Значение слова волынь. Истребление поляков на Украине. Волынская резня Основные данные по географии и истории

Значение слова волынь. Истребление поляков на Украине. Волынская резня Основные данные по географии и истории

14.11.2023

Волынь, к которой относятся Волынская, юг Ровенской, север Тернопольской и Хмельницкой областей - пожалуй, самая недооцененная из 5 исторических областей Червонной Руси, то есть Западной Украины. В общем-то и я не ожидал от неё ничего особенного - и может быть поэтому, даже несмотря на отвратительную погоду, Волынь впечатлила меня едва ли не сильнее и . Здесь немало своих красот и древностей, но главное - Волынь совершенно другая. Как и другие области Западной Украины, она выделилась из Червонной Руси, ядром которой была изначально, но только в Средние века судьба связала её не с Польшей, как соседей, а с Литвой. Волынь - этакий гибрид Белоруссии с Украиной, и её облик, в том числе архитектурный, абсолютно неповторим.

В этом посте я расскажу волынскую историю, но в первую очередь сосредоточусь на колорите и особенностях архитектуры. Только предупреждаю сразу о двух вещах: первое - я перелопатил довольно большой объём информации о новом для меня регионе, мог что-то где-то не понять или понять превратно, поэтому если Вас что-то возмущает до глубины души - не спешите ругаться: может, это не имперские абмиции, а просто ошибка? А второе - здесь многабукафф, которые можно ниасилить.

Думаю, не последняя причина того, почему Волынь остаётся в тени своих южных соседей - довольно унылая природа. Здешние пейзажи не запоминаются практически ничем - поля, лесополосы, небольшие участки леса, узенькие речки и вполне привычная для Западенщина перенаселенность, так что даже в чистом поле ощущаешь чуть заметный запах жилья. Единственная, пожалуй, яркая деталь - омела, которой здесь просто неописуемое количество.

Но при всём том эта земля между непроходимыми лесами Полесья и карпатскими предгорьями - одно из древнейших ядер славянского мира. Ещё полторы тысячи лет назад здесь жили дулебы на стыке возникших позднее восточных и западных славян. Центром Дулебии было Зимно, разрушенное в 560-е годы кочевниками-аварами - но сохранилось мощное городище:

Откуда взялось красивое и непонятное название Волынь, учёные спорят по сей день, но ни до чего конкретного пока не договорились - как бы то ни было, к 10 веку основное население этих мест уже называлось волынянами, а их столицей был довольно крупный город Ладомир в 7 километрах от Зимновского городища, в 988 году покоренный князем Владимиром и получивший его имя. Тем не менее, в европейских текстах Волынь вплоть до ХХ века была известна как Лодомерия. В 11-13 веках история Волыни оказалась неразрывно связана с историей её ближайшего соседа - Галиции: обе они были ареной русско-польских войн за Червенские города (к коим относились из ныне существующих Броды и Луцк), обе консолидировались в Галицко-Волынское княжество, ставшее одним из трёх (наряду с Владимиро-Суздальским княжеством и Новгородской республикой) центров гибнущей Древней Руси. Подробнее я уже , повторять не буду.

Наследие Галицко-Волынского княжество - это в первую очередь два храма во Владимире-Волынском: Успенский собор князя Мстислава (1190-е) - самый западный уцелевший памятник Древней Руси:

Там же - Васильевская церковь рубежа 13-14 веков, едва ли единственный уцелевший пример древнерусского храма-ротонды - таких в Галицко-Волынских землях в те времена было немало. Правда, в начале ХХ века к церкви пристроили совершенно невтемные звонницу и главку с кокошниками:

Ещё для визуального осмотра доступны руины княжеской церкви Иоанна Богослова в Луцке (1175-80) - где-то 95% домонгольского зодчества Западной Руси выглядит ныне примерно так. Никто не уничтожал эти церкви специально - просто постепенно их передавали униатам и католикам, перестраивали со сносом и без, они горели, ветшали, разбирались на камень для строительства новых храмов... и постепенно перевелись. Если в России сохранилось около половины древнерусских церквей, в Белоруссии и Украине - даже не 1 из 10.

Ещё два памятника княжеской Волыни сохранились в Белоруссии - ведь её северным форпостом было Берестье, или по-нашему говоря Брест. сохранились прямо на территории :

(июль-2008)

В составе России Волынь (кроме Холмщины, входившей в Царство Польское) оказалась целиком по Второму разделу Речи Посполитой (1793), и сразу же получила статус губернии, центром которой с 1804 года был . В 1830 году на территории Российской империи (без Царства Польского) было ликвидировано униатство - причём официально греко-католики имели права выбора, куда перейти - в православие или католичество. На Волыни и в Беларуси это прошло относительно мирно, в отличие от Холмщины, где в 1866 году аналогичного выбора униатам уже не предоставляли, а церкви порой отнимали силой оружия .

Русская деревянная церковь в Кременце

При этом, как ни странно, Волынь сохранила роль образовательного центра Западной Руси: так в 1805 году основан Кременецкий лицей, по статус равный университету, в 1833 году переведенный в Киев и ставший университетом.

В целом же Волынь 19 века, как и Подолия, оставалась незаметным регионом на окраине империи, страной еврейских местечек, русских гарнизонов, польских помещиков и украинских крестьян. Вдобавок, Волынская губерния включала почти всё Полесье - едва ли не самый глухой угол империи к западу от Москвы. Уездные города Волыни не сильно отличаются от уездных городов, к примеру, Поволжья:

Между двумя Мировыми войнами Волынь вновь успела побывать в составе Польши, где также оставалась в общем периферией. Рядом была беспокойная Галичина с украинскими подпольем и возрождающимся униатством, от которой Волынь оградили так называемым "сокальским кордоном" - между двумя воеводствами была охраняемая граница, за пределами Галиции не допускалось открытие греко-католических приходов.
Вид у межвоенных кварталов Волыни очень провинциален, а построек польской эпохи немного (не считая Луцка):

Тем не менее, польский период оставил в здешних пейзажах пару любопытных деталей. Первое - шестигранная "плитка Шаховского" с характерной фактурой, которой по сей день вымощено немало мест в Ровно, Дубно, Луцке и не только:

А второе - вот такие почтовые ящики, которых я в эту поездку видел сотни... впрочем, в их польском происхожлении я как раз не уверен, так как видел подобные и восточнее старой границы - но на два порядка реже:

Дальше - кошмары Второй Мировой, как и в Галиции начавшейся здесь в 1939 году с вторжения Красной Армии, а продолжившейся в 1941 году вторжением вермахта, который в этих краях нанёс СССР несколько тяжелейших поражений (например, в грандиозной танковой битве под Дубно). Относительное спокойную Волынь нацисты сделали центром Рейхскомиссариата Украина - единственного реально существовавшего из нескольких планируемых рейхскомиссариатов (колоний), которые планировалось организовать на захваченных советских землях (правда, около половины этой "Украины", простиравшейся до Волги и Оки, немцы занять не успели). Столицей Украины Третьего Рейха стал Ровно, резиденция гауляйтера Эрика Коха находилась в бывшем поместье Любомирских:

При этом на Волыни особенно интенсивно действовали боевые отряды ОУН-УПА, воевавшие и с красными, и с фашистами, но активнее всего - с поляками. На стыке Ровенской и Тернопольской областей были целые районы, над которыми бандеровцы удерживали контроль вплоть до прихода Красной Армии, но именно в этих краях развернулась "волынская резня " 1943 года - массовое уничтожение польского населения украинским повстанцами. Подробно рассказывать об этом не буду, читайте по ссылке - скажу лишь, что только мирных поляков было убито по разным оценкам от 30 до 80 тысяч. Поляки, конечно, и сами не оставались в долгу, расправляясь не только с бандеровцами, но и с мирными украинцами, но соотношеие потерь было очень неравным, а итогом тех событий стала деполонизация Волыни.

И теперь уже сложно сказать, почему, но и агрессивный нациоанлизм на Волыни перевёлся. Если судить по памятникам и их состоянию, 1944 год здесь - год освобождения, а не новой оккупации. Памятников ОУН-УПА я здесь вообще не припоминаю (наверное, они есть - но раз в сто меньше, чем в Галичине), зато культ Победы вполне достоин Белоруссии - в каждом городе по несколько военных памятников, как правило ухоженных, а зачастую (как на кадре выше) и поставленных уже в эпоху Независимости.

Да и не только войны это касается: я не ожидал, что Волынь произведёт на меня настолько "дружественное" впечатление. В этом она похожа на Буковину - с одной стороны, это регион с чистым украинским самосознанием, местным жителям даже судя по разговорам патриотизма не занимать, судя по результатам выборов и орентация у Волыни сугубо европейская, но... Будучи патриотами Украины, волыняне не воспринимают Россию как врага. Вот эта картинка из музея в Берестечко (где как известно Богдан Хмельницкий потерпел тяжелейшее поражение в 1651 году) очень показательна:

Кроме того, Волынь показалась мне наименее русскоязычным регионом Украины. Это странно, но в греко-католической, дистанцирующейся от России всеми доступными средствами Галичине я слышал русскую речь намного чаще, даже в малых городах и сёлах. Если в Галичине 9/10 встреченных мной людей могли в разговоре перейти на русский, то на Волыни наоборот - дай Бог если один из десяти. По-русски плохо говорили и понимали даже администраторы гостиницы в Дубно и музейные работники в Луцке. Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие греко-католиков, и абсолютная невозможность отличить "на глаз", какому патриархату принадлежит православный храм. Вместо характерных для австрийской Украины (Галиция, Буковина) капличек вдоль волынских дорог стоят хорошо знакомые россиянам придорожные кресты, которые здесь очень богато наряжают.

А ещё заметно очень сильное влияние протестантов - говорят, в некоторых районах баптисты составляют уже большинство верующих. В баптистской церкви в Луцке действительно было не протолкнуться. Небольшие новодельные церквушки с "кирочными" шпилями встречаются повсеместно - видимо, это дальнее эхо Литовской Руси, чаще они мне попадались только в изначально мульткультурной :

Городская Волынь больше всего похожа на Беларусь - только без белорусского благоустройства. Но в остальном те же миниатюрные домики пастельных тонов и островерхими крышами, пятиэтажки с характерной раскраской, неоготика из жёлтого кирпича:

Нормальная же волынская деревня выглядит так - победнее галицкой, подобротнее среднеукраинской:

Наконец заснял селянку в традиционной одежде - на самом деле это не волынская особенность, я видел таких в Подолии, и в Галиции:

И ещё одна сущность, без которой сложно считать представление о Волыни полным. Это курица:

Меня ещё в прошлые приезды Западная Украина поразила именно обилием кур, спокойно гуляющих по руинам замков. Но как оказалось, в Львовской, Тернопольской, Хмельницкой областях этих существ не так уж много по сравнению с областями Волыни. Курятники стоят даже во дворах в самом центре Луцка, а в малых городах типа Дубно куры вполне могут что-то клевать даже не во двориках, а в переулках, увёртываясь от машин!

Пастись в городских парках (Острог), а то и на кладбищах:

Даже по меркам Украины Волынь просто ужасает своей нищетой. Я не знаю, беднее ли она той же Галиции реально, но всё-таки за 200 лет мы заразили волынян той привычкой, которую я и в своих-то соотечественниках терпеть не могу - склонностью выставлять свою нищету напоказ. Волыняне наловчились делать это даже без покосившихся халуп и кривых заборов.
А на улицах сёл и даже мелких городков повозки порой обгоняют друг друга:

И существуют практически на равных с автомобилями:

И всё же старая русско-автрийская, или даже польско-литовская граница оказалась важнее для этих различий, чем советско-польская: с Винничиной или Черниговщиной Волынь имеет пусть и не так много общего - но всё же гораздо больше, чем с Галичиной или Буковиной. Да и просто это самая древняя и потому самая усталая от исторических бурь часть Украины, где сильнее всего впечатляет именно это чувство забвения и выпадения из времён.

В следующей части осмотрим Ровно - фактически, нынешнюю столицу Волыни, и уж точно самый богатый её город.

ВОЛЫНЬ-2011 .
Немного Галиции .

Географическая энциклопедия

- (Волынская земля) историческая область 9 18 вв. в бассейнах южных притоков р. Припять и верховьев Зап. Буга (современная территория Волынской, Ровенской, Житомирской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой обл. Украины, восточной части… … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 1 область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

1. русская земля по обоим берегам Западного Буга и в истоках Припяти. В XII в. в состав ее вошли земли по Горыни, среднему течению Буга и средним левым притокам Немана. Южная Волынь занимает гористую местность, наполненную отрогами Карпат,… … Русская история

Волынь - истор. геогр. обл., Украина, Польша. Сложилась в IX в. в басс. Зап. Буга и юж. притоков Припяти. По видимому, первично название города Волынь (Велынь) на Зап. Буге, от которого местность Волынь, Волынская земля. Из ряда этимологии, предлагавшихся … Топонимический словарь

Др. русск. Велынь, Сказ. о Бор. и Глеб. (Абрамович) 45 и сл., откуда велынѩне, Лаврентьевск. летоп.; польск. Woɫyn. По видимому, родственно чеш. Volyně, местн. н., и нем. Wollin в Поморье; см. Первольф, AfslPh 7, 604. Объяснение Воловья страна… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

- (Волынская земля), историческая область IX XVIII вв. в бассейне южных притоков р. Припять и верховьев Западного Буга (современная территория Волынской, Ровенской, Житомирской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины,… … Энциклопедический словарь

Волынь - историко географическая область, неоднократно испытавшая геополитическую трансформацию в 21 в. В 1919 г. Антанта потребовала прекратить наступление Красной Армии на западе на условной границе, выделенной по этнографическому признаку и получившей… … Геоэкономический словарь-справочник

Велынь, рус. город на берегу р. Зап. Буг. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1018. Первоначально был племенным центром волынян, затем гл. городом Волынской земли. В 11 в. потерял свое значение и уступил главенство Владимиру… … Советская историческая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Волынь (значения). «Волынь» Полное назв … Википедия

Книги

  • Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края. , Батюшков П.Н.. Книга представляет собой репринтное издание 1888 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Исторические земли Волыни сейчас в ходят в состав разных областей Украины, это собственно Волынская область,
части Львовской, Тернопольской и Ровенской областей.
Волынь - такое место, где вместе существуют памятники разных культур и религий.
Земли Волыни в разное время принадлежали разным государствам и империям,
поэтому на ее территории можно увидеть и замок польского шляхтича и царскую крепость,
православный храм и католическую церковь, немецкую кирху и еврейскую синагогу.
Город Луцк - столица современной Волынской области.
Основная достопримечательность Луцка - это замок Любарта, заложенный им в эпоху княжества Литовского.

Замок Любарта:


Немецкая кирха:

Домик местного чудака-архитектора:


Почаевская Лавра. Находится на территории современной Тернопольской области. Второй по значимости монастырь на Украине
после Киево-Печерской Лавры:

Недалеко от Лавры находится источник Святой Анны, где в любое время года паломники совершают омовения
в надежде на исцеление от своих телесных и душевных болезней. Температура постоянная около 10 градусов.

Острог - город в современной Ровенской области. Здесь первопечатник Федоров напечатал свою первую Библию.
Острожская крепость:


Евангелие Ивана Федорова:


Доминиканский монастырь в селе Подкамень (современная Львовская область):

Замок в селе Подгорцы. Здесь снимали эпизоды "Три мушкетера":


Владимир-Волынский. Успенский собор:

Зимненский женский монастырь:

Збаражский замок. Тернопольская область:


Тараканов форт. Брат знаменитой Брестской крепости. Так и не испытал ни одной осады. Сейчас мирно разрушается и зарастает.


Олеский замок. (Львовская область). Здесь родился один из Польских королей Ян III Собеский:

Межыричский монастырь. (Ровенская область):


Кременец. Городок в Терноаольской области. Вид с горы Бона. Бона - польская королева итальянского происхождения.
Замок на горе представляет сейчас только руины.


Замок в Дубно. (Ровенская область):


Такие вот раньше мельницы стояли. Музей под открытым небом:

Основные данные по географии и истории

Расположена в бассейне южных притоков реки Припять и верховьев Западного Буга.

С 10 века - в составе Киевской Руси, с конца 12 века - Галицко-Волынского княжества, со второй половины 14 века - Великого княжества Литовского, с 1569 - Речи Посполитой.

С 1793 - основная часть в составе Российской империи. С 1921 - в составе УССР и Польши, в 1939-91 - УССР. Ныне - территория Волынской, Житомирской, Ровненской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, восточной части Люблинского воеводства Республики Польша.

Еврейское население в средние века

В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, Германия) до Второй мировой войны хранилось письмо, датируемое XI-XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.

Первые сведения о евреях на Волыни в русских источниках содержатся в докладе о трауре евреев города Владимир-Волынский по смерти князя Волыни Владимира Васильковича в 1288 году.

Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Среди общин, которым было предоставлено право жительства от великого князя Витольда, были общины Луцка и Владимира-Волынского .

В первой половине 15-го века богатый еврей арендовал промыслы в городе Владимир-Волынский и даже получил земельную собственность от великого князя. Еврейские землевладельцы в районе Луцка также упоминаются во второй половине этого века.

Евреи Волыни занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).

В 1495 г. евреи Волыни были изгнаны вместе с евреями всей Литвы.

В Новое время

В 1503 году евреям было разрешено вернуться, им возвратили собственность (кроме земельных участков).

В 1507 году старые права жительства евреев были вновь подтверждены властями, и с тех пор до включения Волыни в территорию Короны Польской (1569), произошло значительное увеличение еврейского населения региона. В этот период было 13 еврейских поселений на Волыни, в том числе четырех основные общины (Острог , Владимир-Волынский , Луцк , Кременец), которые вместе насчитывали 3000 человек.

В 1540 году против евреев Волыни было выдвинуто обвинение в похищении христианских детей, обращении их в иудаизм и нелегальной переправке в Турцию. Для отпора этому обвинению была послана делегация к королю Сигизмунду I.

Между евреями и христианами-горожанами возникло напряжение на почве хозяйственных конфликтов и конкуренции. В это время власти, и особенно королева Бона (1493-1557) - в пределах ее поместий - защищали права евреев. Общая политика властей имела тенденцию к росту налогов с горожан (в том числе евреев).

Во второй половине XVI в. евреи начали арендовать постоялые дворы и заниматься разнообразными ремеслами, связанными с хозяйством поместий. Увеличение еврейского населения в этот период и укрепление его экономического положения превратило Волынь в центр еврейской культуры.

В это время там жили выдающиеся ученые:

  • Соломон Лурия - раввин в Остроге ,
  • Исаак бен Бецалель, раввин Владимира-Волынского.

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и «хмельничиной» 1648 г.

После аннексии Волыни евреи там получили правовой статус польских евреев, включавший больше прав, чем в Литве. Евреи Владимира-Волынского в 1570 году и Луцке в 1579 были освобождены от уплаты таможенных пошлин по всему Польскому королевству. В Луцке появились первые на Волыни еврейские ремесленные цеха.

Евреи Волыни пользовались защитой королевских чиновников, которые даже защищали их права перед аристократией и тем более перед другими классами. С ослаблением королевской власти на рубеже 16-17 веков, евреи перешли под защиту крупных землевладельцев, в основном из-за своей важной роли в экономике Волыни.

В конце 16-го века на Волыни получила распространение аренда евреями имений шляхты. Известен некий Авраам Шмойлович из Триска , арендовавший в это время обширные земли, деревни и даже местечко в районе Владимира-Волынского . Но таких было мало.

Многие евреи арендовали гостиницы, отдельные отрасли сельского хозяйства в деревне, или сбор налогов в отдельном городе или местечке. Аренда имений вместе с торговлей сельскохозяйственной продукцией, полученной из них, составляли основной источник средств к существованию евреев Волыни.

XVII век

К середине XVII в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог , Владимир-Волынский , Луцк и Кременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов .

Представители волынских общин участвовали в заседаниях Ваада четырёх земель и локального польского ваада. Центральный бейт-дин Волыни находился в Остроге .

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким , подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Но после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад.

В 60-х гг. XVII в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. XVII в. там жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев. Фактически их число было, очевидно, еще больше, потому что часть населения уклонился от переписи, которая была проведена в целях сбора налогов. Около 30 % евреев жили в более чем 2000 деревень; в трех общинах насчитывалось от 2000 до 2500 человек, а в шести общинах насчитывалось от 1000 до 2000.

Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами.

Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато их роль возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами.

Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

XVIII век

Волынь на карте Украины

Начало XVIII в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев.

Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков . В 1740-60 гг. участились случаи кровавых наветов , возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством. В 1747 году был кровавый навет в Заславле; в 1755 году попытка кровавого навета в Кременце ; и в 1756 году кровавый навет в Ямполе.

В течение этого периода, автономная Волынь оставался одной из провинций Ваада четырёх земель , и ее представители присутствовали на заседаниях. Деятельность провинциального совета, который созывался раз в три года с участием делегатов из главных общин, также продолжалась. В течение этого периода, общины Дубно и Ковель были добавлены к провинциальный совет.

Ближе к середине 18-го века на Волыни были частые споры; например, попечители провинции жаловались против общин Острога и Луцка за отказ внести свой вклад в расходы провинции. Споры также вспыхнули между главными общинами и мелкими общинами («пригородами»), которые стремились освободиться от власти больших общин. Стоит отметить, что даже после роспуска Ваада четырёх земель в 1764, главные общины провинции продолжали быть центрами консолидации еврейской жизни.

Хасидизм

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновения хасидизма . Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това , а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни.

Руководство в общинах Волыни к концу XVIII в. постепенно перешло к хасидам . Для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидских цадиков . В XVIII в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно , Ковеле , Ровно и других городах и местечках .

Первый раздел Польши в 1772 году и разделение Волыни и Галиции оставили значительный след в еврейском населении региона. Большая ярмарка из Львова была переведена в Дубно и помогла развитию этой общины. Ярмарки также процветали и в ряде других городов Волыни.

К концу XVIII в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев .

XIX век. Ѓаскала

После окончательного раздела Польши традиционные рынки евреев Волыни (например, Броды) оказались за границей. Люди продолжали торговать, но это воспринималось властями как контрабанда. С 1812 года русские власти стали выселять евреев из 50-километровой полосы вдоль границы для борьбы с контрабандой. Эта практика была распространена на всю западную границу.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Ѓаскал́ы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев.

В начале 1830-х годов, по инициативе врача Рутенберга из Бердичева на Волыни был организован кружок маскилим под названием «Хеврат шохарей ор ве-hаскала» («Общество искателей света и образования»). В то время на Волыни жил писатель Авраам Бер Готлобер , который оказал влияние на многих молодых людей в духе Ѓаскалы.

Многие евреи торговали сельскохозяйственными продуктами и табаком. В 1885 число евреев Волыни, принадлежавших к купцам 1-й и 2-й гильдий, составляло 113 человек, к 3-й гильдии - 3749 чел.

В 1897 году было 395,782 евреев, живших на Волыни, составляющих 13.21% от общей численности населения; 30% из них жили в городах, 49% в местечках и 21% в селах. Евреи составляли половину населения городов.

40% евреев Волыни зарабатывали себе на жизнь торговлей, 25% от ремеслом, 12.5% работой по найму на государство и частных лиц, 3.7% перевозками и 2.3% - сельским хозяйством.

Отрасли промышленности, в которых они работали, были немеханизированными и состояли в основном из переработки сельскохозяйственной продукции, дерева, шкур, производства мыла и т. д.

В последней четверти XIX в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. XIX в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион .

В конце XIX - начале ХХ вв. больших масштабов набрала эмиграция еврейского населения Волыни. Основной поток эмигрантов направлялся в США , в меньшей степени - в Канаду , Францию , Великобританию , Аргентину , Австралию и другие страных. Параллельно шёл процесс алии в Эрец Исраэль .

XX век

В начале XX в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации . Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом .

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. XIX в. и в 1905-1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. В 1915 году русские солдаты, учинили погромы на Волыни, как и в других регионах в непосредственной близости от фронта. Военные власти практиковали изгнание евреев из прифронтовой зоны в Россию из-за их предполагаемой неверности.

В ходе массовых убийств, практиковавшихся всеми сторонами гражданской войны в Украине, на Волыни погибли тысячи евреев. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон.

Время между двумя мировыми войнами

По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир , Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65,589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300,000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала.

Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува . Там сионистская молодёжь создала целую сеть организаций «Ѓе-Халуц ».

Ситуация в советской части Волыни была несколько иной. За кратким периодом культурного пробуждения в 1920 последовал спад и апатия 1930-х годов, когда многие активные евреи уехали из местечек в крупные города Украины и внутренней России.

Вторая мировая война и Холокост

После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу , который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев.

Волынь была ареной деятельности бандеровских отрядов УПА , вобравшей в себя с 1942 года украинскую полицию,

Волынь - область, получившая название от города Волынь или Велынь . В древности была населена славянскими племенами: дулебами (которые стали потом называться бужанами и в середине IX в. волынянами), затем - древлянами и дреговичами, жившими на северо-восток от волынян. Судя по известиям начальной летописи, В. область занимала нынешние уезды Волынской губернии: Владимирский, Луцкий, Кременецкий, Дубенский и соседние части других уездов Волынской губернии, а также Галиции и Люблинской губернии. В XII в. в состав Волынского княжества вошли земли по течению реки Горыни, по среднему течению реки Буга и по средним левым притокам Немана, с главными городами Берестьем и Дрогичиным. В XIV в. от него отпала Берестейская земля, а за ней и многие другие области. После второго и третьего разделов Польши (1793 и 1795 гг.), Волынское воеводство почти в целом своем составе было включено в пределы нынешней Волынской губернии, с присоединением к ней от бывшего воеводства Киевского уездов - Овручского, Житомирского и части Новоградволынского.В истории Волыни можно различать четыре периода:

  • от начала исторического существования В. до прекращения в ней линии самостоятельных русских князей из Рюрикова дома, в начале XIV в.;
  • литовско-русский - до Люблинской унии (1569);
  • польско-русский - до второго раздела Польши (1793);
  • от 1793 г. до настоящего времени.

1. Первоначально названные племена на Волыни жили самостоятельно, отдельными общинами, но со времени возвышения Киева стали подпадать его власти. Во второй половине Х века Волынская область была обращена в Волынское княжество, первым его князем был Олег Святославич. Из сыновей Владимира Св. в нем сидело двое: Всеволод - во Владимире-Волынском, а Святослав - в земле древлянской, при них была учреждена во Владимире-Волынском епископская кафедра, подчиненная киевскому митрополиту.По разделу Ярослава Волынского досталась Игорю, а после перехода его на смоленский престол - Ростиславу Владимировичу, внуку Ярослава Мудрого, вскоре удалившемуся в Тмутаракань. Затем она переходила из рук в руки, а в 1117 г. была занята Владимиром Мономахом, в потомстве которого оставалась до пресечения южной владетельной его ветви. Роман Мстиславович (1172-1205 гг.) присоединил к Волыни еще Галицкое княжество.После его смерти начались смуты в Галиче, отразившиеся и на Волыни, и только в 1229 г. окончательно утвердились его сыновья: Даниил в Галиче, а Василько на Волыни. При них Волынь подверглась разграблению со стороны татар (1237-38 гг.). Единение Волынской и Галицкой Руси не прекращалось и после смерти Романовичей, при Льве Даниловиче, Владимире Васильковиче, Юрии Львовиче и Андрее Юрьевиче. Только после смерти Юрия Андреевича (около 1336 г.) бояре галицкие призвали на свой стол мазовецкого князя Болеслава Тройденовича, а Волынь (уделы Владимирский и Луцкий) отошла к Литве.

2. По одним летописным рассказам Гедимин занял Волынь путем завоеваний, а по другим - при помощи брачного союза. В XIV же веке она стала подвергаться нападениям польских королей Казимира Великого и Людовика Венгерского, которые, впрочем, не имели большого успеха. Любарт Гедиминович, умирая (1386 г.), оставил княжество Волынское еще весьма обширным. От сына его Федора скоро Волныь была отнята Ягайло и передана Витовту, при котором стало проникать сюда польское влияние, от селившихся в ней поляков-католиков. После смерти Витовта (1430 г.) польские короли стали вмешиваться в борьбу литовских князей за волынский стол. Так Свидригайло мог его занять лишь с согласия Казимира IV, а при Сигизмунде II Августе вмешательство Польши коснулось даже и общественного быта Волыни, с распространением на нее Литовского статута. В 1569 году люблинский сейм утвердил политическое единение Литвы с Польшей. В., вместе с Подлясьем, присоединена была к Польше, под именем Волынского воеводства, с поветами Луцким, Владимирским и Кременецким.

3. Люблинская уния, а за ней и церковная (1596 г.) открыли доступ на Волыни полякам и католическому духовенству. Распространение унии, а потом и католичества, обошлось, однако, не без борьбы, в которой особенно прославился князь К.Острожский; энергично действовали также основанные на Волыне братства владимиро-волынское, луцкое и др. Казацкие восстания первых десятилетий XVII века или велись на Волыни, или поднимали крестьянские движения в ней; и то и другое вело к еще большему угнетению православного населения. При Богдане Хмельницком Волынь в течение нескольких лет была ареной военных действий казаков с поляками, увлекавших и местных жителей. После присоединения Малороссии к России элементы польские и католические получают преобладание на Волыне; но при Екатерине II, когда Россия получила в Польше решающее влияние, и на Волыне, дотоле спокойной, вновь поднимаются противники католицизма и обращаются за помощью к России.

4. По второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила восточную часть Волыни, из которой была образована Изяславская губерния. По третьему разделу (1795 г.) к России отошла и западная часть Волыни; в то же время изменила свои пределы и даже название губерния, переименованная в Волынскую. Павел I вернул почти всех изгнанных из Волыни поляков, возвратил им их имения, и восстановил в значительной степени права и привилегии как польского дворянства, так и духовенства. И при Александре I польскому элементу по-прежнему предоставлялось главное место в управлении. Среди польских деятелей этого времени особенно известен волынский помещик граф Фаддей Чацкий, назначенный «главным визитатором училищ Киевской, Волынской и Подольской губерний».Царствование императора Николая послужило исходным пунктом для противоположных течений, продолжающихся и до настоящего времени. В 1860 г. волынская епархия отделена от варшавской и получила особых архиереев.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы