, советует псалмопевец.

И Он услышит твои молитвы и исполнит желание сердца твоего (стихи 3-4). Для идущих путем, угодным Господу… Он совершит все, что нужно для их блага (стих 5). Стих 6 читается в том смысле, что праведности доверившегося Ему Господь даст сиять, подобно свету зари, и справедливости его - подобно свету полдневного солнца.

В стихе 7 - повторение призыва покориться Господу и надеяться на Него, не раздражаясь из-за успехов "лукавого человека". Предостережение во второй части стих 7 усиливается в стихе 8: Давид напоминает, что ярость может толкнуть на причинение зла нечестивому, - допускать себя до этого не следует.

Б. Нечестивых ждет справедливое наказание (36:9-22)

Пс. 36:9-11 . "Делающим зло", которые истребятся, псалмопевец противопоставляет уповающих на Господа, которые наследуют землю. Эта мысль - о наследовании земли (сравните стих 22, 29, 34) - была повторена Иисусом Христом (Матф. 5:5). Об особом смысле, вложенном Им в эту фразу - в контексте Его Нагорной проповеди, в комментариях на Матф. 5:1-12.

Пс. 36:12-22 . Утверждения, содержащиеся в стихах 9-11, основаны на следующих пяти противопоставлениях в стихах 12-22.

1) Нечестивый злоумышляет против праведника, но Господь посмеется над ним: Он видит скорый конец его (видит, что приходит день его); стихи 12-13.

2) Нечестивые нападают на бедного и нищего, но падут жертвой собственного насилия (стихи 14-15).

3) Лучше иметь немного, будучи праведником, чем большое богатство, будучи нечестивым, - потому что сила (мышцы) нечестивых будет сокрушена, и нажитое ими погибнет, а малое, чем владеет праведник, напротив, возрастет, ибо его поддерживает Господь (стихи 16-17).

4) Ибо дни непорочных и достояние их… вовек… пребудет под защитой Господа, а нечестивые погибнут подобно траве (36:2) и как тук агнцев, сгорающий в огне всесожжения (стихи 18-20). 5) Причина этого в эгоизме и в бессердечии нечестивого, который даже взятого взаймы… не отдает, как и в бескорыстии, щедрости праведного, дающего взаймы и милующего своих должников (стих 26). В стихе 22 повторяется мысль о наследовании земли "благословенными" Богом и об истреблении проклятых Им.

В. Господь благоволит к праведным (36:23-31)

Пс. 36:23-31 . Он руководит путями их и поддерживает их за руку (стихи 23-24). Он заботится о пропитании праведных и благословляет их потомство (стихи 25-26). Давид на собственном опыте не мог не знать, что и на долю праведных выпадают страдания, и, когда он говорит на склоне лет, что за всю жизнь не видал праведника оставленным, то подразумевает, что и попуская таковому испытания, Господь никогда не оставляет его совсем.

Поскольку в древнем Израиле не знали о воскресении тела, то под "жизнью во век" в стихе 27 Давид, возможно, понимал вечное посмертное существование души праведника вблизи от Бога. Продолжение этой мысли можно видеть во фразе вовек сохранятся они (стих 28). Но на основании неоднократно звучащей в Пс. 36 мысли о "наследовании земли праведными" сказанное в стихе 27-28 некоторыми понимается как еще одно повторение этой же мысли - в значении (в первую очередь) вечного пребывания праведников в земле обетованной.

Cтих 28 повторяется утверждение, что Господь, любящий правду, не оставляет без защиты и помощи святых Своих (т. е. верующих в Него).

Стих 29 - снова мысль о наследовании земли праведными; она будет отдана им в вечное владение, говорит псалмопевец.

Стихи 30-31: рассуждения праведника исполнены мудрости и искренности, потому что в сердце у него… закон Бога.

Г. О противостоянии зла и добре (36:32-40)

Пс. 36:32-38 . Псалмопевец размышляет об этом вечном противостоянии: Нечестивый постоянно ищет умертвить праведника, но Господь всегда на защите его. Отсюда повторение призыва к праведным (звучащего в этом псалме как лейтмотив): Уповай на Господа, и держись пути Его; и ты увидишь, обещает Давид, как будут истреблены нечестивые (стих 34).

В стихах 35-36 - образ нечестивца, разрастающегося, подобно многоветвистому дереву, от которого, однако, и следа не осталось.

Мысль, выраженная в стихе 37: праведного, в отличие от беззаконника (стих 38), в конечном счете ожидает мир

Пс. 36:39-40 . От Господа спасение праведникам, подытоживает сказанное прежде царь Давид. Он защита их во время скорби. Он спасет их; ибо они на Него уповают

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

"Не ревнуй" – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего» .

. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и "кроткие" (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы" ) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет» .

. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под "достояние м ...непорочных» , как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает» , старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует" ) и дает нуждающимся из своего достатка.

. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным» , т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

"Жи знь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они» . Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жи знь вовек" , в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир" – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

Псалом 36

Псалом Давида

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания 25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (35-36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1-2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3-6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же - насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7-24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25-40).


1 Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
2 ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

1-2. "Не ревнуй" - не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

3 Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

3 . "Живи на земле и храни истину" - стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

4. "Утешайся Господом" - находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит "желания сердца твоего" .

5 Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
6 и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

5-6. Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

7 Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему.
8 Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

8. "Не ревнуй до того, чтобы делать зло" - не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

9 ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
10 Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
11 А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

9-11. "Уповающие на Господа" то же, что и "кроткие" (11 ст.), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они "наследуют землю" - перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими:
13 Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его.
14 Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем:
15 меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся.
16 Малое у праведника - лучше богатства многих нечестивых,
17 ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

16-17. Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила ("мышцы" ) сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что ость у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь "их подкрепляет".

18 Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

18. Под "достоянием непорочных", как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно "пребудет вовек" - указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

19 не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты;
20 а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут.
21 Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

21. Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он "берет взаймы, и не отдает" , старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам ("милует" ) и дает нуждающимся из своего достатка.

22 ибо благословенные Им наследуют землю, а проклятые Им истребятся.
23 Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его:
24 когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.
25 Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

25. Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился "и не видал праведника оставленным" , т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

26 он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет.
27 Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
28 ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.

27-28. "Жизнь вовек" зависит от уклонения от зла и делания добра, так как "Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они" . Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения "жизнь вовек", в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

29 Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

29. Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10-12 ст. и 18.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду.
31 Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его.
32 Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его;
33 но Господь не отдаст его в руки его и не допустит обвинить его, когда он будет судим.
34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь.
35 Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся многоветвистому дереву;
36 но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу.
37 Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

37. "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного" - поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. "Будущность праведного есть мир" - указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27-28).

38 а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет.
39 От Господа спасение праведникам, Он - защита их во время скорби;
40 и поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают.


© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы