Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Многообразие путей познания Пословицы и поговорки

Многообразие путей познания и форм человеческого познания. Многообразие путей познания Пословицы и поговорки

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Существует множество путей познания мира. Один из них – это наука и философия. К ненаучным формам познания относятся мифология, религия, искусство, литература, жизненный опыт, народная мудрость.

Философия и наука существовали не на всех ступенях развития человеческого общества, не во все времена и не у всех народов.

Наука – сфера человеческой деятельности, задачей которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания, выражаются в точных понятиях, истинность этих знаний проверяется и доказывается на практике. Основные положения научного знания:

1. Признание реальности мира

2. Признание познаваемости мира человеком

3. Убеждение в разумности и закономерности мирового устройства.

Философия. Понятие «философия» появилось у древних греков и часто переводится как «любовь к мудрости» («любомудрие»; греч. «филео» – любовь, «софия» – мудрость).

Философия в отличие от частных наук, религии и искусства не ограничивается одним предметом или сферой реальности. Философия пытается охватить и естественный мир, и сверхъестественный, и внутренний мир человека. У философии нет конкретного предмета, ибо вопросы, которые ставит философия, слишком глобальны и сложны. Предмет – это то, что можно строго очертить. А философское содержание можно усмотреть повсюду. Стремясь охватить весь мир в его единстве, философия ставит вопросы предельного характера: Какова сущность мира? В чём его первоистоки? По каким законам устроен и развивается мир, или же в нём нет никаких законов? Почему так устроен мир? В чём смысл истории общества? Каков смысл жизни человека? А может быть, нет никакого смысла и предназначения, и жизнь человека – всего лишь воля слепой случайности? Познаваем ли мир? и т. д. Содержание философии можно усмотреть во всём существующем. Философия рассматривает этот многогранный мир со всех сторон, стремится охватить всю реальность в её единстве. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством.

Философия имеет свой особый метод – рациональный (от лат. rationalis – разумный) способ объяснения действительности. Философия стремится к логической аргументированности и обоснованности. Этим она отличается от таких форм духовной культуры как религия, мифология и искусство, которые не ставят задачи его рационально объяснять. Философское знание основывается не на вере, художественном образе или фантазии, а на разуме.

Ненаучное познание

Мифология. Миф – это самая древняя форма общественного сознания.Она возникла как ответ на вопросы человека о происхождении и устройстве мира, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Создавая мифы, древние люди пытались объяснить происхождение мира и человека, не ставя своей целью что-либо доказывать; их фантастические представления принимались на веру.

Главные предпосылки мифологической логики: 1) первобытный человек не выделял себя из окружающей среды; 2) мышление человека сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, и было почти неотделимо от эмоциональной сферы.

Можно выделить следующие черты мифологического сознания:

1) очеловечивание всей природы, антропоморфность (человек перенёс свои черты на внешний мир, наделил мир своими свойствами и качествами; природным объектам, явлениям приписывались одушевлённость, разумность, человеческие чувства и нередко – человеческая внешность); 2) зооморфность (мифологическим предкам придавались черты животных).

Главные функции мифа:

1) объяснение миропорядка;

2) регулирование сложившихся общественных отношений.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе не только средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния, но и выполняет функцию регулятора общественных отношений. Познавательное отношение людей к миру закреплялось в коллективной памяти, в обязательном соблюдении неписаных требований и запретов (табу). Поступки и действия героев закреплялись в традициях и становились эталонами поведения людей.

Мифологическое сознание мы можем наблюдать и в сегодняшней жизни. Появившись в первобытный период человеческой истории, мифология не исчезла, а продолжает существовать наряду с другими – религиозными и философскими – представлениями. Так, например, ребёнок от рождения примерно до трёх лет находится в мифологическом пространстве. Он не выделяет себя из мира, и всё окружающее для него такое же, как он сам. Если ребёнок ударился о стол, он стучит по нему, пытаясь наказать предмет, причинивший ему боль. На детских рисунках неодушевлённые предметы могут изображаться с глазами, ушами, улыбками. Всё вокруг в детском восприятии живёт и чувствует.

Религия. Предметом религии является сверхъестественный мир (духовный), который нельзя потрогать и где невозможно поставить эксперимент. К тому же религия не ставит своей задачей что-либо доказывать, у религии другое назначение – единение внутреннего мира с Богом. Religio (лат.) – связь, воссоединение; набожность, святыня, предмет культа, благочестие. Религия – это мировоззрение и соответствующее поведение, основанное на вере человека в Бога (в язычестве – богов). Религия ставит перед человеком задачу духовного совершенствования и «восстановления связи с Богом».



Искусство и литература. Предметом искусства и литературы является, как правило, внутренний, душевный мир человека, в котором в различных формах отражается мир внешний. Искусство выражает и передаёт чувства, настроения, переживания и пользуется художественными образами.

Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Большое количество знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца, повара, лекаря, строителя и т.д. Обязательным способом формирования практического знания являлось обучение у опытного наставника, мастера, умельца. В процессе обучения, труда, наблюдательности и проявления сноровки формируется профессиональное мастерство. В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причём усваивает их без специальных усилий, действуя по образцу.

Народная мудрость. Возрастание объёма и усложнение деятельности людей приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщённый опыт разных людей и даже многих поколений. Эти обобщённые практические знания составляют основу народной мудрости. Народная мудрость выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, загадках, сказках и т.д.
























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о многообразии человеческих знаний, особенностей ненаучного познания мира;

Задачи:

  • познакомиться с видами и уровнями знаний человека;
  • развивать у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации;
  • анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции у учащихся.

Технологии: Дифференцированного обучения; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; развитие критического мышления.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества знаний;

2. Развитие научно-исследовательских и творческих способностей;

3. Активная жизненная позиция;

4. Способность сознательно регулировать свою деятельность;

5. Навык и умение выделять изучаемые вопросы в тексте при подготовке к ЕГЭ.

Ученики научатся:

  • определять проблемы познаваемости мира;
  • анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;
  • осуществлять поиск нужной информации, выделять главное;

Основные понятия урока:

  • Ненаучное познание;
  • Народная мудрость;
  • Паранаука;
  • Практический опыт;
  • Искусство;
  • Гносеология;
  • Эсхатология.

Тип урока: деловая игра.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: “В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское. И не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.

Нужна ли человеку вера в чудесное?

Какую роль играет фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Предварительная подготовка

Класс разделён на группы, каждая из которых представляет определённую роль убеждённых сторонников своих ненаучных способов познания мира и истины.

Условие одно: все должны быть убедительны во время представления своего способа познания

1. Миф и познание мира

5. Там, где кончается наука.

Тема урока “Многообразие путей познания мира”

План урока:

1. Миф и познание мира

2. “И опыт, сын ошибок трудных”

3. Народная мудрость и здравый смысл

4. Познание средствами искусства

5. Там, где кончается наука.

2. Новый материал:

Работа команды “Мифология”

Презентация “Мифы как познание мира”

Класс работает в тетрадях.

Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нём.

Миф – предшественник науки в её преобразовательной и познавательной роли.

Запись в тетрадь: Роль и значение мифа:

1. Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

2. Мифы сохраняют жизненный опыт народов;

3. Обеспечивает преемственность культурного опыта;

4. Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Эсхатология – “мифы о конце света, о конце времени” - “Миф о всемирном потопе”

Гносеологизм - философское учение, не отвергает сложности познания, и утверждает, что мир познать возможно.

Основные тематические циклы мифов:

Космогонические мифы - о происхождении мира и Вселенной;

Антропогонистические мифы - о происхождении человека;

О культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

Эсхалогические мифы- мифы о “конце света”;

Биографические – рождение, брак, смерть героев.

Работа группы 2. “И опыт, сын ошибок трудных”

Презентация и выступление.

Классу предлагают ленточку и ножницы. Задание: попробуйте отрезать “кусочек” ленты “чуть-чуть” (все ученики отрезают ленту, но у всех она разной длины.

Какая практическая деятельность или житейская ситуация породили следующие пословицы?

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, плотник без дверей.

Запись в тетрадь:

1. Опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

2. Его особенность – получение знания не самоцель, а “побочный продукт”;

3. Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;

4. Практическому знанию свойственен свой язык: “чуть-чуть”, “на глазок”;

5. Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения.

Работа группы 3 “Народная мудрость и здравый смысл ”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

- Народная мудрость – своеобразный свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

- Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.

Приветите примеры народной мудрости:

В чужом доме не указывать;

Из чёрного не сделать белого;

В лес дров не носят;

Что имеем не храним, потерявши плачем;

Ласковое слово и кошке приятно;

Всё идёт как по маслу;

Плох тот солдат, кто не метит в генералы;

Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да уму – разуму научил;

С миру по нитке – голому рубаха;

По таланту и успех.

Можно использовать литературное произведение “ Шемякин суд ”

Работа группы 4 “Познание средствами искусства”

Презентация и выступление.

Запись в тетрадь:

Особенность познания - художественное обобщение, образ. Помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Признаки художественного познания:

1. Отражение мира в художественных образах.

2. Субъективность образа.

3. Вместо доказательств – эмоциональная убедительность образов.

4. Особый язык искусства – символы, аллегории, метафоры.

Работа группы 5 “Там, где кончается наука”

Презентация и выступление

Запись в тетрадь:

Паранаука – околонаучное знание, характерные черты которого - туманность, загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Претензия на универсальность;

Завышенные претензии на внимание к себе;

Нередко нетерпимость к традиционной науке.

1. Познавательные возможности человека и общества ограниченны, а объекты познания безграничны.

2. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

3. Подведём итоги работы всех групп: С какими ненаучными способами познания мира мы познакомились?

4. Какой из всех вам показался самым убедительным?

Работа с заданиями в форме ЕГЭ по теме “Ненаучное познание мира”

(Презентация подготовлена учителем из заданий ЕГЭ по блокам А и В, С)

В 1- искусство;

В 2- абстрагирование; эксперимент;

В 3 -3412; 3412;

С 7 – две особенности художественного вымысла: искусство может выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами.

1. образное отражение мира;

2. опора на единичное, неповторимое;

3. условный характер создаваемых произведений.

С8. составить план ответа

1. Познание как процесс познаваемости мира.

2. Основные пути ненаучного познания:

Б) жизненная практика

В) народная мудрость

Г) искусство как специфическая форма познания

3. Научное познание и его особенности

А) теоретический характер знаний

Б) стремление к объективности

В) доказательность

Г) системность.

Рефлексия.

Поблагодарить всех за работу на уроке.

  • Какой способ познания вызвал у Вас эмоциональное впечатление?
  • Деловое настроение?
  • С каким методом Вам предстоит постоянно познавать мир во взрослой жизни?

Домашнее задание: параграф 23.

Использованная литература.

1. Боголюбов Л.Н. “Обществознание. Профильный уровень 10 класс”, Москва, 2008 г.

2. Сорокина Е.Н. “Поурочные разработки по обществознанию 10 класс. Профильный уровень”, Москва 2008 г.

3. Тесты ЕГЭ 2012-2013 года. Издательство “Экзамен”, 2013 г.

Обществознание 10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира

Цель: объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

Задачи :

    ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока : урок - деловая игра.

Ход урока

I. Организационный момент

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Миф и познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных...»

3. Народная мудрость и здравый смысл.

4. Познание средствами искусства.

5. Там, где кончается наука.

II. Новый материал

Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по . Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа познания. А для этого вам придется поработать с материалами параграфа и дополнительными материалами.

Группа 1 готовит выступление в защиту мифологических знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 2 готовит выступление в защиту обыденных знаний, используя п. 2 «И опыт, сын ошибок трудных...» § 23 и дополнительный материал.

Группа 3 готовит выступление в защиту народной мудрости и здравого смысла, используя п. 3 «Народная мудрость и здравый смысл» § 23 и дополнительный материал.

Группа 4 готовит выступление в защиту художественно-образных знаний, используя п. 1 «Миф и познание мира» § 23 и дополнительный материал.

Группа 5 готовит выступление в защиту паранаучных знаний, используя п, 4 «Там, где кончается наука» § 23 и дополнительный материал.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании «круглого », опираясь на вопросы и задания.

Материал для группы 1

Мифология

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщение») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф - это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф - это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, предстает, по определению русского философа, религиозного мыслителя Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), магическое слово (имя), т. е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф - предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии - то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

Перед вами один из древних греческих мифов, прочитайте его и ответьте на вопросы к нему.

Первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб (мрак) и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Неотвратимость, Радость, Дружба, Сострадание, Мойры (богини судьбы) и Геспериды (нимфы, хранительницы золотых яблок вечной молодости).

От союза Ночи, Воздуха и Дня возникли Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепление души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида (мысль), титаны, Тартар (пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже Аида), три эриннии, или фурии (богини мести и угрызений совести).

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога- обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они - потомки белых обезьян.

Миф - первая форма познания и объяснения общества

Основные тематические циклы мифов:

космогонические мифы - мифы о происхождении мира и Вселенной;

антропогонистические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;

мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;

эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времени;

биографические мотивы - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

создаем картину целостной жизни народа;

мифы сохраняют жизненный опыт народов;

постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей;

обеспечивает преемственность культурного опыта;

передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2

Историк прошлого века С. М. Соловьев описал строительство Успенского собора в Московском Кремле. Прочитайте текст и подумайте, какие практические знания появились у русского народа в ходе сооружения собора.

Из «Истории России с древнейших времен»

Главным украшением города считался соборный храм, и Москва менее всего могла похвалиться этим украшением. Соборная церковь Успения, построенная при Калите, уже успела так обветшать, что своды тронулись, и потому принуждены были подпереть здание толстыми деревянными столпами; надобно было думать о построении другой церкви, и вот в 1472 г. митрополит Филипп призвал двух мастеров - Кривцова да Мышкина - и спросил их, возьмутся ли они построить церковь такую же, как владимирский собор Богородицы. Мастера взялись, и митрополит назначил большой сбор серебра со всех священников и монастырей на церковное строение, а бояре и гости добровольно давали деньги; когда серебро было собрано, приступили к делу, разрушили старую церковь и начали строить новую; но когда на третий год стали сводить своды, здание рухнуло. Великий князь послал во Псков за тамошними мастерами, пришедшими из Немецкой земли; мастера приехали, осмотрели рухнувшее здание, похвалили гладкость работы, но похулили известь, которая растворялась жидко, не клеевито, что и было главною причиною непрочности дела. Псковским мастерам, однако, не дали поправить ошибку Кривцова и Мышкина; по всем вероятностям, София Фоминична, приехавшая незадолго перед тем в Москву, уговорила мужа вызвать из Италии более надежного художника, и великий князь, отправляя в Венецию Семена Толбузина, велел ему искать там церковного мастера. Толбузин нашел в Венеции много мастеров, но только один из них согласился ехать в Москву за десять рублей в месяц жалованья; то был болонский уроженец Аристотель Фиораванти; и его даже насилу отпустили с Толбузиным, Аристотель привез сына Андрея и ученика Петра; осмотревши старые церковные работы, он похвалил гладкость их, но сказал, что известь не клеевита и камень не тверд, почему и объявил, что начнет все делать снова; остатки прежнего строения разбил стенобитною машиною - бараном. «Удивительное дело, - говорит летописец. - Три года делали, а он меньше чем в неделю развалил, не успевали выносить камень». Аристотель съездил и во Владимир; осмотревши тамошнюю церковь, он похвалил ее и сказал; «Это работа каких-нибудь наших мастеров». Печь для обжигания кирпича он устроил за Андроньевым монастырем, делал кирпичи уже прежних, но продолговатее и тверже; чтоб разломить их, нужно было прежде в воде размачивать; известь также велел мешать густо, так что когда засохнет, то и ножом нельзя расколупать; для поднятия камней вверх Аристотель сделал колесо; чудно было смотреть, как поднимали колесом камни, прицепив их за веревку. В 1475 г. начал Аристотель свои работы, в 1479-м кончил. Освящение соборной церкви Иоанн праздновал великолепно: велел раздать милостыню на весь город, угостил обедом митрополита, епископов, архимандритов и всех бояр; на следующий день митрополит и все соборы (белое духовенство) обедали у государя в средней горнице, а сам великий князь стоял перед ними и с сыном своим. Все соборы ели и пили на дворе великокняжеском семь дней. Но построением Успенского собора не ограничилась деятельность Аристотеля, ибо он был не только искусный муроль (архитектор), но умел также лить пушки и стрелять из них, лить колокола, чеканить монету.

Прочитайте эпизод из рассказа Н. С. Лескова «Левша», где царь в мелкоскоп рассматривает работу - подковы на ногах механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и ответьте на допрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной задачей: подковать блоху.

Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал.

И твое имя тут есть? - спросил государь.

Никак нет, - отвечал левша, - моего одного и нет.

Почему же?

А потому, что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, - там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши.

Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили следующие пословицы и поговорки? Продолжите их ряд, подобрав свои примеры.

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Покупатель дома нахваливает, а купец - в лавке.

Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

«И опыт, сын ошибок трудных...»

Опыт повседневной жизни (жизненная практика) - особый способ познания мира.

Его особенность - получение знаний не самоцель, а «побочный продукт».

Способ формирования практического знания - трудовая деятельность.

Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него.

Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».

Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).

Материал для группы 3

Перед вами русские народные сказки и пословицы на социально- бытовые темы. Познакомившись с ними, постарайтесь доказать правомерность высказывания Н. А. Некрасова: «Русские народные предания, пословицы... наконец, русские народные сказки - память нашего давно минувшего, хранилище русской истории».

Упрямая жена

Жили муж с женой. Муж поехал на базар и купил коты. Приезжает домой. Жена поглядела: в мешке коты. «Муж, - говорит, - кому коты ку- гГйл?» - «Матушке».- «Умру! Зачем коты матери купил?»

День не ест, два не ест. Пришел муж: «Ну, что ты делаешь, за что умираешь?»- «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она не пьет, не ест, больна лежит. Опять муж приходит: «Ну, за что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке».

Она пуще захворала; послали за священником. Приходит муж: «Ну, за что умираешь?» - «Кому ты коты купил?» - «Матушке».

Пришел священник. Опять муж подходит. Она спрашивает: «Кому ты коты купил?» - «Матушке».- «Делай гроб, клади меня в гроб!»

Сделали гроб, положили в гроб, понесли хоронить. Муж подходит к ней: «Глупая! За что умираешь?» - «Скажи, кому коты купил?» - «Матушке!» - «Зарывайте меня в землю!»

Так и зарыли.

Шемякин суд

Жили-были два брата: один был богатый, другой бедный. Бедный пришел к богатому лошадь попросить. Богатый лошадь дал, а сбруи не дал. Ну, что делать бедному брату? Привязал телегу к хвосту, поехал в лес и нарубил большой воз дров. Приехал домой, ворота отворил, а телега застряла в них; лошадь дернулась - хвост оторвался. Приводит он к брату лошадь без хвоста, а брат рассердился: «Я тебя поведу к Шемяке-судье!»

Поехали. Ехали-ехали, ночь настала. Зашли к богатому купцу. Богатый с богатым сидят, едят, водку пьют, а бедняк лежит на печке; захотелось ему посмотреть, что кушают богатые, свесился с печки, не удержался, упал в колыбель и задавил ребенка. Купец закричал: «И я пойду к Шемяке-судье!»

Поехали уже втроем. Едут - по дороге большой мост. Бедняк и думает: «Все равно пропал я. Дай соскочу с моста и убьюсь». А внизу барин вез больного отца. Бедный соскочил с моста, да попал прямо на больного и убил его.

Барин запричитал: «И я пойду к Шемяке-судье!» Приезжают к судье. Богатый брат жалуется, а бедный завернул камень в платок и показывает судье. Шемяка-судья думает, что тот ему деньги хочет дать, и говорит богатому брату: «Отдай ему лошадь, и пусть он ее у себя держит, пока не вырастет хвост!»

Стал купец жаловаться, а бедняк опять на камень в платке судье показывает. Шемяка-судья говорит купцу: «Отдай ему жену, и пусть он ее у себя держит, пока не родится ребенок!»

Стал барин жаловаться, а бедняк опять Шемяке на камень в платке показывает. Он и говорит: «Ты, бедняк, встань под мостом, а ты, - говорит он барину, - соскочи на него и убей».

Когда ушли все, Шемяка зовет бедного мужика: деньги, мол, давай, а тот разворачивает платок и говорит: «Не по мне бы расудил, я бы Шемяку-судью убил!» Шемяка-судья обрадовался: «Слава богу, что я так рассудил!»

Вот приходит бедняк к брату за лошадью, а тот ему говорит: «Я дам тебе корову, несколько четвертей хлеба, только оставь лошадь!» Взял все это бедняк и пошел к купцу. Испугался купец и стал его просить: «Я дам тебе быка и несколько четвертей хлеба, только не бери хозяйку!» Взял все это бедняк и пошел к барину. «Ну, - говорит, - я стану под мостом, а ты на меня прыгай». Испугался барин прыгать с моста и просит: «Возьми лошадь и несколько четвертей хлеба, только не буду я прыгать...»

Взял это все себе бедняк и сейчас живет богато.

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

Иному горе - ученье, иному - мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Народная мудрость и здравый смысл

Народная мудрость - обобщенные практические знания.

Примеры народной мудрости:

афоризмы: «Любишь кататься - люби и саночки возить»;

поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

суждения: «Куй железо, пока горячо»;

загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».

Отличительная черта народной мудрости - свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

Здравый смысл - стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Материал для группы 4

1. Подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду».

2. Проанализируйте стихотворение.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по гражданской войне...

Как бы хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

Как они после забытые, бывшие –

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на нее,

Победившую,

Пусть непонятную,

Пусть непростившую

Землю родимую

И - умереть!

Полдень:

Березовый отсвет покоя.

В небе - российские купола,

И облака, будто белые кони,

Мчатся над сенью Сен-Женевьев де Буа.

3. Перед вами картина С. В. Иванова «В приказе московских времен».

Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII в., глядя на нее?

Познание средствами искусства

Произведения искусства помогают ощутить дух времени.

Особенность этой формы познания - художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.

Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.

Материал для группы 5

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика-экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М. Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соотетствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Там, где кончается наука Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.

Причина появления - ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

Паранаука отличается претензией на универсальность.

Завышенные претензии на внимание к себе.

Нередко нетерпимость к традиционной науке. Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока

Вот и закончилась наша пресс-конференция. Давайте подведем ее итоги.

С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились? Какой из них вам показался самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

Выполните задания к параграфу.

Домашнее задание

Выучите § 23, выполните задания.

Слайд 2

МИФ И ПОЗНАНИЕ МИРА

  • миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания;
  • совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего;
  • утверждает и принятую в данном обществе систему правил и ценностей.

Миф - это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей.

Слайд 3

Творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры или как превращение хаоса в

космос путем постепенного упорядочения.

Идзанаги и Идзанами, боги-прародители.

Слайд 4

Типология мифов.

  • Космогонические – мифы творения;
  • Эсхатологические – описывающие грядущую гибель;
  • Календарные - знания о смене времен года;
  • Биографические - рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Слайд 5

    Мифы, очищенные от ритуала и элементов святости, дали начало сказкам.

    К мифам же восходит и древний героический эпос.

    Слайд 6

    «И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ...»

    В отличие от науки, где знания - самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт»;

    Способом формирования практического знания являлось ученичество;

    Практическому знанию соответствует и свой язык: «на глазок», «чуть-чуть»...;

    практическое знание не претендует на теоретическое обоснование.

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни.

    Слайд 7

    Усложнение деятельности людей - необходимость фиксировать знания, достижения практики в виде

    описаний.

    НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ:

    свод рецептов поведения для разных случаев.

    Эти сведения усвоены стихийно, они неоднородны и противоречивы.

    стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, причем эти взгляды являются основанием для практической деятельности и морали.

    Слайд 8

    Пословицы и поговорки

    • Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
    • Пока железо в работе, его и ржа не берет.
    • Много спать – дело не знать.
    • Работа не волк, в лес не убежит.
    • Какие труды, такие и плоды.
    • Близок локоть, да не укусишь.
    • Весна год кормит.
    • Время лечит.
    • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
  • Слайд 9

    ПОЗНАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА – художественное освоение мира.

    Специфическим способом художественного познания является художественное обобщение, образ;

    Образ, как отражение действительности, обладает определенными свойствами реально существующего предмета, при этом яснее становится суть и предназначение обоих.

    В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В.Г.Белинский назвал «энциклопедией русской жизни».

    Слайд 10

    Образ не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов.

    Образ раскрывает в единичном, преходящем, случайном сущностное, неизменное, вечное.

    Боттичелли "РождениеВенеры»

    Слайд 11

    Слайд 12

    «паранаука» (от лат. para - после, при), т. е. околонаучное знание.

    Существуют достоверные факты, не вписывающиеся в сложившиеся научные системы.

    Паранаука использует сведения, не подтверждающиеся экспериментом, не вписывающиеся в принятые теории или противоречащие общепринятым и проверенным практикой научным знаниям.

    отличается претензией на универсальность и исключительность, прибегает к псевдонаучной терминологии, труднопереводимой и загадочной или бессмысленной.

    Для паранауки характерен уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам.

    Слайд 13

    «Человек рождается со сферическим биополем»

    • Что такое сферическое биополе?
    • Кто и как определил его сферичность?
    • На какое расстояние оно распространяется?
    • Если геометрически человек не точка, то значит ли это, что на разных участках тела биополе имеет разную толщину, чтобы оставаться сферой?
  • Слайд 14

    Источники:

    Павлова Анеля Васильевна учитель истории МБОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской обл.

    Посмотреть все слайды

    Тема урока: «

    1. Цели урока :

    § Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

    § Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    § Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

    2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

    3. Тип урока: урок - деловая игра

    4. Оборудование урока:

    Ø Мультимедиа

    Ø Материалы для групп

    5. Литература:

    · Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

    · Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

    · Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

    · Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

    · Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7.План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

    1. Цели урока :
    • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
    • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
    1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
    2. Тип урока: урок - деловая игра
    1. Оборудование урока:
    • Мультимедиа
    • Материалы для групп
    1. Литература:
    • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
    • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
    • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
    • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
    • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

    7. План урока:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    4.Познание средствами искусства.

    5.Паранаука.

    Ход урока.

    Методы и методические приемы

    Виды деятельности учащихся

    Прогнозируемый результат

    Организационный момент.

    мотивационный момент

    Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

    Давайте с вами отметим отсутствующих.

    Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

    Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

    • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
    • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

    Хорошо! Молодцы!

    Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

    Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

    Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    Искусства.

    5.Паранаука.

    Ребята, теперь запишите задание на урок:

    На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

    И в конце урока ответим на заданный вопрос.

    Я предлагаю Вам ролевую игру.

    Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

    Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

    Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

    Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

    Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

    Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

    Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

    провести урок в виде

    Заслушиваем выступление

    Итак, Какие знания дают мифы?

    Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

    Можно ли доверять опыту?

    Третья группа.

    В чем состоит народная мудрость?

    Задаю вопросы:

    Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

    Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

    Иному горе – ученье, иному – мученье.

    Не испортив дела, мастером не станешь.

    Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

    Примеры народной мудрости:

    Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

    Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

    Суждения: «Куй железо, пока горячо».

    Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

    4 группа:

    Помогает ли искусство лучше понять мир?

    5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

    вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

    – С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

    – Какой из них показался вам самым убедительным?

    Что объединяет все эти направления?

    Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

    Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

    Таким образом:

    Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

    Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

    Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

    Выставляю оценки…

    Отвечают на первый вопрос

    Отвечают на второй вопрос

    Ученики записывают в тетради тему и план урока.

    записывают

    Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

    Ученики делают выводы:

    докладывают

    отвечают

    перечисляют

    Думают и отвечают

    Дети записывают домашнее задание

    А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

    б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

    Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

    Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

    2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

    Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

    - космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

    - антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

    - мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

    - эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

    - биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

    Роль и значение мифов:

    - черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

    - создаем картину целостной жизни народа;

    - мифы сохраняют жизненный опыт народов;

    - постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

    - обеспечивает преемственность культурного опыта;

    - передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Специфика искусства:

    Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

    Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

    - паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

    - нередко нетерпимость к традиционной науке.

    1.Миф и познание мира.

    2. Жизненный опыт.

    3.Народная мудрость и здравый смысл.

    4.Познание средствами

    искусства.

    5.Паранаука.

    Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

    Материалы для группы 1.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

    Мифология.

    Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

    Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

    Что же такое миф и как он появился?

    Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

    Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

    Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

    В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

    Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

    • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

    В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

    В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

    В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

    Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

    Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

    Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

    Миф – первая форма познания и объяснения общества.

    Основные тематические циклы мифов:

    • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
    • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
    • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
    • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
    • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
    • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
    • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
    • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

    Особенности мифологического мышления:

    • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
    • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
    • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
    • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

    Роль и значение мифов:

    • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
    • Создаем картину целостной жизни народа.
    • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
    • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
    • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
    • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

    Материал для группы 2.

    • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    «И опыт, сын ошибок трудных…».

    Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

    • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
    • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
    • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
    • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
    • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
    • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
    • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
    • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
    • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
    • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
    • Ученики делают выводы:
    • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
    • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
    • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
    • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
    • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

    Материал для группы 3.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Народная мудрость и здравый смысл.

    Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

    На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

    Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

    Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

    Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

    • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
    • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
    • Примеры народной мудрости:
    • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
    • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
    • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
    • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
    • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
    • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
    • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
    • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
    • Верно указывает направление и способ деятельности.
    • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
    • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
    • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
    • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

    Материал для группы 4.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

    Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Познание средствами искусства.

    Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

    Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

    Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

    В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

    Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

    Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

    Специфика искусства:

    • оно является образным и наглядным;
    • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
    • воображение и фантазия познающего субъекта.
    • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
    • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
    • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
    • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
    • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

    Материал для группы 5.

    • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

    Там, где кончается наука.

    Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

    • Паранаука – околонаучное знание.
    • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
    • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

    Отличительные черты паранауки:

    • Паранаука отличается претензией на универсальность.
    • Завышенные претензии на внимание к себе.
    • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
    • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

    Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

    Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

    • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

    Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

    • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.


  • © 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы