Боги скандинавии имена и их значения. Скандинавская мифология. Список скандинавских богов и их значение. Миры в скандинавской мифологии

Боги скандинавии имена и их значения. Скандинавская мифология. Список скандинавских богов и их значение. Миры в скандинавской мифологии

20.11.2023
ют общих предков. Много веков назад их называли викингами или варягами. Они были известны как талантливые моряки и умелые кораблестроители. Викинги открыли самый большой остров Гренландию, первыми доплыли до берегов Северной Америки. Но прославились они больше всего как самый воинственный народ Европы. Викинги завоевали практически всю Европу. Про викингов слагается множество легенд и сказаний, которые находят своё отражение в скандинавских мифах.

Асгард мир богов.

Как появился наш Мир.

Как утверждаю скандинавские мифы, в центре нашего мира растёт огромное древо Иггдрасиль. Оно имеет три уровня: в его корнях, под землёй находится мир мёртвых, около ствола находится царство людей Мидгард, а на вершине его живут боги.


Древо игдрасиль.

Великаны и боги.


Великан Имир.

Согласно легендам первыми живыми существами на земле были великан Имир и корова Аудумна появившиеся из древних льдов. Однажды корова Аудумна захотела полизать кусок вечного льда. От её теплого дыхания лёд растаял и из него появился могучий Бор. Когда Бору надоело жить самому, то он женился на одной из дочерей великана Имира. У них родились дети, наделённые божественной силой. Так в мире скандинавской мифологии появились первые боги - Один, Вили и Ве.

Откуда появились первые люди.

Согласно скандинавским мифам однажды, когда дети Бора первые боги скандинавов играли на берегу океана, то они увидели два дерева. И решили они продемонстрировать друг другу свою силу. Один вдохнул в деревья жизнь и душу, Вили наделил их способностью двигаться и мыслить, а Ве сделал из деревьев людей, подарив им красоту, слух, зрение, и дар общения. Они получили имена Ясень и Верба. Они стали предками всех людей.

Разделение мира.



Вначале времён всю землю покрывал безграничный океан и не было ни одного кусочка суши. Но однажды богам надоело изо дня в день наблюдать пустынную морскую гладь, и они из глубин океана подняли сушу, которая стала в последствие царством людей Мидгардом. На ней боги поселили первых людей. Границы этого царства скандинавские боги окружили стеной из век первого из великанов могучего Имира, они защитили царство людей от колдовства и враждебных существ. По соседству с Митгардом были и другие царства. Йотунхейм в этом царстве жили великаны, которые ненавидели и людей и богов. Также были два божественных царства Асгард и Ванахейм в первом из них жили светлые боги Асы, а во втором тёмные Ваны.

Первые войны.

Но не смогли боги жить в мире с великанами и в скором времени, между ними разгорелась война. Она длилась, долгие сотни лет пока скандинавские боги всё-таки не одолели великанов, но это была Пиррова победа, поэтому они заключили перемирие и обменялись заложниками. Когда затихли все битвы самой первой войны на земле остался лежать поверженный великан Имир. Он был очень измученный и обессиленный этой войной, и боги скандинавов решили наложить на великана Имира заклинание, и его тело превратилось в горы, а волосы в леса.

Один.


Верховным богом викингов и правителем скандинавских богов был Один. Его часто изображают как могучего седобородого воина с одним глазом, второй глаз он отдал за то, чтобы испить воды из источника мудрости. Он был вооружён волшебным копьём Гунгниром не знающим пощады, на голове носил рогатый шлем, а сверху доспехов одевал пояс с волшебной пряжкой. Эта пряжка была амулетом из серебра, на которой были начертаны могущественные руны, эта пряжка во время битвы увеличивала его силу в десятки раз.


Если верить легендам Один ничего ни ел, а только пил божественный нектар называемый мёдом поэзии. Благодаря этому он заслужил славу оратора умеющего высказывать свои мысли стихами. Он даровал викингам руны, чтобы получить, их он принёс себя в жертву самому себе, пригвоздив себя своим же копьём к мировому древу Иггдрасиль, так он провисел девять дней, а на десятый день ему открылись заветные знания. Скандинавские руны символизировали знание и были мощнейшими оберегами. Викинги использовали магические руны в своей магии, чтобы записывать магические заклинания.


Одина всегда сопровождают два волка или два ворона, его лицо скрыто капюшоном, в таком виде он странствует по миру на своём восьминогом коне Слейпнире. Будучи мастером, изменять свою внешность он не узнанным появлялся среди людей помогая решать им сложные споры, а в битвах поддерживает всегда наиболее достойного. Поэтому он считается богом мудрости и войны.


Но кроме стремления к познанию мудрости и жажды сражений его отличала от многих богов любвеобильность. Будучи одним из самых красивых из богов он имел огромный успех у женщин. Один часто влюблялся в разных богинь и дочерей Имира, несмотря на то, что был женат на красивейшей из богинь - богине брачных уз Фригг.

Помощники Одина.


Один был в курсе всех событий, которые происходили в мире. Но будучи даже самым могучим из богов Один не мог одновременно находится в разных местах. Для этого у него были два помощника ворона, которых звали Мунин (Помнящий) и Хулиг (Мыслящий). Они летали по миру и всё примечали, а вечером являлись Одину садились ему на плечо и шёпотом рассказывали ему обо всём, что делается в мире. Также Одина всегда сопровождали двое белых волков.


Войско Одина состояла из погибших в сражениях величайших воинов викингов находящихся в небесном чертоге Вальхалле. Их после боя собирают на поле боя Валькирии посланные Одином.

Вальхалла.

Согласно древним преданиям викингов Валь халла представляет собой большой зал, с крышей, состоящей из щитов из золота, которые опираются на копья, наконечники которых изготовлены из серебра. У Вальхаллы 540 дверей, из каждой из них во время последней битвы Рагнарека по зову бога Хеймдаля выйдут по 800 воинов. Викинги, находящиеся в Вальхалле называются энхерии. Каждое утро они облачаются в боевые доспехи и сражаются насмерть друг с другом, а вечером, будучи воскрешёнными Валькириями, садятся пировать.

Бог грома Тор .


Тор один из самых известных богов скандинавской мифологии его отцом был Один, а матерью богиня земли. Он был богом грома и урожая. Скандинавы изображали его как могучего воина огромных размеров с огнено-рыжей бородой. Главным оружием Тора был волшебный молот Мьёлльнир, не знавший промаха, которым он мог убить самого огромного великана. Согласно легенде это оружие для него выковали одни из самых искуснейших кузнецов карлики Брок и Синдри. Молот Тора всегда попадал в цель, после чего возвращался хозяину. Но не только разрушительной силой обладал молот Мьёлльнир, существует множество скандинавских мифов и легенд, в которых благодаря ему Тор исцелял и воскрешал раненых и павших в бою воинов. Не смотря, на всю свою грозность, к простым людям он относился хорошо, особенно к женщинам и детям. Викинги считали Тора главным защитником всех людей живущих на земле. Купить Молот Тора.


У Тора была было волшебное снаряжение, которое помогало ему совладать с таким мощным оружием как молот Мьёлльнир. В него входили железные рукавицы, благодаря которым он мог держать раскалённый молот Тора, не опасаясь обжечься и пояс который удваивал его силу. Благодаря этим волшебным артефактам Тор был практически непобедим. Согласно легенде о последней битве Рагнареке Тору было суждено сразиться Ёрмунгандом.

Тор путешествовал по миру в повозке запряжённой двумя козлами которых звали Тангниостр и Тангриснир. Если Тор был голоден то он их съедал, после чего при помощи Мьёлльнира воскрешал их. У скандинавов существует легенда, что Тор в своей повозке возит множество серебряных и медных чайников и когда ударяет молния то чайники, в повозке гремят и от этого происходит гром, который мы слышим во время грозы.


Локи – бог обмана.


Именно так называли этого бога. Локи был богом обмана и огня и имел злой и завистливый характер. Его изображали двуликим потому, что с одного стороны он был близким родственником Одина и помогал ему, а с другой только и мечтал, как бы занять его место.

Локи мог превращаться в любое существо, а благодаря своим крылатым ботинкам он мог перемещаться в любое место. Больше всего на свете Локи любил разные подлости, чтобы поссорить людей, богов или великанов.

Проделки Локи.


Как то раз когда Локи и Один прогуливались вдвоём возле водопада, Локи увидел в воде выдру и кинув в неё камень и убил её. Но вскоре выяснилось, что это не выдра, а карлик Отр, который превратился в выдру, чтобы поймать себе рыбу.

Разгневанный отец Отра, потребовал за кровь сына выкуп волшебный посох Одина и крылатые ботинки Локи. Вернуть эти вещи можно было, только дав за них много золота. За золотом Один отправил Локи в страну чёрных эльфов.

Когда Локи добрался до страны чёрных эльфов, то в реке он заметил щуку, чешуя которой блестело подобно золоту. Локи не тратя время на раздумья, закинул сеть в реку и выловил рыбу с чешуёй из золота и уже хотел её съесть, но оказалась, что это не рыба, а карлик-кузнец Андвари, который отдыхал в прохладной реке.

Хитрющий Локи быстро сообразил, как из этой ситуации получить выгоду и предложил Андвари обменять свою жизнь на золото. Кузнец-карлик согласился с предложением Локи. Он отдал всё своё золото Локи, спрятав только уникальное амулет в виде кольца способное удваивать богатство. Но бога обмана не проведёшь он и сам кого хочешь, обманет по этому когда Андвари отлучился Локи выкрал амулет в виде кольца.

Когда Андвари обнаружил пропажу, то наложил на кольцо амулет мощное заклятье, которое вредило любому, кто использовал это амулет в виде кольца. Но Локи и в этот раз выкрутился, он отдал амулет в виде кольца вместе с золотом для выкупа, за это карлики вернули ему крылатые ботинки, а Одину его посох. А в семье карлика Отра начало действовать заклятье Андвари.

Богиня красоты и любви Фрейя.


Как мы уже знаем Фрейя, попала к светлым асам вследствие обмена заложниками. Её отцом был бог морей Ньорд, а матерью богиня земли Скади. Но в отличии от других заложников она об этом ни когда не жалела.

Фрейя заботилась о роженицах – с её помощью роды всегда проходили легко и благополучно, а дети появлялись на свет здоровыми. Но основным занятием богини любви было помощь влюблённым. Она так увлеклась этим, что скандинавским богам пришлось выделить ей отдельный уголок в царстве мёртвых. В это миниатюрное царство мёртвых попадали души молодых парней и девушек. А чтобы Фрейя смогла устроить им романтическое и наполненное любовью существование после смерти скандинавы хоронили неженатых молоденьких девушек в свадебных платьях, чтобы они могли выйти замуж в загробном мире.

Не было такого бога среди асов которому не нравилась бы Фрейя, и чтобы сделать ей приятное они дарили ей удивительные ювелирные украшения из золота и серебра. Но больше всего прекрасная богиня Фрейя нравилась богу грома Тору.

Боги моря и земли.


Бог моря Ньёрд.

Богом морей у скандинавов был Ньёрд. Он повелевал бурями и штормами, и ему подчинялись все обитатели морского царства. Женой бога морей была богиня земли Скади. Так вышло, что они женились случайно. Дело в том, что после войны Асов и Ванов, богиня земли у которой погиб в этой войне отец пожелала, чтобы в знак компенсации боги нашли ей мужа. Боги согласились, но поставили условие, что выбрать будущего мужа она сможет по ногах. Богиня долго придиралась и, в конце концов, остановилась на ногах, которые ей показались наикрасивейшими. Она думала, что они принадлежат сыну Одина красивейшему из Асов богу весны. Как же она была удивлена и разочарована, когда оказалось, что наикрасивейшие ноги принадлежат старому и некрасивому богу морей.


Богиня земли Скади.

Кто знает, сколько лет между ними шёл спор, где жить. Ньёрд боялся волков и поэтому не хотел селиться на суше возле гор, но именно там хотела жить Скади. Богиня земли в свою очередь отказывалась жить в море, потому что крик чаек раздражал её, а волны укачивали её.

Спор их так не чем и не разрешился, поэтому они решили жить порознь, а когда встречаются, постоянно скандалят и ругаются.

Северная красавица Герд.

Герда.

В северном царстве во дворце великана Гюмира жила наикрасивейшая дева севера Герд (Герда). Её лицо светилось светом, освещая самые тёмные уголки души.

Один раз когда сын морского бога Фрейр сидел на волшебном троне, и наблюдал за тем что творится в мире он увидел Герду и влюбился в неё. Но Фрейр понимал, что она была дочерью великана и врага богов и вряд ли могла согласиться стать его женой. Но он всё же рискнул и решил послать своего друга Скирнира просить руки прекрасной Герды.


Фрейр.

Как Фрейр и предполагал Герда, отказалась выйти за него замуж. Её не испугала даже смерть, которой угрожал ей Скирнир. Но боги всегда старались приходить на помощь друг другу. У Скирнира был волшебный меч, на котором были начертаны магические руны. Он наслал на Герду любовное заклинание и каждая из девяти рун на его мече каждый день усиливала любовь Герды к Фрейру.


Сын бога и дочь великана поженились, но любовь вызванная магией не смогла растопить холодное сердце северной красавицы Герды.

Бог Весны.

У богини брака Фригг и мудрого Одина было трое детей Хермод, Хед, и Бальдр. Наикрасивейшим из них был Бальдр бог весны. Когда он только родился его мать взяла обещание со всего живого, что они не причинят вред её сыну, забыла лишь взять обещание с омелы, которая была в то время очень маленькой и её просто не заметили. У Бальдра было доброе сердце, он никогда ни с кем, не конфликтовал, все любили его.

Скучая боги частенько стреляли из луков в неумирающего Бальдра, чтобы развеять скуку ведь оружие не могло причинить ему вред. Подлый Локи очень завидовал Бальдру, поэтому одного раза он превратился в женщину пришёл к его матери Фригг и выведал у неё тайну про слабое место Бальдра. Затем вложил стрелу из омелы в руку слепому Хеду.

Фригг долго оплакивала своего сына, пытаясь любыми способами вернуть его к жизни из царства мёртвых. И в конце концов она решилась спуститься в царство мёртвых, чтобы уговорить богиню Хель отпустить её сына. Хель согласилась отпустить, но поставила условие, что всё живое на земле должно оплакивать Бальдра.

Но Бальдру не было суждено вернуться, и виной всему был Локи, который превратился в великаншу и веселился смерти Бальдра.

Наказание Локи.

Однажды когда у великана Эгира был пир, боги начали восхищаться мастерством его слуг Фимафенга и Эльдира. Искусство обоих вызывало у всех восхищенье и поэтому все Асы хвалили их без умолка. Всё это вызвало приступ злобы и зависти у Локи, и он спровоцировал сору с Фимагеном и убил его мечом. Все боги возмутились и Один изгнал его. Но он вернулся и начал оскорблять всех. Но и этого ему показалось мало, и поэтому, желая по больнее ранить Одина, он сознался в том, что это он виноват в смерти его любимого сына Бальдра. Сказав это, он бросился бежать, но боги догнали его и решили наказать. Они приковали его к скале, а Фригг в отместку за смерть сына повесила над ним ядовитую змею, из пасти которой капал яд. Верная жена Локи Сигни день и ночь держит над ним большую чашу, в которую капает яд, но, как только она отходит, чтобы вылить переполненную чашу, капли яда падают на лицо бога огня, и тогда он корчится в страшных мучениях. От этого содрогается весь Митгард и происходят землетрясения.

Рагнарек закат богов.


В давние времена скандинавским богам было предсказано, что после трёх длинных зим, падут оковы, сдерживающие с Локи, и он пойдёт войной на светлых богов Асгарда на его сторону перейдут великаны и другие древние враги богов и начнётся последняя битва Рагнарек. Один будет повержен огромным волком Фенриром, Тор сразится с морским змеем Ёрмунгандом и поразит его своим Мьёлльниром, но погибнет от яда Ёрмунганда. Все старые боги викингов погибнут в этой последней битве, но выживут их дети которым суждено возродить мир после Рагнарека.


Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» - поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» - творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда - Нифльхейм, а по другую огня - Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана - мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны - группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества - дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла - небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, - древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина - однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный - так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы - кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж - Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына - бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки - вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей - бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи - тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам - отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны - три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего - он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги - повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение - утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога - Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр - дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена - новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги - сын Одина.
  • Видар - божество войны.
  • Хенир - брат Одина.
  • Форсети - сын Бальдра.
  • Фулла - богиня изобилия.
  • Эйр - богиня врачевания.
  • Ловн - богиня милосердия.
  • Вер - богиня знания.
  • Йорд - богиня земли.
  • Скади - покровительница охоты.
  • Улль - бог охоты.

Германо-скандинавская мифология, которую чаще называют просто скандинавской, берет истоки с V века до н. э. до принятия христианства. Это и легенды древних германских племен: англов, норманнов, данов, саксов и прочих. Основные сведения об этих легендах хранят тексты С. Стурлусона - «Старшая Эдды» и «Младшая Эдда», еще называемая «прозаической». В1643 году был найден древний манускрипт, содержание которого было расшифровано как ряд баллад о богах и героях. Мифологические сюжеты примерно в то же время датчанин Саксон Грамматик помещает в «Деяния датчан». Также ценными сведениями о древнегерманской мифологии украшена «Германия» Тацита.

История создания Асгарда

Боги и богини Скандинавии

Представители скандинавского пантеона – не мертвые формы. Они были забыты большинством, но будут живы, пока в Мидгарде есть жизнь, и будут ждать своего часа. Пантеон скандинавских богов разделен на три, составляющие единое целое части. Чаще всего их называют уровнями иерархии. В древности каждый из этих сегментов имел определенный цвет. Так, например, «Поэтическая Эдда» говорит соответственно о белом, и цветах. С магической точки зрения пантеон скандинавских богов возглавляет верховный бог Один. Он представляет тот образец сознания, на который в магическом ориентируются .

Один

Он - покровитель мастеров рун. Это бог, дарующий самого себя для обретения знаний о космосе и силах, этой Вселенной управляющих. Один – бог магии и поэзии. Единственный из всех скандинавских богов Один не нуждается в пище, поэтому на пирах он бросает мясо своим волкам, а сам отдает предпочтение меду или вину. Часто Один изображался седобородым одноглазым стариком в плаще, а его лицо было закрыто капюшоном. Говорили, что глаз свой он отдал хозяину источника великой , чтобы сделать всего один глоток.

Один заплатил и за знание тайн мертвых и дар ясновидения. Бог провисел на мировом древе Иггдрасиль девять дней, пронзенный собственным копьем. Затем, пройдя испытание, он получил в награду от великана Бёльторна магические руны - носители .

Как старейший бог, Один был почитаем остальными как отец. Он не был «свят», можно было обвинить его и в кровожадности, и в коварстве. Но и из зла он не состоял целиком. Его внутренняя борьба сравнима с природой Шивы, великого разрушителя-созидателя Индии.

Одину служили воительницы - валькирии, исполнительницы его воли на полях сражений. Однажды одна из них, Брунхильд, отказалась покориться приказу Одина. В качестве кары Брунхильд должна была погрузиться в вечный сон на вершине холма, пока смертный человек не воспылает к ней любовью. Позже бог смягчил наказание, окружив Брунхильд огненным кольцом, пройти которое мог храбрейший из героев.

С приближением Рагнарёка мудрый Один становился все более озабоченным. Ведь его ожидаемый итог - гибель мира. Животные, связанные с Одином, конь, орел, и волки. В скандинавских Один был женат на богине Фригг. Она по праву сидела рядом с супругом на престоле Хлидскьяльв. Ее чертог звался Фенсалир. В нем же живут и ее служанки. Главную из них, по имени Фулла, Фригг считает своей названной сестрой и может доверить самые тайны мысли. Дело другой служанки, Хлин, охранять людей, которых Фригг по каким-то причинам хочет уберечь от опасности. А третья, Гна, служит гонцом, передавая вести от Фригг к Одину, когда тот отправляется в далекие странствия. Богиня Фригг занимает видное место в пантеоне. Она способна видеть далекое будущее, но редко говорит о нем.

Могучий Тор

Пантеон скандинавских богов продолжает бог Тор (Тунар, Донар). Владения старшего сына Одина – поля силы Трудвагар. Тор силен и рыжеволос. У него есть волшебный пояс, увеличивающий его и без того немалую силу вдвое, и железные рукавицы. Он путешествует по миру на колеснице, запряженной двумя златорогими козлами, Тангниостром и Тангрисниром. Тунар – непоколебимый бог верности, надежный страж человечества. В эпоху викингов его почитали, как самого Одина, часто называя богом простых людей. Тор прославился своими бесконечными битвами против Йотунов-Великанов. Он – единственный, кому под силу приструнить и утихомирить бога огня Локи.

Хотя иногда Тор кажется тугодумом в сравнении с другими богами, населившими пантеон скандинавских богов, его решения всегда эффективны, а чувства понятны и незатейливы. Возможно, именно этой простоты и не достает его братьям и сестрам. Главное оружие рыжеволосого бога - молот Мьелльнир, выкованный братьями гномами Синдри и Броком. Волшебный молот всегда возвращается к владельцу после броска – бумеранг просто. Скандинавы верили, что если молитва к богам искренняя, то именно Тор поможет, поскольку услышит ее первым.

Фрейя – богиня любви

В пантеон скандинавских богов изумительно вписывается Фрейя, возможно наиболее известная богиня в Асатру сегодня. Она – как амазонка среди северных божеств (впадает в ярость, когда Тор предлагает ей стать супругой великана против ее воли), учительница и любовница, искушенная в магических действиях ведунья. Наравне с Одином она вправе дарить победы в битве.

Но охотнее прекрасная Фрейя приходит на помощь в делах любви. Она и сама влюбчивое создание. Самая ее сильная страсть – бог по имени Од. Фрейя даже согласилась выйти за него замуж и родить двух дочерей. Их имена - Хносс и Герсими – означают «сокровище» и «драгоценность», ведь близняшки так же ослепительно красивы, как и их мать. Рассказывают, что Од разлюбил свою ветреную жену из-за многочисленных измен, а ее любовь после этого только окрепла. Од любит путешествовать, его визиты в Асгард редки и непродолжительны. Фрейя плачет за мужем, а ее слезы превращаются в золотые капельки. Богине не чужд порыв отправиться на поиски мужа, но чаще она находит утешение в объятиях других мужчин. Фрейя обитает во владениях Фолькванг, а ездит в колеснице, запряженной двумя огромными кошками, ее любимицами.

У Фрейи и самой есть брат-близнец, по имени Фрейр. Он – покровитель мира и эроса, процветания, благополучия, материального и физического. Имена Фрейpа и Фрейи дословно переводятся как «господин» и «Госпожа». и магия, которым покровительствовали брат с сестрой, называлась wiccecraеft в дpевней англосаксонской Англии. Отсюда и пошло слово Wicca, знакомое современным колдунам и ведьмам. силы Фрейи – ожерелье Брисингамен, изготовленное четырьмя гномами. Его цена была четыре ночи любви богини.

Остроумный бог Локи

Хитроумного и озорного Локи некоторые даже не включают в род асов, не считают его настоящим богом. Этот склонный к приключениям полубог родился от связи богини и великана. Но своими проказами и выходками полюбился другими небожителям. Один признал его как своего сына и повелел принять его в число асов. Есть версия, что пройдоха Локи – «теневая сторона» верховного бога. Локи нет равных в смехе и в юморе, он - бог хитрости и обмана. Существует множество о Локи.

Покровитель мореплавателей Нъёрд

В пантеон скандинавских богов попали и другие сыновья Одина. Среди них наиболее известны Видар, Хермод и Хёд. Однако другие боги чтут Одина как отца, а Нъёрд, Локи, Фрейр и Фрейя зовут его приемным родителем. Нъёрд не принадлежит роду асов. Он и его дети произошли от другой ветви скандинавских богов – ванов. Нъёрд и его дети охотнее остальных небожителей откликаются на мольбы людей. Этот бог управляет движением ветров, огнем и водой. Его считали своим покровителем все рыбаки и мореходы Скандинавии. И живет Нъёрд на берегу моря. Именуются его владения Ноатун.

Добрый бог Бальдр

Бальдр облюбовал чертоги Брейдаблик, свободные от всякого зла. Он сын Одина от Фригг. Как бы ни чтили обитатели Асгарда Тора и Одина, но порой позволяли себе резкие и не очень лестные высказывания о них. Только о Бальдре всегда говорят хорошее. Скандинавские назвали этого бога самым добрым, честным и мягким из всех представителей пантеона. Он и на лицо был так прекрасен и светел, что почти сиял.

Бальдр уживался со всем, он был мил не только асам, но и ваннам, и людям. На него не могли злиться даже великаны. Однако его судьба, судьба его дара – незавидна. Его справедливым и мудрым решениям не суждено исполниться. В Мидгарде растет цветок, который носит название «Ресницы Бальдра». Это нежное растение с белоснежными лепестками. Бога Бальдра почитали не только в Скандинавии, но и в древнегерманских племенах.

Страж богов Хеймдалль

Бог Хеймдалль живет, по легендам, на краю неба, недалеко от моста Биврёст. Он – его страж. Выбрали Хеймдалля на эту почетную должность потому, что не зорко видит как днем, так и ночью, практически не нуждается во сне, обладает уникальным слухом – говорили, что ему слышно, как растет трава. Когда придет обещанный Рагнарёк, над Асгардом раздастся голос рога Гъяллархорн, в который затрубит Хеймдалль. Если появлялись великаны, то бог вскакивал на своего коня и бесстрашно мчался на врага. Бог Хеймдалль любил веселье и имел лучезарную улыбку. В буквальном смысле – золотую.

К этим и многим другим богам «помельче» можно было обратиться за советом по многих практическим вопросам. Древние народы взывали к небожителям, принося им богатые дары, и надеялись на вознаграждение. Имена богов скандинавского пантеона могли использоваться в качестве основы магических формул и рунических заклинаний.

Однако не только боги появлялись в древних скандинавских народов. Существовали, по их легендам, и другие существа. Ётуны - гиганты, представители силы Хаоса. Ётуны находились в постоянной конфронтации и борьбе с богами и богинями Асгарда, представлявшими силы Порядка.

Гномы – классические гномы, которых сейчас знает любой из нас – живущий под землей народ, прославившийся своим кузнечным мастерством, создающий самое прочное и могучее оружие, драгоценные украшения и прочие полезные и волшебные предметы.

Эльфы – тоже знакомые персонажи. Скандинавы говорили о светлых и темных эльфах, живущих в собственных мирах, Alfheim и Svartalfheim. Человеческим был в целом и их внешний облик. Эльфы находились в дружественных отношениях с Асгардом, а порой спускались и в Мидгард, к людям.

Мост Биврёст и незамерзающая протока

Осталось сказать несколько слов, чтобы подвести итог рассказу о скандинавских богах и их мире. Мост Биврёст был построен как путь с небес на землю, чтобы в случае беды боги успели прийти на помощь людям. Строение получилось великолепным и прочным. Люди назвали его радугой, ведь с одной стороны он оттенка, с другой – цвета, а посередине – голубого. Пройти по нему непросто – не выдерживают человеческие ноги жара и огня полосы.

С северной стороны Асгард отделен от страны великанов широкой и глубокой Ивинг-рекой, воды которой никогда не пересекут ётуны. Их разочарование от того, что река не покрывается льдом даже в самый лютый мороз, невозможно передать – ведь замерзни она, можно было бы с легкостью атаковать богов.

Валгалла

Рядом с Валаскъяльвом находится и Вальгалла – согласно скандинавской мифологии, это чертог павших в бою воинов. Этих воинов зовут эйнхерии. Целыми днями они сражаются друг с другом, калеча и убивая. Но вечером их исцеляют и оживляют валькирии, и все начинается снова.

В перерывах между битвами герои-эйнхерии наслаждаются пиршествами. Пиры эти длятся до утра – каждый раз главное блюдо – мясо гигантского вепря Сэхримнира, который на следующий день появляется снова. Этого угощения хватает всем павшим воинам, собиравшимся в Валгалле со времен начала мира.

Христианство отождествляло Валгаллу с адом, во многом ради того, чтобы искоренять язычество. Боги отождествлялись с демонами, эйнхерии были названы великими грешниками, а бесконечная бойня с последующим воскрешением была адских мук.

Поделись статьей с друзьями!

    Пантеон скандинавских богов. Истории и жители Асгарда

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/otu-150x150.jpg

    Германо-скандинавская мифология, которую чаще называют просто скандинавской, берет истоки с V века до н. э. до принятия христианства. Это мифы и легенды древних германских племен: англов, норманнов, данов, саксов и прочих. Основные сведения об этих легендах хранят тексты С. Стурлусона - «Старшая Эдды» и «Младшая Эдда», еще называемая «прозаической». В1643 году был найден древний манускрипт,...

Скандинавская мифология

Германо-скандинавская мифология (древнегерманская мифология, скандинавская мифология) - мифология германских племён (англов, саксов, норманнов, данов и др.), формировавшаяся с V в. до н. э. до принятия христианства.

Поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона, её часто называют «скандинавской мифологией».

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита.

История создания мира

В начале была чёрная бездна Гинунгагап, по оба края которой лежали царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. В Нифльхейме был родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков (Эливагар) брали из него своё начало. Оба края бездны, соединившись, произвели Имира и телицу Аудумла. Из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны.

Корова Аудумла лизала солёные камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. От коровы родился Бури. Его сын Бёр взял себе в жёны внучку Имира великаншу Бестлу, и она родила ему трёх сыновей-асов: Одина, Вали и Ве. Асы убили своего прадеда Имира, а из его тела сотворили Мидгард.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину.

Затем один из асов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину - Аск, а женщину - Эмбла. (Аск и Эмбла)

За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам.

Со временем асов стало больше, тогда они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом.

Структура мира

Пространственная структура мира имеет «горизонтальную» и «вертикальную» составляющие. Горизонтальная проекция противопоставляет центральный мир населённый людьми (Мидгард-земля) окраинным землям (Йотунхейму на востоке, Нифльхейму на севере, Муспельхейму на юге). Вокруг земли расположен Океан, где живёт мировой змей Ёрмунганд.

Основой вертикальной составляющей является Иггдрасиль, связывающий все миры между собой (Мидгард, Асгард, Муспелльсхейм, Нифльхейм и др.). В первой песне Старшей Эдды «Прорицание вёльвы» описано девять миров, находящихся на Мировом древе.

* Миры-страны
o Асгард - страна богов-асов, находящаяся на небе.
o Ванахейм - мир, в котором живут ваны.
o Йотунхейм - мир йотунов-великанов, располагается восточнее Мидгарда (пространство за оградой,Утгард).
o Льесальвхейм - мир светлых альвов.
o Мидгард - срединный мир, населённый людьми (Земля).
o Муспелльхейм - огненная страна, у входа в которую сидит великан Сурт (Чёрный). Во время Рагнарёка «сыны Муспелля» поедут по Биврёсту и от их скачки он разрушится.
o Нифльхейм - мир вечного льда и мрака, существовавший в бездне ещё до начала творения.
o Свартальвхейм - подземная страна цвергов.
o Хельхейм - преисподняя, царство мёртвых, владения Хель.

* Географические термины
o Биврёст(Бильрёст) - мост-радуга, соединяющий Мидгард с Асгардом.
o Вальхалла - дворец с огромным пиршественным залом, принадлежащий Одину в Асгарде. По легенде, туда попадали павшие войны.
o Вигрид - равнина, где встретятся в день Рагнарока асы, альвы, эйнхерии, ётуны, Сурт, Хель и их войска.
o Хвельгельмир - ядовитый источник, бьющий в Нифльхейме и стекающий в Гиннунгагап.
o Гинунгагап - мировая бездна, в которой зародился инеистый великан Имир.
o Гимле - Самый лучший чертог, куда уходят души умерших. Выше и лучше, чем Вальгалла. Единственное место в мире, которое не будет затронуто во время Рагнарока огнем Сурта. Буквальный перевод - «Защита от огня», «Обитель блаженства».
o Гйоль - река, отделяющая мир живых от мира мёртвых.
o Гнипа (или Гнипахеллир) - пещера, где обитает Гарм.
o Ивинг - река, где проходит рубеж между асами и ётунами.
o Иггдрасиль - гигантский ясень, Мировое древо, соединяющее все миры. Иггдрасиль дословно переводится «скакун Игга (Ужасного)». Игг - одно из хейти Одина. Предположительно название Иггдрасиль связано с мифом об обретении Одином Рун.
o Железный лес - одно из мест в Ётунхейме, там Ангрбода родила детей Локи.
o Урд - источник мудрости, бьющий из-под корней мирового ясеня Иггдрасиль.
o Ходдмимир - роща в которой в день Рагнарёк спрячутся Лив и Ливтрасир.
o Альвхейм - дворец бога Фрейра и жилище светлых альвов.
o Бильскирнир - «неразрушимый», или «освещаемый только на мгновение» - чертог Тора, самые большие палаты в Асгарде.

Эсхатология

В процессе мироустройства боги обуздали чудовищ - змея Ёрмунганда, волка Фенрира и др. Но с приближением конца мира эти чудовища вырвутся на волю, приплывёт корабль мертвецов, по мосту радуги Биврёст придут воины Муспелля и разрушат этот мост, от чего пойдет разрушение Мидгарда и Асгарда, и произойдёт последняя битва Рагнарёк, в которой на стороне богов будут выступать павшие воины.

Боги и чудовища уничтожат друг друга, и огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир - супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарёк и гибель мира; они возродят человеческий род.

Ещё, по преданию, Рагнарёк переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, а Бальдр и Хёд вернутся в мир живых.

В германо-скандинавской мифологии старшим богом считался Один. Кроме Одина, было двенадцать богов: Тор, Бальдр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хёд, Видар, Вали, Улль, Ньёрд, Фрейр, Локи. Основные женские персонажи скандинавской мифологии - Фригг (жена Одина, ведающая судьбы), Фрейя (богиня любви), Идунн (хранительница золотых молодильных яблок), златоволосая Сив (жена бога-громовержца Тора, предположительно связанная с плодородием) и др.

* Асы - главные боги во главе с Одином, живущие в Асгарде - стране богов-асов, находящейся на небе.

* Ваны - боги, связанные с плодородием, одно время враждовали с асами.

* Турсы (великаны) - воплощение зла, противостоящее асам (воплощению добра).

* Альвы - духи природы; подразделяются на светлых (эльфов), дварфов (гномов) и тёмных - цвергов.

* Норны - три богини человеческой судьбы.
o Урд («судьба»).
o Верданди («становление»).
o Скульд («долг»).

* Валькирии - двенадцать дев-воительниц из свиты бога Одина; они следят за битвами и забирают души погибших воинов в Вальхаллу.
o Брюнхильд - лишённая бессмертия валькирия, дева-воительница, возлюбленная Сигурда и жена короля Гуннара.
o Гейрскёгуль
o Гёндуль
o Гунн
o Лиод - дочь великана Гримнира, супруга Вольсунга.
o Труд (Þrúðr) - дочь Тора и Сиф.
o Скёгуль
o Хильд

Мифические существа

* Аудумла - одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
* Вайделоты - жрецы-хранители легенд и преданий.
* Велтиезмир - животное-мир.
* Гарм - чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
* Гульфакси - вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
* Гутгин - домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
* Ёрмунганд - мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
* Зелигены - духи - покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
* Квазир - карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
* Нидхёгг - чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
* Рататоск - белка Рататоск, связующее звено, посредник.
* Рюбецаль - горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
* Сехримнир - вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
* Скинфакси - конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
* Слейпнир - волшебный восьминогий конь бога Одина.
* Тангиост и Тангризнир - два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
* Тьяльви - слуга Тора и его спутник в боевых походах.
* Фафнир - дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
* Фенке - лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
* Фенрир (Фенрис) - гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
* Хейдрун - коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
* Хольда (фрау Холле) - старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
* Хримфакси - конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
* Эйнхерии - павшие воины, взятые в дружину бога Одина.

Герои, конунги и другие люди

* Гюльфи - легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери - имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
* Гроа - волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
* Вольсунг - сын короля франов Рерира, данный ему асами.
* Кримхильда - супруга Зигфрида.
* Манн - первый человек, прародитель германских племён.
* Нибелунги - потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
* Зигфрид (Сигурд, Зигурд) - герой, совершивший множество подвигов.
* Хаддинг - герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
* Хёгни (Хаген) - герой - убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
* Хельги - герой, совершивший множество подвигов.
* Аск - первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
* Эмбла - первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным - из ольхи).

Артефакты

* Брисингамен - одно из сокровищ асов, волшебное ожерелье богини Фрейи.
* Гунгнир - копьё Одина, никогда не пролетает мимо цели и убивает всякого, в кого попадёт.
* Драупнир - золотое кольцо Одина.
* Мьёллнир - молот Тора, который всегда возвращается в руку.
* Нагльфар - корабль, сделанный из ногтей мертвецов; на нём в Рагнарёк выплывает из царства мёртвых Хель для битвы с асами.
* Скидбладнир - корабль, выкованный гномом Двалином, был самым большим кораблём в мире, но складывался так, что его можно было заткнуть за пояс, или положить за пазуху.
* Гьяллархорн - золотой рог Хеймдаля. Его звук возвестит о начале Рагнарока.
* Грам - меч Сигурда и его отца Сигмунда.

Влияние на культуру

Английские и немецкие названия дней недели получились от имён древнегерманских богов. В английском: Tuesday (вторник) - Tyr’s (Tiw’s) day (день Тюра), Wednesday (среда) - Odin’s (Woden’s) day (день Одина), Thursday (четверг) - Thor’s day (день Тора), Friday (пятница) - Frigg’s или Freya’s day (день Фрейи), также Sunday (воскресенье) - Sun’s day (день Солнца) и Monday (понедельник) - Moon’s day (день Луны). В немецком: Dienstag (вторник) - день Тюра(*Teiwa (Ziu)), Donnerstag (четверг) - день "грома" (день бога грома - то есть, Тора), Freitag (пятница) - день Фрейи (Frija), Sonntag (воскресенье) - день Солнца, Montag (понедельник) - день Луны.

Скандинавские мифы о сотворении мира повествуют о битвах, что происходили, когда Вселенной в нашем понимании еще не было. Эсхатология этого древнего народа не менее уникальна, но основу, образный каркас, всегда составляло Древо Вселенной – 9 миров. Скандинавской мифологии порой приписывают множество черт, которых у нее исконно не было. В действительности, не было у скандинавов человеческих жертвоприношений, и жили они отнюдь не одним лишь грабежом. Они были торговцами, фермерами, ремесленниками, кузницами, причем – выдающимися! И все это закономерно нашло свое отражение в культуре народа. 9 миров скандинавской мифологии – это своеобразная основа основ, дающая нам возможность понять, почему в определенные моменты викинги поступали именно так, а не иначе...

В описании сущности мифологических миров часто употребляется древнее слово "хейм " (heim). Да, оно старое и крайне редко употребляется в наше время, но в нём заложена уйма смысла. Хейм - это и дом, и жилище, и прибежище, и обиталище, и среда обитания, и место проживания, а так же любой мир, имеющий своё население, свой неповторимый народ, "хейм" - и страна, и земля... И чего я до сих пор понять не могу, как представители этих миров, разделённых жёсткими границами, умудрялись говорить на одном языке... А создать стройную (в своём роде) систему мироздания ещё задолго до появления письменности, закрепить её в умах соплеменников, сделать основой религии (языческого культа) не всякой стране (странам) под силу... Центром мироздания являлось "священное древо", Иггдрасиль (это оно изображено на верхней картинке), в ветвях и корнях которого и располагались 9 миров скандинавской Вселенной.

1. Асгард (Åsgard)
Если прочесть скандинавское название этого мира, то получится - Осгард, мы же привыкли к русской адаптации этого слова - Асгард.

"На горе в середине вселенной, высоко над миром людей, находится мир богов. Светящиеся залы богов кружатся в небе подобно звездам и двенадцати знакам зодиака. Только те, кто храбр и чист сердцем, смогут поднятся в небо к дворцам Асгарда. Они оседлают радугу и будут бороться бок о бок с богами в конце эры."

Вот так описывается город богов, Асов в одном из "путеводителей" по скандинавским мирам. Асгард по сути - небесный город, обитель богов-асов. Асы ведут непрерывную войну с низшими богами - ванами, поэтому мощное укрытие от них - необходимость. Кроме богов и богинь, в Асгарде живут коннокрылые девы-воительницы - валькирии.
В Младшей Эдде рассказывается, что Асгард был построен ётуном-каменщиком Хримтурсом с помощью своего коня Свадильфари, и за это асы должны были отдать солнце, луну и богиню Фрейю. Но Локи, превратившись в кобылу, отвлёк коня Свадильфари от работы, и, поскольку работа не была выполнена в срок, боги избежали расплаты. А великан был убит Тором, когда в гневе стал кидать в асов строительные камни.
Все светлые боги жили в одном месте, Асгарде, но у каждого был свой чертог. У верховного бога Одина - Валяскьяльв, дворец с серебрянной кровлей. Неподалеку - в Вальхалле живут павшие на поле битвы воины - эйнхерии. У стража богов Хеймдалля свой чертог - Химинбьерг, у бога грома Тора - Трудхейм. В Асгарде расположена Вальхалла, жилище павших в бою воинов. Асгарду противопоставлен Мидгард - жилище людей (сущность его далее по тексту). За пределами "прекрасного" Мидгарда находится другой, пограничный мир - Утгард (сущность его далее по тексту), отождествляемый с пустынной страной великанов на краю земли - Ётунхеймом (сущность его далее по тексту).

2. Ванахейм (Vanaheim)
"Есть две расы богов. Ваны Ванахейма принадлежат старой расе богов, может быть даже более старой, чем Асы. Они живут в плодородных областях и около моря на западе от Мидгарда. Ваны известны своей властью над жизнью и счастьем, и семя является их символом. Фрейр и Фрейя, - правители Ванахейма и они объеденены в священном браке, который приносит жизнь на плодородную землю."

Не всем известны секретные знания колдовства, которые ваны передают избранным. Сам Ванахейм расположен к западу от Митгарда и Асгарда. По сути, это мир высших сил, но обстановка здесь более спокойная и умиротворяющая, чем в Асгарде. В первые годы от сотворения мира ваны послали асам женщину Гулльвейг (что значит «сила золота»), живое воплощение алчности. Бог Один трижды пытался уничтожить её, и трижды она оживала. В отмщение за оскорбление, Асы начали войну против ванов. Позже боги заключили мирный договор и обменялись друг с другом заложниками. С тех пор некоторые ваны - Фрейр, Фрейя и Ньёрд поселились в Асгарде, а Асы Хёнир и Мимир живут с ванами. Впоследствии Хёнир стал вождем ванов, тогда как Мимиру они отрубили голову и сделали из неё амулет

Божественная направленность ванов:

  • Ньёрд - бог плодородия, ветра и морской стихии, живёт в Асгарде как заложник; отец Фрейра и Фрейи.
  • Фрейр - бог лета, урожая, богатства и мира.
  • Фрейя - богиня любви и красоты, дочь Ньёрда, ведьма, обучившая асов колдовству.
  • Гулльвейг - злая колдунья, послужившая причиной войны асов и ванов.

3. Юсальфхейм (Ljusalfheim)

В нашей адаптации - Льюсальфхейм. Ljus (юс) переводится как свет, светлый. Светлые существа, альфы (альвы), знакомые нам как эльфы, и феи, создания невероятной красоты.

"Они действуют как мысль или фантазия, и для вас может быть просто идти по пути, навеянному их светом. Вы можете подняться на их крыльях выше небес, но берегитесь... в следующий момент они могут позволить Вам упасть."

Вот так характеризует их тот самый "путеводитель". Светлые альфы - искусные кузнецы, волшебники и музыканты. Вёлунд - повелитель альвов, умелый кузнец. Другие - Бейла, Биггвир, Дёккальфар, Свартальфар. Темных же альфов на много больше. Юсальфхейм находится между Асгардом и Мидгардом.

4. Мидгард (Midgard)
Сам Мидгард (Срединный Мир) населён людьми, и является "миром смертных".

"Некоторые считают, что Мидгард создаёт самые красивые листья на Игграсиле, но мир людей очень хрупок и постоянно находится под угрозой. Сложный баланс между полюсами, которые являются основой Мидгарда, легко может быть разрушен. Если это случится, силы хаоса наводнят землю и смерть будет единственным будущим для людей."

Мидгард был создан Одином и его братьями (Вили и Ве) из тела убитого ими великана Имира. Кровь Имира стала морями и озерами, череп - небом, мозг - облаками, волосы - деревьями, скелет - горами, зубы и челюсти - скалами и камнями, а веки Имира отгородили этот мир от других. Искры и тлеющие угли из Муспельхейма (сущность его далее по тексту) были установлены в середине Гиннунгагап, чтобы дать свет Мидгарду. Они стали звездами, указывающими путь. Гиннунгагап (др.-сканд. Ginnungagap ) - первичный хаос, мировая бездна в скандинавской мифологии. Сама по себе лишена жизни, но, первоначально, там возникло два мира - Нифльхейм (сущность его далее по тексту) и Муспельхейм, и от их взаимодействия в пустоте мировой бездны зародилось первосущество - великан Имир (Аургельмир). Из Гиннунгагапа берут своё начало одиннадцать рек, которые омывают все девять из миров. Вокруг Мидгарда расположен мировой океан, который невозможно пересечь и в котором обитает великий морской змей Ёрмунганд. Мидгард соединен с Асгардом (страной асов) радужным мостом (Биврёст).
Мидгард будет разрушен в результате Рагнарёка, последней и решающей битвы миров...

5. Ётунхейм (Jotunheim)
"Где-то за границей известного мира, на востоке от Мидгарда, Вы можете услышать звучные и тяжелые шаги гигантов. Они рождены первобытными силами природы и происходят из времени, когда даже боги не родились. Их грубая мощь превзойдена только их мудростью, с древних времён гиганты могут видеть то, что ни боги, ни люди никогда не смогут."

Ётунхейм - земля населённая великанами-ётунами. По легендам этот мир был сотворён асами к востоку от Мидгарда для Бергельмира и его потомков. От Асгарда Ётунхейм отделяет река Ивинг. Ётунхеймом правит король Трим. Основное поселение Ётунхейма - Утгард. Также упоминаются расположенные там Железный лес и Каменные горы. В Ётунхейме расположены Гастропнир - дом Менглад и Тримхейм - дом Тиаци. Часто посещался асами. В сагах упоминается неоднократные путешествия Тора и Локи по Ётунхейму, в том числе и в Утгард (будет упомянут далее по тексту).

Бергельмир - великан, который вместе со своей женой пережил убийство Имира. В сагах упоминается, что Бергельмир был сыном Трудгельмира и, соответственно, внуком Имира. Когда асы убили Имира - он оказался единственным, кто построил лодку и не утонул. Позже Асы создали для Бергельмира страну (Ётунхейм) к востоку от Мидгарда. Бергельмир считается прародителем всех ётунов.

6.Нифльхейм (Niflheim)
"Мир льда на отдаленном севере - очень загадочное место. Среди тумана и льда похоронено семя жизни. Когда жара Муспельхейма превратит лед Нифльхейма в поток воды начнётся виток создание. Несмотря на то, что замороженная вода Нифльхейма скрывала искру жизни, это прежде всего место смерти, и мир боится смертельной силы ледяных гигантов, которая родилась здесь в начале времени."

Нифль - холодный туман, образующий глыбы льда. Нифльхейм, то есть туманная земля - земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого.
В сказаниях говорится, что Нифльхейм находился к северу от бездны Гиннунгагап. А к югу от бездны располагался Муспельхейм.
По преданиям в самом начале времён в Нифльхейме забил родник Хвельгельмир. Мороз же превратил воду в лед, но источник бил не переставая и ледяные глыбы начали продвигаться к Муспельхейму. Когда лед подошел близко к царству огня, то он стал таять. Искры, вылетающие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Так появился Имир, первое живое существо.
Позже Нифльхейм стал страной ледяных великанов. Кроме того в Нифльхейме Асы сотворили Хельхейм (страну мёртвых), отделив его рекой Гьёолль, куда отправили Хель, дочь Локи.
В Нифльхейме из источника Хвельгельмир берут своё начало двенадцать потоков Эливагар. Считается, что вода в этих потоках самая холодная в мире. Тор и некоторые другие Асы иногда посещали Нифльхейм. В Нифльхейме также находится один из корней мирового дерева Иггдрасиль.

7. Свартальфхейм (Svartalfheim)
"Тёмные альфы живут под землёй, в пнях и камнях. Среди всех существ во вселенной они лучшие кузнецы. Глубоко внизу под землёй они создают сокровища богов. Они используют металлы из вен земли и создают самые драгоценные вещи. Было сказано, что этот народ может научить Вас секретам алхимии и знанию получения золота из земли. Свартальфхейм находится между Мидгардом и Хель."

Свартальфхейм - буквально Дом Чёрных Альфов - родина Цвергов, тех кого принято называть гномами.
Свартальфхейм был создам Асами в одно время с Юсальфхеймом. Асы создали этот мир для Цвергов, которых они сотворили из червей, появившихся в мясе Имира. (Из мяса этого великана был создан Мидгард).
Свартальфхейм располагается между Мидгардом и Хельхеймом (Хелем, в коротком варианте)

Тёмные альвы (гномы)

  • Альвис - мудрый гном, сватавшийся к дочери Тора и хитростью превращённый в камень.
  • Андвари - карлик, владеющий сокровищами Нибелунгов.
  • Брок - помогал Синдри в работе, не переставая, раздувал огонь кузнечными мехами.
  • Бил - сын Видфина.
  • Видфин - гном, отправивший своих сыновей добыть мёд из медового фонтана.
  • Галар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Двалин - выковал копьё Гунгнир , ожерелье Брисингамен, корабль Скидбладнир и золотые волосы для Локи, который затем отдал их Сиф.
  • Отр - сын Хрейдмара.
  • Регин - сын Хрейдмара.
  • Синдри - выковал молот Мьёллнир, вепря Гулиннбурсти и кольцо Драупнир.
  • Фафнир - сын Хрейдмара.
  • Фьялар - упоминается, как изготовитель «мёда поэзии ».
  • Хрейдмар - герой-колдун, которому в качестве выкупа за убийство сына асы передали сокровища Нибелунгов, проклятые Андвари.
  • Хьюки - сын Видфина.
  • Эйтри - брат Синдри и Брока.

8. Хельхейм (Helheim)
"Хель, богиня смерти является также богиней возрождения. Ее имя означает «отверстие» и «целый», и она управляет не только смертью, но также процессом рождения и возрождения. Хель спустилась в мир льда в начале времени, и там она создала девять темных миров. Светлый бог Бальдер и мощность солнца спустились в ее туманный мир, но в будущем Бальдер будет возрождён и выйдет из мира Хель подобно солнцу весной."

Хельхейм - буквально Владения Хель - один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует безобразная Хель, дочь Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной ), одно из трёх хтонических чудовищ. В Хельхейм великаншу Хель низверг бог Один, потому она там и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие, кроме героев, принятых в эйнхерии. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом низком уровне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёолль. Ни одно существо, даже из богов, не может вернуться из Хельхейма. Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд.
Хермод - единственный, кто был в Хельхейме и вернулся обратно.
В день Рагнарёка из Хельхейма на корабле Нагльфар воинство Хель вплывет для сражения с Асами.
Другие названия:
* Нифльхель (Туманная Хель)
* Хель (короткий вариант по имени хозяйки)
* Хельгард (Земля Хель) один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель.

"Младшая Эдда", написанная Снорри Стурлусоном в XIII веке, содержит основную информацию о Хель как о богине.

В «Видении Гюльви» Высокий Муж рассказывает о происхождении Хели от Локи и великанши Ангрбоды. Хель вместе с другими детьми Локи привезли к Одину, и он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Там же приведено её описание: она исполинского роста (крупнее большинства великанов), одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она иногда называется сине-белой Хель (по другим версиям, левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной; выше пояса она выглядела, как живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагались, как у трупа).

Наиболее известное упоминание о Хели связано с мифом об убийстве Бальдра, который после смерти оказался в её царстве. Она согласилась исполнить просьбу Хермода и освободить Бальдра, но лишь в том случае, если каждое живое существо оплачет его. Из-за козней Локи это условие не было выполнено, и Бальдр остался в Хельхейме.

Кроме того в сагах, Хель упоминается как одна из противниц Асов во время Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве она поведёт армию мертвецов на штурм Асгарда.

9. Муспельхейм (Muspelheim)
"На юге находятся силы хаоса и разрушения. Невероятная жара Муспельхейма очень скоро сожжёт мир и превратит его в прах. Огненный гигант Сурт со своими стаями идёт на встечу с богами во время последней битвы в Рагнарек. Но колесо судьбы повернётся ещё раз и из праха вырастет новый мир."

Muspelheim, то есть огненная земля - страна огненных великанов, огненное царство, вход в которое, по преданию, охраняет великан Сурт («Чёрный»). В конце времён сыны Муспелля проскачут через Мюрквид (мифический «Тёмный Лес») к Биврёсту, и от их скачков разрушится радужный мост асов.
В Муспельхейме живут огненные великаны, вместе со своим повелителем Суртом. Муспельхейм существовал вместе с Нифльхеймом ещё до появления всего живого.
По легендам, искры из Муспельхейма породили жизнь в талой воде. Также из искр асы создали звезды. Часть звезд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год.

Не вижу необходимости выделять Утгард (Утгардар) , как 10 мир (др.-исл. «внешнее отгороженное пространство», «окраинная земля»; др.-сканд. Útgarðar ) - в германо-скандинавской мифологии трансцендентный мир, «внешний» по отношению к земному, материальному миру, называемому Мидгард, или «срединное отгороженное пространство», где обитают люди. В некоторых мифах Утгард располагают в мире великанов (ётунов) - Ётунхейме, а иногда и отождествляют с ним. Это мир, существующий по своим особым законам, не подчиняющийся мировому порядку, установленному триадой «новых богов»-братьев Одином, Вили и Ве, мир демонической магии, сопоставимый с «иным», Тридевятым Царством, недоступный простым смертным, но возможный для избранных, которые могут попасть туда в любой момент в любой точке Мидгарда, как это случилось однажды с богом Тором и его спутниками ("Путешествие Тора в Утгард").

Мифологические миры имеют чёткие и крепкие границы, охраняемые недремлющими стражами. Но... тринадцать дней (Судный День и есть 13-й) и двенадцать ночей в Йоль границы эти становятся открытыми. Начинается путешествие соседей "по соседям"... Так к засидевшемуся допоздна селянину из Мидгарда мог нагрянуть на огонёк косматый ётун из Ётунхейма в надежде отведать крынку молока, а к кузнецу - цверг из Свартальвхейма с приличным куском драгоценной меди в руках и предложением обмена металла на корзину варёной репы, но такие визиты не всегда были мирными и плодотворными - случались и стычки, сопровождаемые кровопролитием, грабежами и насилием.

3.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/2214/%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%92%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы