Что такое воскресный день. Воскресный день. Память преподобного Максима Исповедника. Молитва ко пресвятой богородице преподобного иеросхимонаха нила сорского, чтомая в день воскресный

Что такое воскресный день. Воскресный день. Память преподобного Максима Исповедника. Молитва ко пресвятой богородице преподобного иеросхимонаха нила сорского, чтомая в день воскресный

16.02.2024

Большинство из нас считают воскресенье выходным днем, когда можно отдохнуть и ничего не делать. Но в Церкви отношение к нему несколько иное. Как нужно проводить седьмой день недели по православной традиции, узнаем у клирика Христорождественского кафедрального собора г. Уварово священника Владимира Крючкова.

- Отец Владимир, расскажите, какой духовный смысл имеет воскресный день для православных людей?

— Воскресный день берет свои истоки из Ветхого Завета (это Книга Бытия, Пятикнижие Моисея). Там сказано о том, что, когда шло сотворение мира, Господь оставил седьмой день как день отдохновения. Шесть дней творения, а в седьмой день Господь почил от трудов Своих. Помимо этого, на скрижалях Завета, которые были вручены Пророку Моисею, были написаны заповеди о том, как надо чтить день субботний: «Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой – день субботний посвящай Господу Богу твоему» (Исход 20:8-10). Поэтому ветхозаветная суббота - это прообраз сегодняшнего воскресенья. Мы все знаем, что Господь Иисус Христос, воскрес в этот день. И поэтому воскресенье чтится православными христианами как малая Пасха, малое Воскресение.

В народе бытует мнение, что в воскресенье «ничего нельзя делать», по крайней мере, до обеда. Как по Уставу Православной Церкви необходимо проводить воскресный день?

На этот вопрос можно ответить, ссылаясь и на Ветхий, и на Новый Завет. Потому что субботу в ветхозаветное время иудеи свято чтили, но чтили ее так, что, в конце концов, доходило до смешного. Они ничего не делали, и это было для них самое главное. Ничего нельзя было делать - это был грех, это было преступление. А что же Новый Завет? В Святом Евангелии повествуется о том, как Иисус Христос со Своими учениками шел полем, и ученики взалкали, то есть захотели есть. Они стали срывать колосья, растирать их в руках и кушать. И тут же фарисеи, которые были в рядах учеников Его, возроптали: почему Твои ученики делают это в субботу? Суббота - это святой день, ничего нельзя делать, а растирание колосьев, это, по их мнению, уже была работа. Тогда Господь сказал такие слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2,27).

Также очень много раз Иисуса Христа фарисеи пытались уловить в том, что в субботу Он делал добрые дела: исцелял сухорукого, бесноватого. Тогда Он, видя лукавство сердец их, однажды спросил: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?» (Мф. 18, 12) Поэтому на вопрос - можно ли исцелять в субботу или нельзя, можно ли делать добрые дела в субботу или нельзя, вопрос, конечно, однозначный -можно.

Отец Владимир, бывает, что воскресенье из-за работы или неотложных дел – не удается освободить для посещения храма, чтения святых книг, молитвы. Как в таком случае сохранить настрой воскресного дня, чтобы не забыть о его христианском значении?

Конечно, наше время очень лукавое, очень быстрое. И порой накапливаются дела за шесть дней, не у всех бывает по два выходных, а только один — воскресенье. И те дела, которые накопились за неделю, хочется сделать. Необходимо все-таки соблюдать день воскресный так: если у человека в храм нет возможности придти, то нужно тогда дома помолиться, помянуть о здравии, о упокоении своих близких, почитать какие-то духовные книги. После этого можно заняться и делами.

И любое дело надо начинать с молитвы. Наши предки так всегда и делали, и успевали они гораздо больше, чем мы. И суеты-то не было, и гонки не было, в которой мы все сейчас живем вольно или невольно. Дело в том, что каждое дело, которое начинали наши дедушки и бабушки, начиналось со святой молитвы, с Божьего благословения. И заканчивали они маленькое или большое дело тоже молитвой, но уже благодарственной. Затем, принимаясь за другое дело, тоже самое: «Царю Небесный» читали. А когда человек заканчивал день, он зажигал лампадку и молился, прочитывал вечернее правило, и у него было такое ощущение, такое чувство, что он весь день провел в храме. Потому что молитва, переплетаясь с нашими светскими и физическими делами, шла непрерывно, и человек сделал два дела: он был и в социальном служении, делал физические дела, и одновременно молился Богу, то есть делал духовные дела. Нам тоже необходимо этому следовать.

- Как можно определить, что человек правильно выполняет заповедь о хранении дня воскресного?

Воскресный день дан нам, в первую очередь, для почитания Бога. А второе - для отдохновения. Потому что человек, если взять с физической точки зрения, не будет себе давать отдыха, рано или поздно он сломается, заболеет тяжко или какая-то еще его немощь посетит. Не надо загружать себя большими делами, но и от одной крайности к другой не надо переходить, потому что если воскресенье - то уж тут русская душа всегда стремится разгуляться. Безобразий никаких творить нельзя в этот день, памятуя о том, что этот день Господень. День этот благочестивый, тихий и святой.

— Отец Владимир, спаси Вас Господь за советы.

- Да благословит вас вех Господь. До свидания.

Соединяя с каждым днем недели воспоминание о том или ином священном событии, о подвигах того или другого угодника, христианская церковь особенно чтит и выделяет день воскресный, как день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало его празднования восходит к первым дням христианства, положено, если не самим Иисусом Христом, как утверждает Афанасий Великий в беседе о сеятеле, то, во всяком случае, апостолами. В субботу пред воскресением Спасителя они «оставались в покое по заповеди» (Лук. 23, 56), а следующий за нею «первый день недели» считали будничным (Лук. 24, 13-17). Но в этот день явился им воскресший Христос, и «возрадовашася ученицы, видевше Господа» (Иоан. 20, 19-20). С данного момента «первый день недели» становится для апостолов днем особенной радости, и тогда же, можно думать, полагается начало его празднованию, выделению из ряда других. И действительно «по днех осмих» после первого явления Господа (Иоан. 20, 26), т. е., по еврейскому счету, в тот же самый первый день недели они опять собираются вместе, и опять является им Спаситель. На первый день недели падал также в год воскресения Христа еврейский праздник Пятидесятницы, и апостолы вновь собираются в сионской горнице (Деян. 2, 1). И если первое Свое явление Спаситель ознаменовал «преломлением хлеба», то теперь Он ниспослал на апостолов и бывших с ними св. Духа (Деян. 2, 3-4). И на этот раз «первый день недели» стал для них днем светлого торжества, тесного общения с Богом и духовной радости. Все это вместе взятое и послужило, без сомнения, достаточным поводом и основанием для его выделения, празднования. События последующего времени как нельзя более подтверждают справедливость такого предположения. От 57 и 58 года сохранились два указания, свидетельствующие об обычае празднования воскресного дня богослужебными собраниями и делами благотворительности в Галатии, Коринфе и Троаде, т. е., в церквах, основанных ап. Павлом. «В первый день недели, когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь», читаем в 7-11 ст. 20 гл. кн. Деяний Апостольских. «При сборе для святых, пишет ап. Коринфянам, поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько ему позволит состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16,1). После смерти ап. Павла (66 г.), в период деятельности Иоанна Богослова, празднование воскр. дня утвердилось настолько, что он имеет уже свой технический термин, определяющий его значение в жизни христианина. Если доселе он назывался «μἱα τὡν σαββἁτων », - едина от суббот, первый день недели, то теперь становится известным под именем «χυριαχἡ ἡμἑρα » или просто «χυριαχἡ », т. е., день Господень (Апокал. 1, 10). Косвенное указание на празднование воскр. дня при апостолах представляет свидетельство Евсевия Кесарийского о еретиках апостольского времени - евионитах. «Евиониты, замечает он в 27 гл. III кн. своей Церковной Истории, называя апостолов отступниками закона.., хранили субботу; впрочем, как и мы, праздновали также воскр. дни, для воспоминания о воскресении Господнем». Что касается празднования воскр. дня в последующий период, то оно оказывается всеобщим и повсеместным. Известный под названием «день Господень», «день солнца» (название встречается не более трех, четырех раз: у Иустина Философа в 67 гл. 1 апологии и у Тертуллиана в 16 гл. апологии и 13 гл. 1 книги «к народам»; в законе Валентиниана от 386 г. оно пояснено прибавлением: «который весьма многие имеют обыкновение называть днем Господним», «воскресный день Господень», «царица дней» и пр., он упоминается многими лицами. Так, о его существовании говорит памятник конца первого и начала второго столетия (97-112 г.) - «Διδαχἡ τὡν δὡδεχα ἁποστὁλων », предписывающий в XIV гл. праздновать его совершением таинства евхаристии. Около того же самого времени Плиний Младший замечает о христианах, что они имеют обыкновение собираться в установленный день и петь песнь Христу, как Богу. Какой это «установленный день», указывает Варнава, когда говорит: «мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». Не менее ясно говорит о праздновании воскр. дня и третий памятник II в., - послание Игнатия Богоносца к магиезианцам, предписывающее в IX гл. не чествовать, более субботу иудейскую, но жить сообразно дню Господню. Объясняя это место, Климент Александрийский замечает: «исполняющий заповедь евангелия творит оный день Господним, когда, отринув злой помысл души и получив мысль и познание о самом Господе, славит воскресение». Такие же свидетельства о праздновании воскр. дня встречаются у Дионисия Коринфского, Иустина Философа, Феофила Антиохийского, Иринея Лионского, Оригена, в 64 апостольском правиле, в Апостольских Пост. и пр. По свидетельству 26 гл. IV кн. Церковной Истории Евсевия, Мелитон Сардийский написал даже сочинение о воскресном дне, но оно, к сожалению, утеряно.

Положив начало празднованию воскр. дня, апостольский век указал и сам способ празднования. Судя по 7 ст. 20 гл. кн. Деяний Апостольских, воскресенье было при апостолах днем общественного богослужения, - совершения таинства евхаристии. Таким оно оставалось и всегда, во все время существования церкви. Об обычае совершать в воскр. день евхаристию говорит, как видели выше, Διδαχἡ τὡν δὡδεχα ἁποστὁλων ; в том же смысле понимают свидетельство Плиния, что христиане собирались in stato die для вкушения пищи, обыкновенной, впрочем, и невинной. От того же второго века сохранилось подробное описание литургии в «день солнца» в 67 гл. 1 апологии Иустина Мученика. Предписание совершать в «день Господень» евхаристию встречается и в недавно изданном памятнике II-III вв. - «Testamentum Domini Nostri Jesu Christi» (1 кн., 22 гл.). Свидетельства IV и следующих веков говорят о совершении в воскресный день не одной уже литургии, а всенощных бдений и вечернего богослужения. О существовании первых можно судить по 199 письму Василия Великого, в котором он замечает, что обычай совершать всенощные бдения появился в Кесарии только при нем, но на первый раз казался таким новшеством, что для его оправдания приходилось ссылаться на практику других церквей. В том же IV в. появились воскресные всенощные бдения и в Константинополе. Прямые указания на это находим в 8 гл. IV кн. Цер. Истории Сократа, в 8 гл. VIII кн. Истории Созомена и в слове Иоанна Златоуста на день св. мучеников. Что касается вечернего воскресного богослужения, то, по словам Сократа в 22 гл. V кн. Истории, оно совершалось в Кесарии Каппадокийской, а по VIII беседе Иоанна Златоуста о статуях и II поучению о диаволе - в Антиохии. При этом совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом такой великой важности, что оно не отменялось даже в период гонений, когда собрания христиан подвергались опасности ежеминутного нападения со стороны язычников. Поэтому когда некоторые робкие христиане спрашивали Тертуллиана: «как мы соберем верных, как совершим празднование воскресного дня? то он отвечал им: так же, как апостолы, безопасные верою, а не деньгами. Если ты иногда не можешь собрать их, то у тебя есть ночь, при свете Христа Светодавца» (О бегстве, гл. 14). Основываясь на этой практике, собор Сардикийский 347 г. грозит во II пр. отлучением тому, кто, «пребывая во граде, в три воскр. дня, в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание». В том же духе высказывается 21 пр. собора Иллибертинского, а впоследствии шестой вселенский собор подтвердил эти постановления особым каноном (80), разъяснив, что извиняющим обстоятельством может служить только настоятельная нужда или препятствие. Необходимою принадлежностью воскресного богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. «Не каждый день, а только два дня в седмицу (в субботу и воскресенье) мы приглашаем вас к слушанию поучений», говорит И. Златоуст в 25 беседе на евангелие от Иоанна. О произнесении им вечерних поучений свидетельствуют VIII и IX беседы к антиохийскому народу о статуях. Спустя три столетия, трульский собор вменил произнесение воскресных поучений в непременную обязанность всем предстоятелям церкви. К особенностям воскресного богослужения принадлежал также обычай молиться стоя, не преклоняя колен. О нем упоминают Ириней Лионский, возводя его начало к апостолам, Иустин Философ, разъясняя, что им знаменуется воскресение Христово, Тертуллиан и умерший незадолго до первого вселенского собора св. Петр, епископ александрийский. «Воскресный день, говорит он в 15 прав., мы провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли». О существовании данного обычая в IV в. свидетельствует 20-е пр. первого вселенского собора, в V в. о нем упоминает блж. Августин в 119 письме к Яннуарию, а в VII Трульский собор делает особое постановление (90-е пр.).

Начинаясь в храме, празднование воскр. дня не ограничивалось его стенами; оно выходило за его пределы, находило место в обыденной, домашней жизни. Уже от первых трех веков христианства имеются указания, что она освящалась в воскресенье богослужебными действиями. Так, в IV кн. сочинения Иринея Лионского против ересей проводится мысль, что праздничные дни должны быть посвящены на дела души, т. е., на размышления, благие речи и поучения. Еще яснее говорят об этом отцы IV в. Они часто убеждали, чтобы христиане в воскресные дни превращали свои дома в церковь при посредстве псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу и пр. «Поставим, говорит, напр., Иоанн Златоуст, непременным законом для самих себя, для наших жен и детей, - один день в неделе (воскресный) посвящать весь слушанию и припамятованию того, что слышали». «По выходе из церкви, замечает он в другом месте (5-ая беседа на еванг. от Матфея), не надлежит нам приниматься за дела непристойныя, но, пришедши домой, надо взять книгу и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено». Равным образом Василий Великий советует женам, чтобы в день, посвящаемый воспоминанию воскресенья, они сидели дома и имели в мыслях тот день, когда отверзутся небеса и явится с небес судия... Кроме того, отцы внушали, чтобы христиане подготовлялись дома к достойному и разумному участию в общественном богослужении. Так, Иоанн Златоуст вменяет своим пасомым в обязанность прочитывать в воскр. день на дому то отделение евангелия, которое будет читаться в храме. Чтобы дать христианам возможность проводить воскр. день подобным образом, церковь запрещала на это время все то, что мешало, по ее взгляду, созданию благочестивого настроения, и прежде всего - мирские дела и занятия. Первое по древности свидетельство о соблюдении воскресного покоя встречается у Тертуллиана в XXIII гл. сочинения «о молитве». «В день Господа, в который Он воскрес, мы должны быть свободными, говорит Терт., от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу»... «В этот (воскресный) день, замечает Иоанн Златоуст в беседе о милост. к антиох. народу, прекращается всякая работа, и душа от успокоения становится веселою». В том же духе выражается и Сократ в 22 гл. V кн. своей Церк. Ист. «Люди любят праздники, заявляет он, потому что в продолжение их отдыхают от работ». 29 пр. Лаодикийского собора и 23 гл. VIII кн. Апост. Постановлений возводят этот обычай на степень обязательного постановления. Первое изрекает анафему иудействующим, т. е., пребывающим без дела в субботу и не празднующим воскресенья, вторая требует освобождать на этот день от занятий рабов. Охранение воскресного покоя было делом не только церкви, но и гражданской власти, помогавшей ей путем издания особых законов. Первые из них принадлежат Константину Великому. Так, в марте 321 г. он издал следующий эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся. Однако в деревнях земледельцы пусть беспрепятственно и свободно работают, потому что часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде, или виноград яме, чтобы, упустивши удобный случай, не лишиться ниспосылаемая небесным провидением благоприятного времени». Чрез три месяца император издал новый закон, дополняющий прежний. «Насколько мы считали неприличным в славный день солнца заниматься тяжбами и состязанием сторон, говорится в нем, настолько (считаем) приятным и утешительным в этот день исполнять то, что больше всего относится к посвящению Богу: итак пусть все в праздничный день (т. е., солнца) имеют возможность освобождать и отпускать на волю рабов; кроме сих дел, других не производить (т. е., в судах)». Кроме того, из жизнеописания Константина Великого, составленного церковным историком Евсевием, известно, что он освободил на воскр. день всех военных людей от воинских занятий. Преемники Константина Великого продолжали разъяснять и дополнять изданные им законы. Так, около 368 г. император Валентиниан старший издал эдикт, требующий, чтобы «в день солнца, который издавна считается радостным, никто из христиан не подвергался взысканию долгов». Следующий по времени - (386 г.) закон Валентиниана младшего и Феодосия Великого повелевает прекращать в день Господень ведение всех тяжб, производство торговли, заключение договоров и «Если же кто, прибавляют императоры, отступит от этого установления святой веры, тот должен быть судим... как святотатец». Эти постановления вошли в действовавший до первой половины VI в. кодекс Феодосия; в 469 г. были подтверждены императором Львом Армянином, и в качестве составной части кодекса Юстиниана сохраняли свою силу до конца IX в., когда император Лев Философ сделал важное дополнение к ним. Найдя указанные законы недостаточно строгими, он запретил заниматься в воскр. день и полевыми работами, так как они противоречили, по его мнению, учению апостолов. Не менее, если только не более, несовместимыми с христианским провождением воскр. дня являлись светские, мирские увеселения, особенно такие, которые доставлялись зрелищами в театре, цирке, на конских ристалищах и на гладиаторских боях, а потому и они, подобно житейским занятиям, подвергались запрещению. Но так как церковь была до некоторой степени бессильна в борьбе с пристрастием к подобным удовольствиям, то на помощь ей явилась гражданская власть. Так, незадолго до 386 г. император Феодосий Великий издал эдикт, запрещавший зрелища в воскресные дни. В июне того же 386 г. он был вновь подтвержден Феодосием и Грацианом. «Никто, говорят императоры, в день солнца не должен давать зрелищ народу и этими представлениями нарушать набожное благоговение». Спустя немного времени, отцы Карфагенского собора 399 г. постановили просить светскую власть, чтобы она воспретила представление позорищных игр в день воскр. и в прочие дни христианской веры. Современник собора - император Гонорий отказался удовлетворить эту просьбу на том основании, что суждения о подобных предметах выходят за пределы епископской компетенции. Снисходительнее его оказался Феодосий младший, издавший в 425 г. следующий закон: «в день Господень, т. е., в первый день недели... запрещаем все удовольствия театров и цирков народонаселению всех городов, чтобы все мысли христиан и верных были всецело заняты делами богопочтения». В 469 г. этот закон подтверждается императором Львом Армянином, угрожающим за неисполнение его лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. В VII в. за прекращение конского ристания, а равно и иного народного зрелища высказался Трульский собор в 66 пр., а в IX в. патриарх константинопольский Никифор и папа Николай объявили, что в воскр. дни не должны быть терпимы театральные увеселения. Не разрешая в воскр. день занятия мирскими делами, запрещая светские увеселения и удовольствия, древняя церковь рекомендовала совершать в это время дела христианской любви, указывала и особый, приличный для верующего, способ выражения радости. Такими делами являлись разнообразные дела милосердия и благотворительности. Известные еще при апостолах (1 Кор. 16, 12), они неоднократно упоминаются писателями позднейшего времени. «Ты в довольстве и богата, говорит, напр., Киприан одной женщине, как же хочешь праздновать день Господень, совершенно не думая о приношении? Как приходишь в день Господень без жертвы»? Тертуллиан, определяя в 39 гл. Апологетики назначение этих сборов, говорит следующее: «это - касса благочестия, которая издерживается не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на старцев, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если случатся христиане, сосланные на рудокопни, заключенные в темницы, то и они получают от нас вспомоществование». К таким точно пожертвованиям приглашает своих слушателей Иоанн Златоуст. «Пусть каждый из нас, говорит он в 27 и 43 беседе на 1-е посл, к Коринф., в день Господень откладывает деньги Господни; пусть это сделается законом». Судя по многим примерам благотворительности, представляемым житиями святых, в древности оказывали материальную помощь бедным, странникам, сиротам; но особенное сострадание возбуждали к себе заключенные в темницы. Их участь старалась облегчить и гражданская и духовная власть. Так, император Гонорий издал в 409 г. эдикт, повелевавший, чтобы судьи посещали в воскресные дни узников и справлялись, не отказывают ли им темничные стражи в должном человеколюбии, чтобы тем из заключенных, которые не имели насущнаго хлеба, выдавали деньги для пропитания; предстоятелям церквей эдикт рекомендует увещевать судей исполнять это постановление. Впоследствии Орлеанский собор 549 г. предписал епископам, чтобы они в воскр. дни или лично посещали узников, или же приказывали делать это диаконам и увещаниями и вспоможениями облегчали участь несчастных. Исходя из того же желания почтить день Господень делами любви Валентиниан старший (ок. 368 г.) и Валентиниан младший (около 386 г.) запретили взыскивать в воскр. дни как общественные, так и частные долги... Что касается радости, вызываемой воспоминанием о воскресении Спасителя, то в воскр. день она выражалась прекращением поста. «В день Господень мы почитаем неприличным поститься», замечает Тертуллиан в 3 гл. сочинения «de corona militum». «Я не могу, замечает в 83 письме Амвросий Медиоланский, поститься в воскр. день; установлять пост в этот день значит не верить воскресению Христа». Как бы в подтверждение подобного взгляда 64 пр. IV Карфагенского собора запрещает почитать постящихся в воскресенье православными, а 18 пр. собора Гангрского предает подобных лиц анафеме. То же самое читаем и в 55 пр. Трульского собора: «аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень постящимся, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». В том же духе выражается 64-е Апостольское правило. Обычай прекращать в воскр. день пост был настолько уважаем, что, по свидетельству Епифания и Кассиана, его соблюдали даже отшельники. Другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. Указание на это встречается в 3-м слове Григория Нисского о воскресении. Празднование воскр. дня в русской церкви носило и носит почти тот же самый, что и на востоке, характер. Известный первоначально под именем «недели», а с XVI в. особенно XVII в. под названием «воскресенье», он был по преимуществу днем совершения богослужения. «В праздники, говорится в одном поучении XIII ст. - «Слове како достоит честити неделю, ни о чем же житейстем пещися..., но точию собиратися в церковь на молитву». «Неделя, замечает в XII в. еп. Нифонт, честен день есть и празднен», назначен для того, чтобы «ити в церковь и молитися». Отправляя в воскр. дни обычные службы, - всенощное бдение, литургию, кроме заупокойной (Белеческий устав XI в.), и вечерню, древнерусская церковь выделяла их из ряда других дней недели совершением крестных ходов. «Установляем, подобно другим городам, крестные ходы во второе воскресенье по Пасхе, в Петров пост», пишет новгородский архиепископ Феодосий в грамоте 1543 г. к Корелу. Немного спустя, Стоглавый собор установил такие воскресные ходы в Москве, начиная с недели всех святых и до Воздвижения. Существовал также в русской церкви обычай воздерживаться за воскресным богослужением от коленопреклонения. О нем упоминает, напр., «устав Белеческий» XI в., а равно и Кирик (XII в.) в своих вопросах. «Владыка! вопрошал он еп. Нифонта, жены больше всего кланяются в субботу до земли, приводя в свое оправдание: за упокой кланяемся». «Борони вельми того, отвечал епископ; в пяток по вечерни не дай, а в неделю по вечерни и достоит». Впрочем, рассматриваемый обычай имел силу только в домонгольский период. В ХVI и XVII вв. он начинает выходить из употребления, так что, по свидетельству Герберштейна, в самые радостные и торжественные праздники народ с сокрушением сердечным и со слезами клал земные поклоны. В обыденной жизни празднование воскр. дня выражалось в посвящении свободного времени молитве, чтению Св. Писания и т. п. Особенно необходимой считалась молитва, так как в ней видели средство предостеречь верующих от участия в разного рода игрищах. Так, в одном поучении ХIII или XIV в. на тему о почитании праздников говорится: «когда бывают какия сборища идольских игр, ты в тот год (час) пребудь дома, не исходя и зовя - «Господи помилуй». «Многие ожидают наступления святаго воскр. дня, замечает автор слова, како достоит честити неделю», но не все с одинаковою целию; которые боятся Бога, то ждут этого дня, чтобы возслать свои молитвы Богу, а буии и ленивии, чтобы, оставив дело, собраться на игрища». Другим занятием, освящающим воскр. день, были и дела любви и милосердия. Они состояли в приношениях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира и в благотворении неимущим ближним. Так, про Феодосия Печерского известно, что он каждую неделю (т. е., воскресенье) посылал воз хлеба заключенным в темницах. Но главною формою благотворительности была поручная раздача милостыни нищим, убогим и больным. При окончании службы, особенно в дни воскр. и праздничные, они являлись к дверям церковным и выпрашивали милостыню, подавать которую считалось долгом всякого православного христианина. Что касается празднования воскр. дня путем воздержания от занятий, то о существовании данного обычая говорят некоторые памятники XI века. Так, в Белеческом уставе встречаются два правила, охраняющие воскресный покой. Одно - 69-е требует «неделати в неделю до вечера», другое - 68-е предписывает «в неделю проскуры (просфоры) печи, а хлеба, аще не достанешь, то с проскурами испечи мало». Приведенные правила стоят, впрочем, одиноко в древней русской письменности. Попытки ввести строгое соблюдение воскресного покоя не имели успеха. В древних памятниках встречается много обличений по адресу тех, которые опуская богослужение, отговаривались: «не празден есм». Но никто не учил, что работа в воскр. день сама по себе, независимо от того, что она отвлекает от богослужения, - грех. И действительно, по свидетельству Герберштейна, «горожане и ремесленники после праздничной обедни возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах». Он же замечает, что «поселяне работают на своего господина шесть дней в неделю; седьмой же день предоставляют им на собственную работу». Наконец, по его же словам, «праздники соблюдают обыкновенно одни лишь князья и бояре». Но и они, как видно из других памятников, не считали особенным грехом мирские занятия в воскр. дни. Так, по летописям можно судить, что на воскр. дни падали приемы и отправление послов, а равно и царские поездки в подгородные и дальние вотчины. Наконец, к воскр. дням приурочивались ярмарки и торги, происходившие в городах и селах возле храмов и притом во время богослужения. В виду этого вышеупоминаемый архиепископ новгородский Феодосий, устанавливая крестные ходы в три воскр. в году, выражает желание, чтобы на это время прекращалась торговля. Несоблюдение воскр. покоя тем более странно, что, судя по составу Кормчей, в которую в числе прочих законов были внесены законы Юстиниана касательно охранения святости праздничных дней, русским людям были известны постановления, запрещающие работу в воскр. дни.

Все древнерусские постановления относительно воскресного дня исходили от представителей духовной власти; светская не принимала в этом вопросе никакого участия. Нигде, ни в «Правде» Ярослава Мудрого, ни в «Судебниках» Иоанна III и IV, ни в различных судных грамотах нет никаких узаконений и распоряжений относительно праздников и в том числе воскр. дня. И только в XVII веке светское правительство решило взяться за это дело. Первыми обратили на себя его внимание народные увеселения, несовместимые с мыслию о святости воскр. дня. Но в начале XVII в. вышел лишь один указ, - Михаила Феодоровича от 23 мая 1627 г., запрещавший под страхом наказания кнутом сходиться на «безлелицу», т. е., на игрища. Следующие два указа подобного же содержания, один от 24 декабря того же 1627 г. и другой от 1636 г. принадлежат патриарху Филарету и Иоасафу. Более энергичною и деятельною оказалась светская власть при Алексее Михайловиче. Около 1648 г. им был запрещен во всякое время вообще, а в воскр. дни в особенности, целый ряд суеверных обычаев и несуеверных увеселений: «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». Вместо того, чтобы предаваться таким развлечениям, указ повелевает «всем служивым людям, и крестьянам и всяким чиновным людем» приходить в воскр. дни в церковь и стоять здесь «смирно со всяким благочестием». Ослушавшаяся приказано «бить батоги» и даже, ссылать в украинские города (за неповинение в третий раз). 11-го августа 1652 г. издан царем новый указ, запрещавший продавать вино в воскресенья всего года. За пять лет до него, - 17 марта 1647 г. вышло распоряжение прекращать по праздникам работы. «Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович указал, и... св. Иосиф, патриарх московский, со всем священным собором уложили, говорится в указе: по правилам св. апостолов и св. отцев в воскр. день отнюдь никому не подобает делати, господину и госпоже, ни рабом, ни свободным; но упражнятися и приходить к церкве Божией на молитву». С некоторыми изменениями и дополнениями это постановление вошло в состав «Уложения» 1648 г. Именно в 26 статье его X гл. говорится: «а против воскр. дней по вся субботы христианом от всякия работы и от торговли престати и ряды затвор ити за три часа, до вечера. А в воскр. день рядов не отпирати и ничем не торговати, опричь съестных товаров и конская корму... А работы никакия в воскр. день никому не работати». 25 статья той же X гл. запрещает ведение в воскресный день судебных дел: «в воскр. день, говорит она, никого не. судити и никаких дел не делати, опричь самых нужных государственных дел». Но по закону 1649 г. судопроизводство запрещено в воскр. дни только до обеда. Указанные распоряжения были подтверждены впоследствии московским собором 1666 г. и указом Алексея Михайловича от 20-го августа 1667 г. Наконец, в царствование Софьи Алексеевны, 18-го декабря 1682 г. последовало запрещение производить по воскр. дням ярмарки и торги; указ повелевает перенести их на другое время.

С Петра Великого начинается в России новый период в истории празднования воскр. дня. Сообразно с появившимися в течение его узаконениями он может быть разделен на две части, или эпохи. Первая, обнимающая XVIII в. (1690-1795 гг.), характеризуется падением древнего благочестия и в частности почитания воскр. дней. Начало этому было положено в царствование Петра. По своему характеру он представлял полную противоположность отцу: насколько последний любил богослужение и безмолвие, настолько Петр - шумную веселость и пиры; кроме того, он не мог похвалиться и приверженностью к обрядовому благочестию. При таком царе не могло уже иметь места преследование мирских увеселений. Наоборот, теперь, по примеру самого царя, воскр. дни являются днями, преимущественно пред другими употребляемыми на мирские увеселения. И действительно, в одном из своих указов Петр разрешает народные забавы по воскр. дням, впрочем, - только по окончании литургии и притом лишь «для народного полирования, а не для какого-либо безобразия». Как бы в дополнение к этому были открыты по воскр. дням и кабаки (указ 27 сентября 1722 г.) Насколько вредно отразились подобные распоряжения на празднование воскр. дня, видно из слов Посошкова, что в воскр. день едва можно было найти в храме двух, трех богомольцев. Под конец своего царствования Петр решился взяться за восстановление святости праздничных дней. В этих целях 17-го февраля 1718 г. был издан указ, обязывающий всех людей, - разночинцев, посадских и поселян ходить в воскр. дни к вечерне, заутрене и особенно к литургии. Вместе с тем под опасением «взятья немалаго штрафа» запрещено было в воскр. дни торговать в городах, селах и деревнях каким-либо товаром как в лавках, так и на площадях. Но работы и увеселения в воскр. дни и теперь не были запрещены. Исключение сделано только для присутственных мест, освобожденных от занятий по § 4 Регламента. После Петра Великого в заботах светского правительства о почитании воскр. дня последовал перерыв; и в течение царствования Анны Иоанновны и господства немцев прежние указы о воскр. дне перестали исполняться. С воцарением Елизаветы Петровны возобновились на некоторое время заботы правительства об охранении святости воскр. дня. Так, в 1743 г. она запретила употреблять в воскр. дни на какие бы то ни было работы «каторжников и невольников» и открывать до начала богослужения кабаки. Последнее запрещение не принесло, впрочем, пользы, так что чрез несколько времени после его появления синод жаловался на то, что «в кабаках во время богослужения бывает шум, драки и скаредныя песни», и просил перенести эти заведения, построенные по близости к церквам, на другое место. Но просьба из опасения убытков не была уважена. Чрез год после выхода указанных распоряжений последовало повеление прекратить обычай делать по воскр. дням визиты к «знатным персонам», а в 1749 году были запрещены «всякия экзекуции». Совершенно иным характером отличается отношение правительства к воскр. дню при Екатерине II. Благодаря распространению и усилению в обществе идей энциклопедистов, уважение к нему начинает снова ослабевать. Дело доходит до того, что восхваляется работа в воскр. дни. Так, в указе 1776 г. говорится: «кто из особливой своей прилежности и усердия к службе в воскр. день производит межевание будет, то сие отнесется к его прилежности». Что касается продажи вина, то при Екатерине было запрещено торговать в кабаках только во время совершения литургии (а до начала ее можно) и притом лишь в тех, которые находятся от церкви в расстоянии менее чем в 20 сажен.

Со смертью Екатерины Великой кончается первая эпоха того периода в праздновании воскр. дня, который начинается с Петра I. Она характеризуется постепенным падением празднования этого дня, постепенным ослаблением законодательных мер, направленных к его поддержанию. Питейная торговля, запрещенная по воскр. дням указами Алексея Михайловича, теперь разрешена в течение всего этого дня. Увеселения, в XVII в. не допускаемые и в дни будничные, теперь запрещены лишь утром в воскр. Работы, прежде запрещенные, теперь поощряются. Посещение богослужения, прежде обязательное, теперь предоставлено на волю каждого.

С воцарением Павла Петровича начинается новый период в истории празднования воскр. дня. Пример этому показал сам Павел. За время своей жизни он успел оказать важные услуги восстановлению его почитания. Так, указом от 22 окт. 1796 г. Павел Петрович запретил театральные спектакли «во все субботы». Не менее важной мерой, направленной к охранению святости воскр. дня, является манифест 5 апр. 1797 г., повелевающий «всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскр. дни принуждать крестьян к работе». Притом же Павле Петровиче было постановлено в 1799 г. «не производить в воскр. дни питейной продажи во время, когда совершается божественная литургия и крестный ход»... В 1833 г. был составлен «Свод Законов», касающийся в XIV т. вопроса о праздновании воскр. дня. Воскресное законодательство представлено в нем в следующем виде. Воскресные дни посвящаются и отдохновению от трудов и вместе набожному благочестию. Исходя из последнего положения, закон советует, воздерживаясь в эти дни от беспутной жизни, ходить в церковь к службе Божией, особенно к литургии. При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время богослужения порядка, тишины и спокойствия как в храме, так и около него. Сообразно с первым положением, законом освобождаются в воскр. дни присутственные места от собраний, учебные заведения от занятий, и нигде не позволяется производить казенных и других публичных работ как вольными и казенными мастерами, так и арестантами. Равным образом запрещается употреблять помещичьих крестьян на господские работы. Питейные дома, ведерные и штофные лавки, а равно и торговые должны быть открываемы только по окончании литургии. Наконец, закон запрещает начинать прежде окончания воскресной литургии игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения. Внося это постановление, составители «Свода Законов» почему-то не включили в него распоряжение Павла Петровича о непозволительности театральных представлений и спектаклей «во все субботы». Но и этот пробел был восполнен впоследствии, именно указом от 21 сентября 1881 г., запретившим накануне воскр. дней все спектакли, кроме драматических представлений на иностранных языках. Справившись с этим пунктом, законодательство и до сих пор не разрешило еще другого, не затронутого в «Своде Законов», вопроса, именно - о воскресном отдыхе, прекращении торговли и работы. И потому попытки разрешить его в утвердительном смысле принадлежат частным корпорациям, - городским думам, сельским сходам и т. п. Они начались приблизительно с 1843 г., когда митрополит Филарет с согласия граждан Москвы просил генерал-губернатора запретить торговлю в праздники или, по крайней мере, перенести ее на послеобеденное время. В 1860 г. тот же митрополит Филарет представил в св. синод ходатайство о том, чтобы всякого рода торговля в лавках и на площадях, ярмарочная и базарная, а также трактирная была запрещена с вечера накануне и до вечерни воскр. дня. Но он не дожил до исполнения своих желаний; оно последовало после его смерти и притом далеко не во всех городах. В шестидесятых и следующих годах многие городские думы начинают издавать постановления о перенесении базаров с воскр. дней на будничные, о закрытии или ограничении воскресной торговли. Постановления подобного рода были сделаны в Пензе (1861 г.), в Нижнем-Новгороде (1864 г.), Новороссии и Бессарабии, Пскове (1865 г.), Тамбове, Иркутске, Ельце и других местах. На защиту чествования воскр. дня выступили в 1866 г. св. синод и министерство внутренних дел. И в том и другом, был поставлен вопрос: нужно ли отменить базары? Согласившись с доводами обер-прокурора об их отмене, министр внутренних дел не решился указать губернаторам статью закона, в силу которой последние должны повсеместно отменить воскресные базары, как просил об этом обер-прокурор. В силу этого решение вопроса о воскресном отдыхе и торговле оказалось в последующее время в полной зависимости от представителей города. И потому, в то время как в некоторых он решен более или менее удовлетворительно, в других торговля продолжается по-прежнему, отдыха почти не существует. Благие начинания отдельных лиц разбились и разбиваются о равнодушие массы. Такова, напр., судьба желания некоторых петербургских купцов прекратить по воскр. дням торговлю и освободить прикащиков от занятий. Еще непригляднее поведение думы г. Котельнича вятской губ. В 1888 г. она постановила прекратить по воскр. дням торговлю, получила за это Высочайшую благодарность, но не привела в исполнение своего постановления. В иных городах сделанные было распоряжения отменялись после кратковременного срока. Так, в Москве было постановлено весной 1888 г. торговать по воскр. дням только от 12 до 3 часов дня. Но по настоянию торговцев, осенью того же года, это думское постановление было отменено. Что касается прочих работ в воскр. дни, то о запрещении их до последнего времени не было и речи.

Что касается празднования воскр. дня в западной Европе, то и здесь оно имеет свою историю. Так, время от VI в. до начала реформации характеризуется строгим соблюдением воскресного покоя и изданием не менее строгих в целях его охранения законов. Подтверждением этого могут служить постановления двух соборов, - Орлеанского 538 г. и Масонского 585 г. Первый запретил по воскр. дням полевые работы, а также работы в виноградниках и огородах; второй угрожает палочными ударами поселянам и рабам за полевые работы в воскресенье, чиновникам за нарушение воскр. дней - лишением должностей, а духовным лицам шестимесячным заключением. Не менее строги и гражданские постановления о воскр. дне. Так, по закону Хильдсриха, последнего из Меровингов, впрягший в воскр. день в повозку волов лишается правого из них. У Аллеманов был закон, по которому нарушивший покой воскр. дня в четвертый раз лишается трети имения, а нарушивший в пятый - свободы. Впоследствии Карл Великий подробно исчислил в своих указах недозволенные в воскр. дни работы. После него забота об охранении воскр. дня перешла в руки пап, но они не прибавили чего-либо нового к прежним постановлениям. Таких же точно взглядов держались и представители реформации и притом как те, которые не считали празднование воскр. дня божественным установлением, так и их противники. Из первых Кальвин определил в своих церковных постановлениях строгие наказания за нарушение воскр. дня. Учение вторых нашло для себя благоприятную почву среди пуритан, благодаря которым утвердилось в Англии и даже было внесено в Вестминстерское исповедание (1643 - 1648 гг.). Последнее требует, чтобы в воскр. день христиане, отложив все мирские дела, не только проводили его в священном покое, но и в общественных и частных богослужебных упражнениях. В том же XVII в. был издан в Англии целый ряд законов, направленных против всякого рода воскресных увеселений и работ. Завершением их является акт лорда Дея, составляющей и в настоящее время основной закон в английском воскресном праве. Строгое соблюдение воскр. покоя перешло из Англии и в ее колонии, особенно в Североамериканские штаты, найдя здесь поддержку среди методистов. Не менее строго соблюдался воскр. покой и в Германии ХVI -XVII ст. Законы 1540, 1561, 1649, 1661 гг. запрещают по воскр. дням почти все работы и увеселения. В XVIII в., когда в Европе поколебались прежние религиозные устои, ослабела и ревность к соблюдению празднования воскр. дня. Во Франции была сделана даже попытка совершенно уничтожить его. Упадок строгости в соблюдении покоя воскр. дня заметен за это время и в Англии; так, один из ораторов парламента жаловался в 1795 г. на то, что «работы по большим постройкам производятся вопреки всякой пристойности в воскр. день». С наступлением XIX в. началась реакция против прежних увлечений и восстановление попранного достоинства воскр. дня. Первою на этот путь выступила Англия. Законы в ней остаются прежние, какие были в XVII в., но в силу народного сочувствия в Англии строже, нежели во всяком другом государстве, соблюдается воскр. покой. В этот день все присутственные места закрыты; фабричные и все прочие работы прекращаются, шесть седьмых лавок заперты; число железнодорожных поездов сокращается на четыре пятых; во многих местах, по желанию публики, закрываются почтовые конторы; даже музеи, галереи недоступны в этот день для посетителей. И среди практичного народа воцаряются покой и тишина. Примеру Англии следуют и другие государства. Так, в 1861 г. на женевском собрании евангелического союза было решено пропагандировать в пользу воскр. дня. В восьми кантонах Швейцары возникли «воскресные союзы», которые составили затем «Швейцарское Общество для освящения воскр. дня». Результаты его деятельности на лицо. Почтовые должностные лица освобождены в Швейцарии от занятий каждое второе воскр.; служебные часы в почтовых и телеграфных бюро ограничены, железнодорожные чиновники тоже освобождаются от занятий каждое третье воскр., а прием и выдача обыкновенной поклажи в воскр. совершенно запрещены. Чрез 14 лет после Швейцарии отозвалась на вопрос о почитании воскр. дня Германия. Впервые он был возбужден в ней в 1875 г. центральным комитетом для внутренней миссии на конгрессе в Дрездене. После этого начались образовываться «воскресные союзы», и чрез год Германия имела уже не мало представителей на международном «воскресном союзе», бывшем в 1876 г. в Женеве. Одни из германских «воскресных союзов» примыкают к внутренней миссии, другие от нее независимы, но все они в целях пропагандирования идей воскресного покоя устраивают публичные чтения о воскр. вопросе, назначают премии за лучшие сочинения по данному вопросу, издают журналы, специально посвященные воскр. дню, обращаются с ходатайствами к правительству, воззваниями к народу и т. п. С особенною силою сказалась агитация в пользу воскр. дня в Пруссии. Прусский главный церковный совет поручил заняться вопросом о воскр. дне окружным синодам. Последние обратились с соответствующими воззваниями к общинам и промышленным учреждениям. В графстве Морк евангелический союз стал издавать летучий листок «Празднование и нарушение воскр. дня. Воззвание к немецкому христианскому населению». В некоторых городах Саксонии возникли «воскресные союзы». В Вестфалии адвокаты стали делать коллективные объявления, что по воскр. дням их бюро закрывается. Еще далее пошел рейнский провинциальный синод; он единогласно принял следующие предложения относительно воскр. дня: настоять на применении существующих законов и полицейских предписаний о покое воскр. дня и просить главный церковный совет содействовать тому, чтобы у надзирателей за торговлей третье воскр. было свободно от занятий, перевозка грузов по железным дорогам была сокращена, занятия в правительственных бюро были прекращены, разнообразные воскр. удовольствия и развлечения ограничены, а представители духовенства озаботились устройством воскресных и других обществ в целях содействия сделать воскресенье днем отдыха. К общему движению примкнула, наконец, и Франция. В 1883 г. образовался в ней комитет для содействия освящению воскр. дня, а 11 марта 1891 г. состоялось первое собрание образовавшейся лиги «воскресного покоя». О нем заботятся и евангелический и римско-католический комитеты. Под влиянием их многие представители торговли заявили желание прекратить работу в воскр. дни, а некоторые железнодорожные компании - прекратить прием и отправку грузов малой скорости. Обращено внимание на воскр. покой и в Австрии. В 1885 г. ее архиепископы издали окружное послание, убеждая верующих чтить воскр. день, и в том же году изданы некоторые, охраняющие его святость, законы.

Литература. Ветринский Памятники древней христианской церкви. Т. V, ч. 9. Краткое сведение о воскр. дне. - Христианское Чт.»,1837г., III. Обзор древних постановлений (I- IX вв.) о почитании воскр. дня. - «Православный Собеседник», 1867 г., И. Сергиевский, О поведении древних христиан в дни воскресенья и праздничные. 1856 г. Празднование воскр. дня у древних христиан. - «Руководство для сельских пастырей», 1873 г., И. Истомин, Значение воскр. дня в общественной жизни христианских народов с точки зрения западных моралистов. - «Вера и Разум», 1885 г., №№ 13-14. Государство и воскр. день. - «Православное Обозрение» 1885 г., III. Беляев, О покое воскр. дня. Смирнов, Празднование воскр. дня, 1893 г.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
С-Петербургской Духовной Академии,

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 956. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1-6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на В. - день пересоздания его. В. иначе называется единой от суббот (Луки, XXIV, 1), первой субботой (Марка, XVI, 9) и днем недельным (Апок., I, 10). Некоторые из В. дней заключают в себе двойную торжественность, каковы В. Светлое, или Пасха, день Пятидесятницы, В. вербное - цветоносная неделя, Сборное В. - неделя православия. См. соответственные слова.

  • - день, в который христианская церковь со времен апостольских празднует воспоминание воскресения Христова...
  • - еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье - издается в Москве с 1887 года; издатель-редактор священник С. Я. Уваров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народная иллюстрация, издавался в СПб. с 1863 года еженедельно; изд. А. О. Бауман; редактор В. Р. Зотов. Целью издания было дать дешевый иллюстрированный журнал для небогатых среднего круга читателей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ВОСКРЕСЕ́НЬЕ, -я, род. мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОСКРЕ́СНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет...

    Толковый словарь Ушакова

  • - воскре́сный прил. 1. соотн. с сущ. воскресенье, связанный с ним 2. Свойственный воскресенью, характерный для него. 3. Проводимый по воскресеньям, приуроченный к воскресенью. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - воскр"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}   канон, содержащий прославление воскресения Христова...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 воскресно-вечерний...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

"Воскресенье, воскресный день" в книгах

Глава 13 Один воскресный день из жизни весьма юной мадам

Из книги Исповедь юной мадам автора Ли Ma-Лин

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги Кирилл и Мефодий автора Лощиц Юрий Михайлович

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ ВознагражденияНатрудились они.Сами струи морские, с напряжением втягиваясь из переполненного Понта в узкую горловину Босфорского пролива, подсказывали им напоследок, как они - сполна, а то и паче меры - натрудились.Но разве не трудятся в

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы…

Из книги С Лазурного Берега на Колыму. Русские художники-неоакадемики дома и в эмиграции автора Носик Борис Михайлович

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы… Начнем, конечно, с живописи и с друзей-живописцев. В 1925 году вполне процветающий (семь выставок за четыре года) парижский художник Василий Шухаев написал портрет их с Сашей Яковлевым

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье) Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные

3. Воскресный день в Чекерсе

автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе

Из книги Тайная война против Советской России автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе В 1922 г. в разоренных областях России свирепствовал голод и казалось, что близкое крушение советского строя неминуемо. Государственные деятели Европы, белоэмигранты и политическая оппозиция внутри Советской России деятельно заключали тайные

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток Приличным для молитвы днем положил он почитать день истинно господний, первый, действительно воскресный и спасительный. Дьяконами и служителями Божьими назначив людей, украшавшихся непорочностью жизни и всякой

День воскресный

Из книги Три нью-йоркских осени автора Кублицкий Георгий Иванович

День воскресный Сегодня воскресенье.Не знаю, как начинается оно в пригородах. Мне знакомы лишь воскресенья на Манхэттене, куда жители пригородов стягиваются для праздничных развлечений и, так сказать, греховных удовольствий.Ранним воскресным утром центр Нью-Йорка

Воскресный день на Уэмбли

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Воскресный день на Уэмбли «Таймс» 23 мая 1924 г.Сэр! Хотелось бы надеяться, что демократически избранное правительство позаботится о том, чтобы и малоимущие граждане получили возможность лицезреть замечательное представление на Уэмбли. Для многих, если не для большинства

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни) I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день)

Из книги Проповедь под горой автора Сербский Николай Велимирович

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день) ...Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас... (Еф. 4:6) ...Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... (Рим. 8:14) ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... (Мф. 18:10) Все люди - сыновья царские,

Воскресный день

Из книги Дидахи, или учение Господа, переданное через апостолов автора Автор неизвестен

Воскресный день В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59 Во время оно, рече Иисус народу иудейскому и Первосвященникам: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне; иже есть от Бога, глаголов Божиих

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Без учета серии 50 Альбом Атласы чудес Библиотека мифов и сказок Библиотека философии и политики Большая коллекция Большая коллекция. Герои истории Большая_коллекция. Изобразительное искусство Большая коллекция. История мира Большая коллекция. История России Большая коллекция русских художников Большая художественная галерея Великие полотна Военный костюм Грани русской цивилизации Декорации интерьеров Живописная Россия Знаменитые художники мира Золотой фонд Иллюстрированная энциклопедия Историческая библиотека История живописи История и шедевры История искусств История костюма История мировой живописи История русской живописи Классика мирового искусства Книга героев Книжная классика Костюмы народов мира Красота природы Культура и традиции Культура и традиции. Декор и орнамент Культура и традиции. Архитектура Культура и традиции. Животные Культура и традиции. Растения Курс женских рукоделий Легендарная Русь Мастера живописи. Зарубежные художники Мастера живописи. Русские художники Мастера живописи. Эпохи. Стили. Направления Мировая классическая библиотека Мировое путешествие Музеи мира Мы русские Обо всем на свете Образ России Памятники мировой культуры Православие Русская классическая библиотека Русская книга Русская семья. Книги для детей Русская традиция Русские памятники Русский исторический роман Самые знаменитые Святоотеческое наследие Храмы России Христианское знание Шедевры живописи Шедевры иллюстрации Энциклопедии и словари Энциклопедия мирового искусства Энциклопедия русской жизни Большая коллекция. Архитектура Большая историческая библиотека Мастера живописи. Золотой фонд Памятники культуры Галерея русской живописи -Русская сказка -Великие мастера -Русская история в картинах -Шедевры от А до Я Детский альбом Занимательные науки Исторический роман История для детей История России -Герои русской истории -Русские победы -Древняя Русь -Цари и императоры -Записки путешественника -Москвоведение -Православная культура -Русский быт -Русская словесность -История XX века -Изобразительное искусство Коллекция сказок Мифы Мой первый учебник Моя первая книга -Занимательные науки -Детский фольклор Приключения и фантастика Рассказы по истории Русская история Русская поэзия Русская школа Сказки о художниках Сказочная кладовая Читаем после букваря Читаем сами Энциклопедия живописи для детей Энциклопедия малыша Энциклопедия тайн и загадок Вселенной Русская сказка в иллюстрациях И.Я. Билибина Русские сказки в иллюстрациях Сказки и басни

Многие новоначальные христиане задаются вопросом — Как по-православному провести воскресный день? Попробуем ответить на этот вопрос. Время праздника - время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.

С каким же усердием должны мы отозваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое воскресенье с особенной силой и настойчивостью зовет нас святая Церковь в дом Божий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, говорит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их».

Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.

Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и труда­ми, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.

Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.

Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

Авва Дула, ученик преподобного Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней».

Молитва, - это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом - воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), - пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, - говорит святитель Василий Великий, - то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, - живым ли голосом, или через писание кто говорит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресенье - Прим. Ред.) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16: 1-2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нарушим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чтили праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, - говорит один древний христианский писатель, - служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по слабости уже не могут выходить из дома и заниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподобной Марфы, рассказывая о том, как почитала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапезы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость некоторых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздников: создав странноприимницу и больницу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усердием: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Теперь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные собеседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но богатым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспоминал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, - станем вместе ходить в церковь, - я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, - делить пополам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавили добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто находил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». - Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, - стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удовольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоянно в напряжении, но ему необходим и отдых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; - поэтому лучшей радостью христианина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не запрещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, - посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятельно рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и предаваться излишествам всякого рода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

Азбука Веры

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы