Как погиб ослябя. Александр пересвет и родион ослябя. Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Как погиб ослябя. Александр пересвет и родион ослябя. Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тема: «Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя». Работа ученика 7 А класса МБОУ СОШ № 14 Ермолаева Сергея Владимировича, руководитель: Леонтьева Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Введение.

На уроках литературы мы каждый год изучаем былины. Их герои - богатыри, защитники земли Русской, ее границ, государственности, культуры, чести и достоинства. Мы знаем, что былинный богатырь - это собирательный образ, включающий в себя все лучшие черты и качества мужчины: храбрость, силу, мужественность, доброту, веру в справедливость, способность наказать обидчика, защитить слабого, сберечь духовные и материальные ценности. Понятно, что обычному человеку трудно и даже практически невозможно сочетать в себе все эти качества. Или все-таки возможно?

Цель нашей работы - изучить жизнь русских воинов-монахов Александра Пересвета и Родиона (в монашестве Андрея) Осляби и на их примере доказать, что богатыри - не выдумка народа. Они существовали на самом деле. И подвиги, совершенные ими, возможны только благодаря высокой духовной силе, которой они обладали.

В нашем Отечестве есть великий сонм людей Божиих, служивших Христу на ниве богоугодной жизни, сынов света духовного. Здесь святители, святые и князи благоверные, блаженные юродивые и праведные миряне, преподобные воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины, соединившие в своем житии последние два подвига воедино, став преподобномучениками. Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно двум неугасимым лампадам над их священными гробами: это Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Для них уже загорелся и невечереющий день в вечном царствии Христовом.

Биография Пересвета и Осляби.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — ”Задонщине” — вполне определенно, что он был ”бряньский боярин”. Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище” — о том, что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: ”брянские бояре”. Есть также версия, что Ослябя был двоюродным братом Пересвета.

С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.

Об их жизни известно очень мало. В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Доподлинно же о святых монахах-воинах можно сказать с некоторыми подробностями и вкраплением редких фактов очень кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть и венец всего: рождение в жизнь вечную — спасение души и ожидание воскресения во Царствии Любви, Света и Правды, чтобы вместе с Господем быть.

Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.

Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Можно только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. Ясно достоверно только то, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.

Татаро-монгольское нашествие.

Великое испытание выпало на долю русского народа в тринадцатом-четырнадцатом веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Разбойников было несметное количество. Огромные страшные потери понесла земля родная под иноплеменным ярмом. На Руси же тогда царствовала междоусобица...

В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, поскольку они будто бы владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше. Поэтому усердный молитвенник пред Господом Сергий Радонежский, узнав волю Божию, решился послать на битву духоносных монахов. Нужно было воодушевить русское воинство.

Благословение Сергия Радонежского .

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов.

Великий князь попросил: ”Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься”.

Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя крестом святым и сказал ему: ”Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником”. А тайно предсказал ему: ”Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…... Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь”. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях.

Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергий ”вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божий: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение.

Молитва перед битвой.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина.
Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Челубей.

Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Он был любимым батыром Мамая. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. По одной из версий, он входил в секту воинов; исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г)-по”. Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в них. Челубей был самой высокой степени посвящения в этой секте. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен!

Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монахов-воинов.

Поединок Пересвета с Челубеем.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Подвиг Андрея Осляби.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. По наиболее распространённой версии, Андрей Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Значение Куликовской битвы.

21 сентября отмечаются две знаменательные даты: первая - это духовный праздник - Рождество Богородицы, второй - годовщина Куликовской битвы. На Куликово поле во главе своих дружин отправились несколько русских князей, но вернулись они оттуда - единым русским народом.

На Куликовом поле была основана великая империя - московская Русь. Но не только величие русского народа проявилось в этой битве. Тогда в составе русских войск были и представители других народов, которые сложили свои головы в этом же сражении. Другие народы всегда приходили к нам на помощь и бились вместе с русскими. Каждый народ внёс свою лепту в строительство нашей великой Империи. И каждый этот взнос для нас очень дорог. Это праздник всех народов великой России - только вместе мы сила!

Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань стали основными причинами замысла правителя Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь. На поле Куликовом сошлось более 300 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания. В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и тысячи простых воинов. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение.

Древний бытописатель горестно замечает: “Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил... И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся”.

После битвы князь Димитрий стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. «Даже деревья от великия печали преклонилися». Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.

Русь одолела могущественных варваров и поверила бесповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” бесславно. Летописец восклицает: “Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”. Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святых Радонежских.

Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. А Пересвета и Ослябю схоронили не здесь, а в Старом Симоновом монастыре близ Москвы. Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия...

Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы..., а вернулись единым русским народом!

Димитрий Донской пробыл на Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”

При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова: “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.

Куликовская битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени “Задонщина” сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве, ведь победе на Куликовом поле предшествовала нравственная победа русского народа, противоставшего соблазнам и искушениям. Эта традиция духовного подвига в борьбе с духом времени остается актуальной и в современной России.

Благодарность и память потомков.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя пречислены к лику святых как святые воины-монахи.

Героям Куликовской битвы, воинам Пересвету и Ослябе будет поставлен памятник в Москве.

В честь Андрея Осляби и Александра Пересвета были названы броненосецы Российского флота, погибшие в русско-японской войне. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Имя и подвиг героя-монаха Пересвета знает любой школьник, потому что школьной программой по истории России предусмотрено изучение Куликовской битвы. Имя Родиона Осляби не знает почти никто. Меня на изучение его биографии натолкнула случайно увиденная картина Павла Рыженко «Ослябя». Заинтересовало необычное имя, а потом возник вопрос, почему этот герой незаслуженно забыт? Теперь, изучив биографию и выступив с докладом на конференции, я постарался отдать должное уважение памяти святого монаха.

Выводы.

Таким образом, Александр Пересвет и Андрей Ослябя - это настоящие русские богатыри (не случайно в слове «богатырь» корень - бог -), воины-монахи, своим примером вдохновившие войско на победу.

Как подтверждает история нашего государства, все великие победы русской армии одержаны, в первую очередь, благодаря духовному превосходству наших воинов.

Церковь всегда благословляла нелегкое воинское служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани воинам.

Неслучайно на протяжении всей истории Государства Российского тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и державной силы России, символом доблести и чести воинства, его единения с русским народом, вокруг которого сплачивались все народы России.

Библиография

1. Аникин В. П. Ступенька к мудрости. М. Детская литература, 1988.

2. Демин В. Тайны русского народа. М. «Вече», 2006.

3. Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX - XVIII вв., М. Просвещение, 1991.

4. Святые воины Пересвет и Ослябя. Героизм силой Христовой и Христа ради!!!

localhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Святые%20воины%20Пересвет%20и%20Ослябя.%20Героизм%20силой%20Христовой%20и%20Христа%20ради!!!%20_%20Знаки%20исполнения%20времён.mht

5. Памятник героям Пересвету и Ослябе как память и символ возрождения России. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Памятник%20героям%20Пересвету%20и%20Ослябе%20как%20память%20и%20символ%20возрождения%20России.mht

6. Александр Пересвет. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Александр%20Пересвет.%20Обсуждение%20на%20LiveInternet%20-%20Российский%20Сервис%20Онлайн-Дневников.mht

преподобный Андрей Ослябя


Преподобный Андрей Радонежский Ослябя, в миру Родион или Роман родился в середине XIV века, предположительно, в Брянске, точная дата рождения не установлена.

  • До пострижения в монахи - любутский (город Любутск на Оке) и профессиональный военный. Возможно, командовал московской тысячей в Пьянском побоище.
  • Принял монашеский постриг с именем Андрей
  • 18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золочёных шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".
  • Воин-схимник Андрей принял участие на Куликовом поле. Возможно, что он пал в бою.
  • Однако, по другой версии, он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана, "чернец Родион Ослябя" назван в числе послов от великого князя в Царьград в 1398 году, а его сын Акинф - в числе бояр у святителя Киевского Фотия в 1425 году. Эти упоминания могут относиться к нему, а могут указывать на его родственников, традиционно нёсших службу у митрополитов.
  • После смерти (не ранее 1380 г.) был погребён у , рядом с преподобным Александром Пересветом.
  • Если подвиг Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве, древнейшие известные рассказы о ней умалчивают об Ослябе. Его имя не вошло и в большинство летописных списков убиенных на Куликовом поле, не находится оно и в синодиках павших. Лишь "Задонщина", изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби также говорит "Повесть о Мамаевом побоище".
  • Время местной канонизации преподобного Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша" . В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").
  • Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.
  • В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт большевицкой властью.и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были опять уничтожены и восстановлены только после начала восстановления храма в 1989 году. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но мощи были утрачены - так как это место было на много метров забетонировано
  • В 1981 году имя преподобного Андрея включено в состав Собора Радонежских святых.
  • 2-3 февраля 2016 г. - Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении ряда преподобного Андрея и преподобного Александра Пересвета.

И профессиональный военный. Возможно, командовал московской тысячей в Пьянском побоище .

По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Похоронен Ослябя вместе с Пересветом рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».

Пересвет и Ослябя в кино

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя» . Режиссёр Станислав Анатолиевич Подивилов , сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко . Россия, 2010 год, 30 мин. Кадры из мультфильма . В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». В 2011 году фильм был участником программы XXXIII Московского Международного кинофестиваля. Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT "2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых». Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю. Н. Озерова. Рязань, Октябрь 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, Октябрь 2011 г.

Дни памяти

Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Примечания

Литература

  • Благословение преподобного Сергия. Под редакцией В. Силовьева . Изд.совет Русской православной церкви, 2005 ISBN 5-94625-127-9
  • Титов А. А. Предание о ростовских князьях. М., 1885
  • Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской., М., 1996
  • Розанов Н. П. История церкви Рождества Пресвятые Богородицы на Старом Симонове в Москве. К её пятисотолетию (1370-1870). М., 1870
  • Марков С. Н. Земной круг. М., 1971

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Родион Ослябя" в других словарях:

    Ослябя: Родион Ослябя боярин, земляк Пересвета, инок Троице Сергиевского монастыря. Ослябя (броненосец) броненосец, участвовавший в Русско японской войне 1904 года и погибший в Цусимском сражении … Википедия

    ОСЛЯБЯ - (Родион Ослябя (XVI в.) инок Троице Сергиева монастыря, герой Куликовской битвы) С толпою прадедов за нами Ермак и Ослябя. Вейся, вейся, русское знамя, Веди через сушу и через хляби! Хл(910) (69) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя» Родион Ослябя (в монашестве Андрей, светское имя Родион либо Роман) (? 1380 либо после 1389) легендарный монах воин, земляк Пересвета, инок Троице Сергиевского монастыря. Причислен к лику святых.… … Википедия

    Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя» Родион Ослябя (в монашестве Андрей, светское имя Родион либо Роман) (? 1380 либо после 1389) легендарный монах воин, земляк Пересвета, инок Троице Сергиевского монастыря. Причислен к лику святых.… … Википедия - (? после 1398) герой Куликовской битвы, монах Троице Сергиева монастыря. В 1398 ездил с московским посольством в Византию … Большой Энциклопедический словарь

    Ослябя (Роман, в монашестве Родион) боярин, инок Троице Сергиевой лавры. По сказаниям о Мамаевом побоище, он сопровождал, вместе с иноком Пересветом, великого князя Димитрия в походе против татар, по повелению святого Сергия, и принимал участие … Биографический словарь

    - (светское имя ≈ Роман) (умер после 1398, Москва), участник Куликовской битвы 1380, монах Троице Сергиева монастыря, до пострижения ≈ боярин. Сопровождал с Пересветом в 1380 великого князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. В 1398… … Большая советская энциклопедия

Святой преподобный Андриан в миру - Родион Ослябя. Один из знаменитых исторических персонажей Древней Руси, герой знаменитого сражения с мамайским войском в ходе Куликовской битвы. Его имя увековечено не только православной церковью, но и современной культурой - именем Родиона Осляби назван теплоход Волжской речной флотилии.

Родион Ослябя: биография до...

Родион был уроженцем Брянщины. Родился предположительно в городе Любутске. Происходил из древнего боярского рода и имел близкое родство с другим героем битвы на - Александром Пересветом. Считается, что они были братьями. Степень родства указывается как кровная. Но, возможно, они были двоюродными братьями. До пострижения в монахи Родион, как и его брат, служил в княжеском войске, участвовал в битвах против Литвы. Однако, предполагают, что именно неудачи в битвах с литовцами и привели братьев к решению уйти из мирской жизни. Они приняли постриг и ушли в Троице-Сергиев монастырь.

Изучая описания внешности Родиона Осляби, мы выясняем, что это был мужчина средних лет с "бурыми усами и пышной бородой". Кроме того, в некоторых источниках упоминается наличие у него сына Иакова, якобы погибшего с отцом в ходе Куликовского сражения. И Пересвет, и Ослябя были не только очень сильными мужчинами, но и опытными воинами, в том числе в деле управления войском. Иногда их даже называют полководцами.

Герой Куликовской битвы

Вместе с братом Родион Ослябя был отправлен преподобным Сергием Радонежским на праведную битву с полчищами ордынского хана Мамая, узурпировавшего власть в западной части расколовшейся Золотой Орды. Непризнанный властитель, не являвшийся Мамай решил при помощи ратных побед укрепить свою власть среди ордынских воинов.

Перед отправлением в княжеское войско Сергий Радонежский вместо доспехов надел на своих монахов плащи с вышитыми крестами как знак Божьего покровительства и защиты - Великую схиму. В ней, надетой на монашеское платье, и вышли они на бой. Сергий Радонежский благословил Пересвета и Ослябю перед походом чудотворной иконой Тихвинской Богоматери.

После знаменитого поединка Александра Пересвета и Челубея и их гибели два войска сошлись на Куликовом поле в жаркой битве. В первых рядах с первой же минуты доблестно сражался Родион Ослябя. Его вклад в битву во многом предрешил результат.

По одной из существующих версий, Родион Ослябя погиб в схватке с ордынцами на Куликовом поле, а по другой - вернулся в свой монастырь и продолжил службу.

Биография после...

После победы над войском Мамая и потери брата Родион Ослябя вернулся обратно в Троице-Сергиеву обитель. Однако после воцарения Василия I был направлен к византийскому императору с посольством, имевшим благотворительную миссию - доставку помощи пострадавшему от войска турецкого султана Баязета Царьграду. Вернулся в Москву с иконой Спаса в качестве благодарственного подарка московскому князю от византийского императора. Возможно, за свои заслуги Родион Ослябя был награжден наделом земли в районе Коломны, где возникло село Ослебятиевское, упоминавшееся во владениях, приобретенных женой Василия I Евдокией Дмитриевной.

Родион Ослябя - монах-воин - после смерти был похоронен в Симоновском монастыре Москвы.

А была ли находка?

В XVIII веке в Богородице-Рождественском храме монастыря начали разбирать колокольню. Высказывается мысль о том, что в ходе этих работ был обнаружен кирпичный склеп, пол которого покрывали безымянные надгробия, после снятия коих строители обнаружили саркофаги Александра Пересвета и Родиона Осляби.

Со временем над ними были установлены надгробия. Они были уничтожены дважды: в 1794 и 1928 году. И только в 1989-м были созданы в третий раз - теперь по инициативе художника П. Д. Корина. Над местом захоронения героев Куликовской битвы было установлено деревянное надгробие, в точности копирующее первый его чугунный вариант. К предполагаемой могиле открыт доступ всем желающим. Однако до сих пор неизвестно, здесь ли на самом деле покоятся останки Пересвета и Осляби. Но рядом с могилами установлены драгоценные лампады, изготовленные на средства Военно-морского ведомства Императорской России.

Именем твоим...

В середине XIX века в состав российского флота были включены корабли, названные именами героев-монахов Куликовского сражения - "Пересвет" и "Ослябя". Последний был паровым 45-пушечным фрегатом, построенным на одной из балтийских верфей в 1860 году и находившимся в боевом строю до 1874 года. В ходе гражданской войны в США, когда объединенный флот южан и англичан оказал сильное давление на северян, Авраам Линкольн обратился за помощью к русскому императору Александру II. 24 сентября 1863 года эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского участвовала в спасении Нью-Йорка. В 1864 году "Ослябя" принял участие в походе в Средиземное море.

В 1901-м со стапелей балтийских верфей сошел новый винтовой корабль "Ослябя". Он геройски сражался в Цусимском сражении в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг., не уронив чести имени, которым был назван. В битве он возглавлял левую колонну военной эскадры, получил пробоины и затонул. Вместе с судном погибли и 514 человек экипажа из 899.

"Родион Ослябя" опять в строю

В 2005 году приказом Главкома Военно-морского флота России одному из многопалубных десантных кораблей Тихоокеанского флота, предназначенному для транспортировки и высадки десанта с боевой техникой, было присвоено имя "Ослябя".

С февраля по май 2017-го теплоход "Родион Ослябя" проходил плановый ремонт в доках: были приведены в рабочее состояние все двигатели, отремонтированы насосы и трубопроводы, винторулевой комплекс, произведена полная пескоструйная очистка старых секций и окраска новых, отремонтирован корпус. Помимо этого была осуществлена и модернизация судна: переоборудована гидравлическая система люков, надстройка с палубами. Техническое сопровождение работ велось круглосуточно.

Причислен к лику святых в Русской православной церкви .

Родио́н Осля́бя

Пересвет и Ослябя на рисунке Виктора Васнецова .
Смерть
В лике святой
День памяти 7 сентября

По наиболее распространённой версии, Родион Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1389 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок . Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра Пересвета. Но всё это лишь косвенно может свидетельствовать, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у митрополитов Московских. Другое объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 года может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нёс службу у митрополитов Московских и потому имена представителей рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) - встречаются на протяжении нескольких десятилетий.

Похоронен Ослябя вместе с Пересветом рядом с деревянным храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в «каменной палатке».

Возможно, имел сына Якова, также участника Куликовской битвы.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы.

Почтовый блок России 2014 года - Сергий Радонежский (справа Пересвет и Андрей Ослябя)

Разночтения в монашеском имени Осляби

Пересвет и Ослябя в кино

В 2010 году вышел в свет анимационный фильм «Пересвет и Ослябя». Режиссёр Станислав Анатолиевич Подивилов, сценарист Кирилл Кириллович Немирович-Данченко, 30 мин. В феврале 2011 года фильм «Пересвет и Ослябя» был представлен на VI Международном Православном Сретенском кинофестивале «Встреча» и получил приз в номинации «Приз зрительских симпатий». Лауреат VІI Международного фестиваля христианских фильмов и телепрограмм «MAGNIFICAT "2011». Минск 2011 г. Приз «Серебряный Ангел» за «Яркое выразительное решение темы православных святых», Диплом IX Международного фестиваля военного кино (IX МФВК) имени Ю. Н. Озерова. Рязань, 2011 г., Приз за «Лучший анимационный фильм, посвященный служению церкви и Отечеству» XIII Кубанского Международного православного кинофестиваля «Вечевой колокол». Краснодар, 2011 г.

В 2018 году вышел художественный фильм «Александр Пересвет - Куликово эхо». В роли Осляби - Сергей Бадюк .

Дни памяти

Александр Пересвет и Родион Ослябя (под именем Андрей) причислены Русской православной церковью к лику святых в чине преподобных . День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Примечания

  1. Ослябя // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  3. Ослябя, Родион // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы