Самоопределение человека или как найти свое место в жизни? Пойми чего ты хочешь

Самоопределение человека или как найти свое место в жизни? Пойми чего ты хочешь

03.10.2023

Бывает так, что мы чем-то занимаемся в жизни, порой достаточно успешно. Но все равно не довольны. Нам кажется, что надо только найти себя, понять свое место в жизни, и тогда все вокруг будет нас радовать. Но только вот как определить это «свое место»? Ведь многие даже не знают, чем им действительно хочется заниматься.

Иногда ко мне обращаются с просьбами: «Подскажите, чем мне лучше заняться?», «В какой области я смогу добиться успеха?», «В чем я смогу преуспеть?» Понятно, что лучший ответ на эти вопросы способен дать тот, кто эти вопросы задает. Почему? Потому что только он может понять, что ему нравится в жизни больше всего. Согласна, что определить это непросто. Но возможно! Для того, чтобы это сделать, я предлагаю Вам методику «Как найти свое предназначение». Выполнив задания, Вы сможете вспомнить свои мечты, определить свои сильные стороны и понять, как лучше всего задействовать Ваши таланты и способности.

Методика «Как найти свое предназначение»

Пункт 1. Вспомните себя и свои мечты.

Ответьте на вопросы:

  1. О чем Вы мечтали, когда были ребенком?
  2. Какие книги и фильмы нравились Вам больше всего? Почему?
  3. Какие герои нравились Вам больше всего? Почему?
  4. На кого Вы хотели быть похожей? Почему?
  5. Кем Вы хотели стать?
  6. Что хотели иметь?
  7. Что доставляло Вам особенное удовольствие?
  8. Что Вы могли делать бесконечно долго?

Обратите внимание на смысл книг и фильмов, поведение героев. Скорее всего, они Вам нравились, потому что Вам хотелось, чтобы у Вас было «так же».

Вам кажется, что Вы ничего не помните? Тогда полистайте альбомы со своими детскими фотографиями, расспросите родственников и знакомых о Вашем детстве. Может, Вы помните какой-то эпизод, что-то, что произошло с Вами, когда Вы были ребенком? Расскажите о нем кому-нибудь из своих друзей или надиктуйте на диктофон. Какие люди и предметы Вас окружали? Как выглядел дом, в котором Вы жили? Каким был двор, в котором Вы играли? С кем и во что Вы играли? Постепенно ответы на эти вопросы приведут Вас к воспоминаниям о том, кем Вы хотели стать и что Вам нравилось делать больше всего.

Подростковый возраст:

  1. Какими книгами Вы зачитывались?
  2. Что привлекало Вас в поведении героев книг и фильмов?
  3. В каких ситуациях Вы вспоминаете себя с довольной улыбкой на лице и гордостью за себя?
  4. За что Вас хвалили?
  5. О чем Вы фантазировали?
  6. Какой Вы представляли свою жизнь?

Постарайтесь как можно более подробно вспомнить, о чем Вы мечтали , когда представляли себя и испытывали приятные эмоции.

  1. Чем Вы интересуетесь?
  2. Что доставляет Вам удовольствие?
  3. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
  4. Что заставляет Ваше сердце биться чаще?
  5. Чего Вы желаете себе больше всего на свете?
  6. Чем Вы занимались бы, если бы имели достаточно денег и времени?
  7. Чему Вы завидуете у других?

Могу предположить, что последний вопрос показался Вам не слишком подходящим к остальным. Но на самом деле он имеет к Вашим желаниям самое прямое отношение: Вы завидуете другим, потому что хотите иметь то же самое, что имеют они.

Пункт 2. Составьте список желаний.

О чем Вы мечтали? Чего Вы желали? Запишите все, чего Вам хотелось раньше и хочется сейчас.

В течение трех дней пополняйте и редактируйте свой список. Отвечайте на вопрос: «О чем я мечтала?» Добавляйте в свой список то, что кажется Вам важным, вычеркивайте то, что потеряло свою актуальность.

Пункт 3. Разбейте список на две группы: мечты категории «БЫТЬ» и мечты категории «ИМЕТЬ».

В этих мечтах Вы выполняете определенную роль - юриста, психолога, актрисы, учителя, врача, руководителя крупной фирмы и т. д. Это те мечты, согласно которым Вы хотите кем-то быть и что-то для этого делать.

Примеры:

Предположим, у Вас есть мечта «Хочу быть известной певицей» . Чтобы эта мечта осуществилась, Вам нужно развивать свои вокальные данные, разучивать музыкальные композиции, репетировать, записывать их в студии, выступать на сцене.

Мечта «Хочу быть известной писательницей» подразумевает, что Вы будете придумывать истории и записывать их. Затем связываться с книжными издательствами и предлагать им свои рукописи.

Мечта «Хочу быть известной художницей» связана с уроками живописи и практической работой - воплощением своих идей на холсте.

Вы представляли, как обладаете чем-то: собственной квартирой, новой машиной, деньгами, красивыми вещами, гармоничными отношениями с партнером и т. д.

Пункт 4. Определите, какие действия доставляют Вам удовольствие.

Запишите те занятия, которые Вам нравились раньше, и те, которые нравятся Вам сейчас. Может быть, это рисование, сочинение стихов, вышивание, ведение Дневника, фотографирование или работа на компьютере. Какие занятия доставляли и доставляют Вам радость и удовольствие? Что дается Вам легко?

Пункт 5. Определите свои сильные стороны, способности и таланты.

Сделать это можно следующим образом. Рассмотрите каждую мечту из категории «БЫТЬ», ответив на вопросы:

  1. Какие действия нужно выполнять?
  2. Какие навыки и умения необходимы для выполнения этих действий?
  3. С каким типом информации предстоит работать?
  4. Какими способностями нужно обладать, чтобы легко выполнять требуемые действия?

Пример:

Вы написали, что хотите стать дизайнером одежды.

  1. Какие действия нужно выполнять?

    Ответ: Придумывать фасоны, рисовать эскизы, подбирать ткань и фурнитуру.

  2. Какие навыки и умения необходимы для выполнения этих действий?

    Ответ: Фантазия, креативность, умение рисовать, эстетический вкус.

  3. С каким типом информации предстоит работать?

    Ответ: Визуальная информация, наглядность, оперирование образами.

  4. Какими способностями нужно обладать, чтобы легко выполнять требуемые действия?

    Ответ: Творческие способности.

Подумайте, какие качества, умения и способности необходимы для того, чтобы заниматься выбранной деятельностью. Обладаете ли Вы этими качествами? Готовы ли Вы их развивать?

Пункт 6. Определите внутренний отклик.

Обратите внимание, как Вы реагируете на людей, которые занимаются тем, чем хотелось бы заниматься Вам. Предположим, Вам хотелось стать врачом или актрисой. Что Вы чувствуете, когда видите, слышите или читаете о врачах или актрисах?

Положительный эмоциональный отклик - это своеобразный указатель, который подсказывает, чем нам на самом деле стоит заниматься. Обязательно вспомните и запишите профессии или людей, которые вызывали и вызывают у Вас такой отклик.

Пункт 7. Проверьте актуальность.

Проверьте каждую мечту категории «БЫТЬ» на актуальность. Для этого представьте, что Вы стали тем, кем хотели быть.

Пример:

Вы хотели стать телеведущей.

Представьте, что Вы ей стали: делаете ТV-репортажи, берете интервью, ставите голос, отрабатываете дикцию, смотрите в камеру... Теперь это Ваша действительность. Какие чувства Вы при этом испытываете? Вызывает ли это представление эмоциональный отклик? Какой - положительный или отрицательный? Насколько сильный?

Чем сильнее ощущение удовольствия и счастья, тем больше важность и актуальность того, о чем Вы мечтаете.

Пункт 8. Концентрируйтесь на важном.

Оцените свои мечты из категории «БЫТЬ» по степени важности. Если мечта не вызывает никаких эмоций, ставьте 0 баллов. Если, наоборот, вызывает сильные положительные эмоции, ставьте 10 баллов. Чем больше эмоциональное удовлетворение от представления мечты, тем выше ее оценка.

Теперь вычеркните из списка мечты с низкими оценками - они не имеют для Вас особой важности.

Пункт 9. Объедините дополняющие друг друга мечты и способности.

Отметьте желания и способности, которые тематически дополняют друг друга.

Пример:

«Всегда нравилось смотреть передачи о других странах»
«гуманитарные наклонности»
«С удовольствием делала записи в Дневнике»
«Легко давалось обучение иностранным языкам»
«нравится путешествовать»
«люблю фотографировать»
«нравится узнавать новое»
«хотела стать писателем»
«нравится работать за компьютером»

Эти пункты можно связать между собой. Писатель или журналист - очень подходящие профессии для человека с подобными интересами.

Запишите все подходящие профессии, в которых находят применение Ваши таланты, способности, интересы и личностные качества. Какая из них Вам нравится больше остальных?

Если Вы сомневаетесь, потому что Вам могли бы подойти сразу несколько профессий, то оцените их по десятибалльной шкале, как Вы это делали в Пункте 8. Раскрыть Ваши таланты и принести Вам успех, радость и финансовое благополучие сможет то направление, которое доставляет Вам наибольшее эмоциональное удовлетворение.

Когда Вы будете заниматься тем, что Вам действительно по-настоящему нравится, Вы перестанете терзаться мыслью, что Вам нужно найти свое место в жизни - Вы уже будете на своем месте.

К жизни принято относиться трепетно, она же одна и так ценна. Из-за такого отношения многие люди до конца жизни так и не раскрывают своего потенциала, так и не находят своего места. Если серьёзно - какую же ценность представляет жизнь и для кого? Понятно, что для родителей жизнь ребёнка важна, каким бы он ни был. Обычно и жизнь родителей важна ребёнку. Но если оценивать степень важности жизни человека для всего мира, то окажется, что по-настоящему важных жизней единицы. Из семи с половиной миллиардов действительно важных несколько тысяч - статистическая погрешность.

С другой стороны, именно «пролетев мимо клюва горного орла», можно наконец осознать, кто ты и чего стоишь, а если повезёт - то и обрести настоящую важность жизни. Если ты постоянно чувствуешь пустоту существования, собственную невостребованность и находишься будто «не в своей тарелке» - возможно, стоит найти себе другое место. Возможно, стоит даже рискнуть тем самым ценным и единственным. Для этого совсем необязательно ехать на войну - в мире достаточно мест, где всегда нужны «свободные руки», где пригодится любая помощь.

1. Археология

Археологические раскопки ведутся по всему миру, на всех континентах. И нет, они не динозавров ищут - этим занимаются палеонтологи. Некоторые археологические экспедиции хорошо финансируются разными фондами или даже напрямую из бюджета страны, но большинство ведёт свою деятельность на собственном энтузиазме и частных пожертвованиях. Им всегда нужна помощь - подойдёт любой человек с двумя руками и парой ног, который сможет разгребать мусор или сортировать находки. При этом сохраняется вероятность, что, будучи даже простым сортировщиком или землекопом, ты внезапно станешь частью истории, частью науки, если экспедиция найдёт что-то стоящее.

Волонтёрские программы всегда активны в Африке и Южной Америке, в труднодоступных и перспективных, с точки зрения археологии, районах. Раскопки городов древней империи Гана продолжаются десятилетия, но катастрофически не хватает людей, потому что нет достаточного финансирования. Такая же ситуация сложилась в Андах: раскопки около инкской столицы Куско на высоте более 3 000 метров - занятие непростое. Денег нет, но археологи держатся. Без проблем можно найти такие программы и в России - от берега Чёрного моря до самого Дальнего Востока.

2. Журналистика

Журналистика - это профессия, которой нельзя научить. Ей можно овладеть только самому. Хорошим журналистом невозможно стать, сидя в офисе и иногда выезжая в центр города, чтобы взять очередное скучное интервью у очередного скучного человека. Настоящий журналист должен пройтись по «тонкому льду», побывать в горячей точке, в месте стихийного бедствия, гуманитарной или техногенной катастрофы. Выбор безграничен, и подходящие события происходят постоянно.

Чтобы стать журналистом, не нужны никакие «корочки», не нужна съёмочная группа, не нужны никакие кураторы. Это скорее даже вредит. Хорошему журналисту достаточно простой камеры на телефоне, блокнота и ручки. Ещё непредвзятый взгляд нужен, душа и живое сердце - в общем, как раз всё то, чего лишены офисные «сказочники». Ехать в зону конфликта или гуманитарной катастрофы опасно? Конечно, опасно. Настоящая журналистика - очень опасный вид деятельности.

3. Идеология

Идеология - такая штука, которая одним кажется смешной и ненужной, а другие за идею жизни отдают. Поколениями. Вот коммунизм, например: выдавленный глубоко на задний план, он по-прежнему имеет значительную поддержку во многих странах мира, в нашей в том числе. Если так осточертел существующий мировой порядок, так хочется скорейшего светлого будущего для всех, то голосовать за КПРФ - занятие, очевидно, бесперспективное. Писать о прекрасном коммунизме в комментариях и постить мемы на своей страничке тоже не особо помогает. Так почему бы не рискнуть, почему бы не сделать чего-то настоящего?

В некоторых странах мира существует активное коммунистическое сопротивление. Например, ELN в Колумбии или с десяток групп разного размера в Мьянме. Необязательно брать оружие в руки - их лагеря и небольшие деревушки в джунглях нуждаются в любой помощи. Подойдёт рыбак, повар, строитель, детский учитель - реально что угодно будет принято. Если идеи коммунизма близки и важны, так почему бы не поддержать их делом? Впрочем, при наличии полезных и редких навыков можно заняться активной поддержкой и находясь в цивилизации. Куба, Венесуэла, КНДР и другие бедные страны будут рады принять специалиста. Денег там не поднять, но найти своё место вполне возможно.

Не забудь проверить статус той или иной группы на предмет присутствия в списках террористических организаций. ELN, например, считается террористической организацией в США и ЕС, но не в России. При этом в России за наемничество предусмотрена статья УК - взяв оружие и получив хоть одну копейку за это, ты становишься наёмником.

4. Путешествия

Путешествовать можно с пользой и с целью. По следам Перси Фосетта, например. Это британский топограф и путешественник, искавший «затерянный город» в Бразилии. Об этом даже фильм сняли - «Затерянный город Z».

Несмотря на обилие воды и еды, Амазония подходит для жизни человека не больше, чем пустыня Сахара. В Амазонской низменности несколько сотен тысяч, а возможно, и миллионов квадратных километров непроходимых джунглей, куда не ступала нога человека. В Национальной библиотеке Рио-де-Жанейро хранится рукопись 1753 года, которая так и называется «Рукопись 512». Она представляет собой повествование, оставленное неизвестной группой португальцев, рассказывающее об обнаружении глубоко в джунглях затерянного мёртвого города с признаками древней высокоразвитой цивилизации. Под «высокоразвитой» нужно представлять нечто греко-римского образца, а не рептилоидов с силовыми установками. Документ описывает двухэтажные дома, мощеные улицы, арки, площади и колонны.

В 20 веке было предпринято множество попыток отыскать этот город, но они не увенчались успехом. Впрочем, есть большое количество других мест, которые, судя по документам или рукописям, должны существовать, но их до сих пор не нашли. К примеру, Пайтити - «золотой город». Последняя попытка найти его предпринималась совсем недавно - в 2009 году.

Закончилась учеба в институте, наступила взрослая жизнь. Первая работа, новые ощущения, новая ответственность. И вдруг понимаешь: я не хочу этим заниматься всю жизнь. Когда я поступал в институт, я не понимал, не осознавал, что мне это не подходит. Может быть, мое решение было принято под давлением родителей или сверстников, или я сам ошибся в своем выборе, но теперь важно не это. Как понять, чего я хочу на самом деле? К чему у меня способности? Есть ли вообще у каждого человека свое призвание? И как его найти?

Об этом мы разговариваем с Ириной Николаевной Мошковой, основателем и руководителем психологической консультации «Семейное благо» .

У каждого ли человека есть призвание?

В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что каждый человек призван Богом к личностной форме бытия. Это главное предназначение человека.

Решая эту задачу, на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной , чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и тварному Божьему миру.

Человек не должен жить на земле праздно. Человек — это высшее творение Божие, которое призвано не просто есть, пить, спать и отправлять какие-то свои нужды. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-работника, способного приумножить красоту и многообразие тварного Божьего мира, увидеть глубочайшие, сущностные связи различных сторон Бытия. Прозревая с помощью Божией суть вещей, изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира.

Отсюда следует, что перед каждым человеком стоят непростые задачи: во-первых, задача осознания своего человеческого призвания, во-вторых, вкладывания нравственных усилий в развитие собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, а в–третьих — поиска самого себя и своего места служения Богу, ближнему и тварному Божьему миру, на котором приобретенный творческий потенциал личности может быть успешно реализован.

У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность приобрела такое величие, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Приумножить данное Богом

Бывает наоборот, человек с большим трудом осознает сильные стороны своего «Я» и далеко не сразу различает, по какому пути идти, чему научаться, куда себя приложить. Это встречается, к сожалению, гораздо чаще. Но и эти явления надо правильно истолковать.

На мой взгляд, это не говорит о том, что человек обделен Богом, что у него нет тех данных, за счет которых он мог бы со временем превратиться в развитую личность, которая могла прославить своего Создателя. Господь говорит в притче о талантах, что даже если человеку дан всего один талант, все равно нужно постараться его раскрыть, употребить по назначению, реализовать в ту меру, какая определена свыше. Господь многомилостив: даже если Он в чем-то ограничивает человека, то обязательно компенсирует это преизбытком его способностей в другом.

Очень часто бывает, например, что недостаток зрения человека компенсируется хорошим слухом или, наоборот, человек не все слышит, но зато различает какие-то нюансы цветовых оттенков, которые не воспринимают другие люди, или удивительно тонко ощущает запахи.

Некоторое время назад в актовом зале Царицынского КЦСО, где мы работаем как психологи, висели картины, которые рисовали люди-инвалиды, имеющие различные душевные заболевания. У многих из них стоят диагнозы: шизофрения, эпилепсия, истерия. Когда с этими людьми начинают работать художники, когда они побуждают больных людей к творческому самораскрытию — рождаются удивительные по красоте и выразительности художественные полотна.

В психологии и психотерапии сейчас есть такое направление в лечении душевных заболеваний: «терапия творческим самовыражением». Оказывается, чрезвычайно важно для человека заниматься какими-то творческими видами труда, чтобы он мог выразить себя, свой внутренний мир, выговорить то, что у него творится внутри.

Способность к самопознанию важнее талантов

Мне кажется, для того, чтобы человек нашел себя в жизни, важно не просто наличие каких-то незаурядных способностей и талантов, — важно, чтобы у человека были воспитаны, развиты такие свойства, которые дают ему возможность правильно распорядиться тем, что для него открывается внутри себя. В психологии это называется способностью к самосознанию и самопознанию.

Важно подчеркнуть, что способности к осознанию того, кто я, что я, на что я способен, формируются в процессе жизни. И здесь для детей, которые только развиваются, опыт родительской жизни очень поучителен и важен. Родители, увлеченные своим трудом, своей профессией, личным примером существенно помогают ребенку найти самого себя в жизни. В семьях, где родители сами занимаются творчеством, где есть некая творческая раскрепощенность в обстановке дома, когда детям доступны книги, хорошие иллюстрации, когда есть возможность взять холст, краски, кисти и вместе с отцом или с матерью начать рисовать — ребенок получает дополнительные возможности в поиске своего любимого дела.

Если дети видят, как, например, отец-художник с увлечением работает над созданием картин — сами начинают рисовать и смешивать краски. Если, например, папа-писатель, который, сидя за компьютером, все время работает над текстами книг — то ребенок, вглядываясь в жизнь родителей, чаще всего также пробует себя в сочинении стихов и рассказов. Дети учатся умению мыслить предметно, развиваться содержательно, как правило, в той области, в которой работают их родители.

Мы это замечаем в деятельности нашей семейной Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне, которой я руковожу много лет. Если сами родители, скажем, хотят заниматься живописью, они могут привести на занятия и своего ребенка. Или, наоборот, дети захотели заниматься росписью по дереву, а вместе с ними могут прийти на эти творческие занятия папа и мама. Родители, которые вместе с ребенком занимаются каким-то видом творчества, огромную пользу приносят своему ребенку, потому что он тогда вырастает с ощущением опыта творческой деятельности.

Человек узнает самого себя, занимаясь творческой деятельностью, выполняя поставленные перед самим собой конкретные задачи, принадлежащие той или иной предметной области. Этот опыт формирует самосознание человека, ощущение объема творческих ресурсов, присущих его личности.

Поиск самого себя в свете Христовой веры

Но более всего самосознание человека зависит от его духовного развития, от того, насколько человек приобщен к жизни Церкви. Когда человек сообщается с благодатью Святого Духа, он начинает самого себя узнавать совершенно по-новому. Все ненужное, поверхностное отпадает, как некая шелуха, остается главное, суть.

Если человек верует не поверхностно и воцерковляется глубоко, если у него есть хороший духовный наставник, то внутри человека происходит переворот, внутри него вспыхивает тот внутренний свет, о котором в Церкви поется: «Во свете Твоем узрим свет». Зарождается вера, человек приобщается Таинствам, и свет Христов дает человеку возможность глубже себя понимать. Практика исповеди, покаяния дает возможность наблюдать за собой, изучать самого себя в разных своих проявлениях.

Работа Духа Святого в человеке приносит огромные плоды. И в том числе она непосредственным образом влияет на то, чтобы человек пересмотрел те основания, на которых была построена его прежняя жизнь.

В этом случае часто бывает, что люди переходят к другой профессии, начинают интересоваться тем, чем раньше никогда не увлекались. Есть удивительные примеры, когда человек, никак не подготовленный заранее, вдруг начинает писать замечательные иконописные работы. Мы не раз наблюдали, как женщины, увлекались церковной вышивкой, находили себя в этом искусстве, хотя раньше никогда этим дома не занимались. Или еще пример: человек никогда не пел, начал ходить в храм, начал молиться, начал как-то созревать духовно, его душа начала петь, и вместе с этим у него родилось желание обучиться этому делу.

Возникновение новых предметных интересов у верующего человека — совершенно закономерное явление. Человек духовно прозревает, а вместе с этим в нем рождается и новое понимание самого себя, а также формируется потребность выразить духовное богатство своего внутреннего мира, которое он теперь обретает в своей душе. Если человеку в этот момент немного помочь, научить его ориентироваться в новой предметной области и дать возможность усвоить необходимые технические основы интересующего дела, — он сможет создавать высокопрофессиональные работы.

Сам этот переворот закономерен: человек очищается от греха, духовно преображается, а вместе с этим иначе осознает себя и находит свое новое поприще. Конечно, не всегда получается так, что человек отбрасывает свою прежнюю профессию и начисто забывает о ней. Чаще всего после воцерковления на новом этапе жизни человек ищет возможности прежнее образование соединить, сочленить с новым христианским мировоззрением.

Так случилось и в моей собственной жизни. Когда я только начала воцерковляться (это было в девяностые годы), священники с большим подозрением относились к психологии как к науке, потому что она только-только вышла из материалистической традиции. Плюс к тому в 90-е годы начали свою практическую деятельность колдуны, экстрасенсы, маги, чародеи всех сортов. Многие священники тогда опасались, что занятие психологией приведет к увлечению людей оккультизмом, а это очень и очень опасно для души!

Мне было известно, что многие мои коллеги, как только стали воцерковляться, решительно оставили психологию и начали заниматься совершенно другим делом. Я хорошо понимала, что прежнее мое мировоззрение рухнуло. Но одновременно мне было очень горько терять свой научный багаж, который я приобретала в МГУ в течение многих лет. После некоторых раздумий, я пришла к выводу, что мне нужно приступить к изучению христианской антропологии и на основе ее создавать новую психологическую практику.

Хочу признаться, что мне тогда было очень тяжело! Возникло ощущение, что я сижу на развалинах, прежний опыт не работает, а нового подхода вообще не существует… Конечно, не было тогда у меня никакого чувства уверенности в своих силах, была лишь тревога и неопределенность. Поиск самой себя был тогда в самом разгаре!

Состояться в качестве православного семейного психолога мне помог опытный духовник, . По опыту знаю, что в такой момент очень важна помощь духовного наставника! Священник, духовник, который знает тревоги, интересы, размышления своего духовного чада может побудить человека к созидательной внутренней работе. Здесь нельзя командовать, нельзя запретить человеку: «вот это брось, вот это начни».

В человеке должен совершиться процесс поиска самого себя в свете Христовой веры. Этим процессом становления христианской личности руководит Сам Господь Бог при содействии духовного наставника. По молитвам духовного отца открывается сердце человека, и Господь дает ему новое знание, понимание самого себя, своего места в Церкви и мире.

Часть 2. На чем строить новое мировоззрение?

Что взять из прежней жизни? На чем строить новое мировоззрение? Этот процесс не свершается в один день, требуется время для выполнения важной внутренней работы. Нужно мыслить, наблюдать за собой и за людьми, отбирать, анализировать, обобщать прежний опыт своей жизни и т.п. Интенсивная работа сознания и самосознания со временем позволяет человеку, ищущему себя, сделать необходимый духовный прорыв.

В настоящее время я возглавляю Автономную Некоммерческую Организацию «Психологическая служба Семейное благо». Это православная психологическая консультация, деятельность которой направлена на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства. Процесс рождения этой организации происходил в моей душе очень таинственно. Это потребовало около десяти лет собирания сил и кристаллизации мысли. Я помню несколько важных моментов, которые определили успешность поиска.

Постановка цели

Во-первых, постановка цели. Вопрос «как найти самого себя» становится актуальным для тех людей, которые хотят не просто «иметь» или «казаться» важными людьми. Такими вопросами задаются люди, которые хотят по-настоящему «быть», хотят решить задачу посвящения себя и своих сил осмысленной содержательной форме бытия в этом мире. Такое стремление закономерно приобщает человека к христианской традиции. Жажда подлинной, настоящей, содержательной жизни равносильна поиску Истины, которая неразрывно связана с именем Господа Иисуса Христа. Понимание того, что Сам Христос есть Истина, радикально меняет мировоззрение людей, и дает новую точку отсчета для поиска самого себя.

Вместе с началом христианской жизни и воцерковлением у человека естественным образом возникает желание двигаться в глубину и жить с полной отдачей, относиться ко всему ответственно и серьезно. Вместе с изменением мировоззренческой позиции, Господь посылает человеку правильные мысли, правильные суждения, указывает правильные направления поиска самого себя. Для того, чтобы этот процесс начался, надо духовные ценности поставить выше материальных, и довериться Господу Богу, как Творцу, Создателю и Подателю всякого Блага. Митрополит Антоний Сурожский в своих работах пишет: если мы сами свою руку протягиваем ко Христу, тогда Он ее берет и ведет к новой жизни. Поэтому, прежде всего, мы должны к нему обратиться за помощью как к Учителю, как к Другу, как к Наставнику: «Господи, помоги! Приведи меня туда, куда ты имеешь целью привести. Да будет воля Твоя!».

В тот момент, когда я искала свое место в жизни, для меня ориентиром была фраза из Евангелия: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Я часто повторяла внутри себя эти слова, и они очень помогали мне не сбиваться с правильной дороги.

Евангелие говорит нам о том, что для человека важнее всего встать перед Лицом Божиим и вступить в молитвенное общение с Ним, и, если это будет сделано, то Он Сам будет активно содействовать благоустроению человеческой жизни в окружающем мире. Иначе говоря, если построена в человеческой жизни «вертикаль», то тогда «горизонтальные» отношения с окружающим миром формируются как бы сами собой, легко и непринужденно. Сам Господь Бог тогда «ведет» человека за руку к целям и задачам, утверждающим его духовное достоинство.

Анализ жизни

Во-вторых, чтобы найти себя, необходимо умение осуществлять анализ собственной жизни, пройденного жизненного пути.

Опять возьму за основу свой личный опыт. В МГУ нам преподавали много учебных дисциплин, но среди них были предметы, касающиеся такого раздела как детская, возрастная и педагогическая психология. Именно эти знания мне и помогли в создании христианского подхода к психологическому консультированию.

В 1995 году о. Георгий Бреев благословил меня стать директором Воскресной школы «Живоносный Источник» в Царицыне. В это время в Воскресной школе учились только дети школьного возраста. Став директором школы, я четко поняла, что, ограничивая контингент учащихся школы только детьми, мы неправильно ставим перед собой учебно-воспитательную задачу, поскольку смысловой клеточкой, единицей распространения православной веры должна быть семья. Как только я эти слова произнесла вслух, то сразу поняла, что в Воскресную школу надо принимать не только школьников, но и дошкольников, и самое главное, что и подростков, и молодежь, и родителей, даже бабушек и дедушек.

Школа «Живоносный Источник» стала учебно-воспитательным учреждением, которое учит людей жить по-христиански в кругу собственной семьи, потому что семья, по учению Церкви, – это малая, домашняя церковь. Если человек создает в кругу семьи атмосферу взаимной поддержки, доверия и любви, то вместе с этим он формирует ту духовно-здоровую среду, необходимую для формирования христианской личности. В такой атмосфере вырастают дети, которые, выходя за порог родительского дома, способны жить самостоятельно и ответственно.

Когда я произнесла слово «семья» (а это был 1997 год) – в моей душе вспыхнул свет! Я думаю, что это Господь дал мне тайный знак, что мы выбрали правильный курс. Когда тебя посещает некая мысль, посланная свыше, от Бога, она осеняет тебя изнутри, и ты понимаешь, что неожиданно перед тобой открывается некое новое поприще, новая жизненная дорога, пока никем не проторенная.

Когда родилась семейная школа, одновременно с этим родилась идея создания семейной консультации. В этот момент я и нашла место приложения своих профессиональных знаний. Хотя первоначально меня о. Георгий Бреев, мой духовник, благословлял просто преподавать в Воскресной школе и потом стать ее директором. Но как только слово «семья» было произнесено, возникло четкое понимание, где мне надо быть, чем заниматься и какое направление развивать.

Правильная постановка задачи дает возможность человеку ощутить свою предназначенность, свою миссию, свою посвященность конкретной теме. Вместе с этим формируется понимание своего профессионального труда как некого предназначения, призвания.

Что такое призвание?

Что такое призвание? Это не просто работа за деньги, «от и до». Это та деятельность, врастая в которую человек формируется как христианская личность. Это та деятельность, при выполнении которой происходит духовный рост человека, осуществляется служение Богу и окружающим людям.

Из Евангелия известно, что Господь Иисус Христос избрал Апостолов, которым надлежало сначала воспринять, усвоить проповедь Божественного Учителя и Наставника, а затем стать носителями и распространителями великих идей. Таким образом, Апостолы Христовы стали теми людьми, которые вначале сами прошли путь формирования христианской личности, а затем стали проповедниками и создателями христианской Церкви, в которой обретают теперь спасение души множество людей по всей земле.

Неподкупное, честное и творческое служение человека Церкви, родине и всякому Божьему делу на земле, одухотворенное верой во Христа, называл «предметным поведением». В работе Ильина «Творческая идея нашего будущего» говорится следующее:

«Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях».

В свою очередь, «предметность», по его определению, есть закономерный результат христианского подвига творческого преображения самого себя в Боге и творческого преобразования мира («миро приятия»). Будущее России, по мнению Ильина, требует воспитания сильных духом, «предметно» мыслящих и способных к «предметной» деятельности людей, способных жить с пониманием христианской ответственности за свое предстояние перед Богом.

Все сказанное выше позволяет обозначить в качестве принципиального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в воскресной школе «предметный» подход, который основан на разъяснении учащимся идеи христианского подвига жертвенной любви, а также возможности и необходимости его осуществления в ходе повседневной жизни в кругу семьи.

Размышляя о судьбе России после Октябрьской революции, И.А. Ильин в книге «Творческая идея нашего будущего» писал, что России нужно создавать свою систему государственной и общественной жизни, свою культуру и систему образования. Россия, писал философ, страна христианского уклада жизни. Этот уклад является базовым образованием российской общественной жизни, формирующим самобытность самосознания народа.

Осуществить свой замысел на практике

Третий важный момент : находя главную точку приложения своих творческих сил, важно, чтобы человек начал практически осуществлять свой идеальный замысел. Нужно, чтобы дальше были намечены конкретные шаги внедрения творческой идеи в жизнь. Этот этап становится проверкой жизнеспособности наших замыслов.

Для нас эта стадия была связана с созданием семейной школы, потом созданием консультации, потом перенесением консультации в стены государственного учреждения – ГУ Царицынского комплексного центра социального обслуживания (КЦСО). Последовательное прохождение этих этапов выводило нас на исследование новых проблем, которые мы первоначально не думали рассматривать. Например, проблем психического здоровья и поддержки со стороны семьи психически больного человека, проведение просветительских семинаров с обсуждением проблем родительского призвания. Вопросы супружества и родительства составили целый пласт новых тем, над которыми нам пришлось серьезно задуматься. Вместе с этим родилась новая психологическая практика, состоящая из сочетания консультативной, психотерапевтической работы и просветительской деятельности.

Вся наша деятельность теперь разбита по направлениям, и каждое направление рождает какой-то социальный проект. Мы понимаем, что мало просто объявить, что мы будем заниматься тем-то и тем-то. Нужно довести свою разработку до стадии четко очерченной программы действий, направленной на оказание помощи конкретным людям, имеющим определенный возраст, социальный статус и т.д. Нужно добиваться практической пользы, практического результата деятельности.

Дерзновение. Научиться «пахать, не оглядываясь»

Есть еще один важный момент поиска самого себя. Очень часто бывает, что долго не находят себя люди нетерпеливые, которые не могут дождаться положительного результата. Они хотят сразу снимать «пенки» и «сливки». Результаты не появляются сразу. Например, обучение, образование, просвещение – эти виды деятельности не позволяют быстро увидеть плоды своего труда. Здесь надо сначала вкалывать, надо сначала вложить душу, потратить много сил, времени, не побояться это сделать. А результат можно увидеть только с большой отсрочкой.

У святых отцов есть такое понятие – «дерзновение». в своих работах писал:

«Православие дает возможность человеку стать святым, но далеко не все люди становятся святыми».

Возникает вопрос: почему это происходит только в редких, исключительных случаях? Отец Иоанн в своих проповедях отвечал:

«Потому, что нет у людей дерзновения».

Когда мы читаем духовную литературу и знакомимся с жизнью святых людей, мы видим, как трудно этого достичь. Мы говорим: «Да я-то никогда не смогу так, мне жизни не хватит. Стоит ли вообще этим заниматься»? Для того, чтобы был результат, человек должен научиться «пахать, не оглядываясь».

Нужно поверить, что твоя идея верна, и какой-то период жизни посвятить тому, что ты будешь просто делать все для ее реализации, не оглядываясь назад. И потом наступает такой момент, когда количество трудов принесенных уже само по себе плодоносит, дает какие-то росточки, какие-то важные творческие продолжения. Потом уже не ты ищешь работу, работа тебя ищет.

photosight.ru. Фото: Владимир Черкасов

1 934

В индийской философии есть учение, называемое дхарма. Это мощная концепция, которая означает порядок во Вселенной. Согласно этому учению, у всех нас есть особая роль в этом мире, и одной из самых больших целей жизни является открытие того, как найти свое место в жизни.

“Будьте собой, все остальные роли уже заняты.»

Оскар Уайльд

Оскар Уайльд представил концепцию с немного иной точки зрения: вы можете быть только самим собой. Не нужно никому подражать. Но как вы должны быть сами собой, если вы все еще не знаете, кто вы?

Есть только одно решение этой проблемы: вам нужно найти свое место в жизни, свое истинное призвание. Это путешествие может быть жестоким, но это заставит вас чувствовать себя более удовлетворенными, чем вы когда-либо были.

Мотивация - внутренний двигатель, который ведет нас через жизнь

Если вы достаточно мотивированы, вы можете достичь почти каждой цели, установленной в своей жизни. Знаете ли вы, что Клинт Иствуд приехал из очень скромной семьи и имел много разных профессий, прежде чем он, наконец, попытался стать актером? Он тоже был не очень хорош.

Его внешний вид был поразительным, но он всегда становился более жестким и неестественным, когда играл роль. После бесчисленных актерских уроков и практических занятий он стал тем, что мы знаем, как самое загадочное лицо, которое когда-либо было видно на экране.

«Я не верю в пессимизм. Если что-то не получится так, как вы хотите, двигайтесь вперед. Если вы думаете, что будет дождь, так и будет.»

Клинт Иствуд

Потратьте минутку, чтобы подумать об этой цитате. Быть собой, значит позволить всем вашим слабостям и страхам всплыть на поверхность. Это необходимо только в экстремальных ситуациях. В большинстве случаев вы можете мотивировать себя, чтобы продолжить путешествие к своим целям.

Надежда - это то, что держит вашу голову поднятой

Когда мы думаем о надежде, нам приходит в голову одно имя: Анна Франк. Эта девушка была в совершенно безнадежной ситуации. У нее была такая большая надежда, что ее слова заставят прослезиться.

“Это действительно удивительно, что я не отказалась от всех своих идеалов, потому что они кажутся такими абсурдными и невозможными. Но я держу их, потому что, несмотря ни на что, я все еще верю, что люди действительно хороши в глубине души.”

Это только одна из душераздирающих мыслей, которые она писала в своем дневнике.

Анна не была идеалистом. Она полностью осознавала страдания, которые окружали ее, но она решила взглянуть на яркую сторону. Она все еще надеялась, что этот мир сможет стать лучшим местом, и она была права.

Иногда жизнь становится тяжелой. Не воспринимайте это как наказание; воспринимайте это как призыв к пробуждению. С достаточной надеждой и светом в себе вы будете ближе к тому, чтобы найти свое место в жизни.

Хобби - шанс взять на себя риски и эксперименты

Знаете ли вы, что Клод Моне был страстным садоводом? Его хобби было вдохновением для многих его шедевров, и вы узнаете любовь к природе в почерке его кисти.

Неважно, выбрали вы свой путь жизни или еще нет; хобби может подтолкнуть вас вперед.

Приведенные выше примеры могут помочь нам найти и заняться нашим местом в жизни. Вот некоторые полезные советы, которые приведут вас к личному призванию:

1. Верьте в себя!
Известные люди, упомянутые выше, имели одну общую черту: веру в свою собственную способность.

Они знали, что они особенные, и они поняли, что не должны проходить жизнь, не оставляя следов. Вера - один из важнейших факторов самореализации.

Если вы сомневаетесь в своих способностях, напоминайте себе о каждом таланте, который у вас есть.

2. Всегда надейтесь на лучшее
Надежда - особенность храбрых. Когда у вашего сердца хватит смелости надеяться на светлое будущее, вы обнаружите силу, чтобы избавиться от беспорядка и работать над улучшением. Через это путешествие вы неизбежно найдете миссию, которую вам предназначено выполнить.

3. Найдите мотивацию во всем, что окружает вас
Анна Франк нашла мотивацию в самых маленьких проявлениях доброты. Она пережила страдания, которые мы даже не можем себе представить, но она все еще видела красоту этого мира.

Когда вы чувствуете себя низко и немотивированным, откройте глаза и . Величия этой Вселенной достаточно, чтобы вдохновить вас найти свое особое место в нем.

4. Никогда не забывайте о своей внутренней силе
Вы главный герой в истории своей жизни. У вас есть ценные силы, и вам нужно осознавать их. Клинт Иствуд имеет важную силу: упорство. Это заставило его пройти путь к славе.

5. Найдите хобби
Вы чувствуете, что скучаете каждый день? Скука - это порок.

Это ошеломит вас, и рано или поздно вы начнете наслаждаться этим. Вместо того, чтобы обвинять себя в том, что вы тратите еще один день лежа на диване, вы должны сделать что-то, чтобы выбраться из этого состояния. Знаете ли вы, какое лучшее решение избавиться от скуки? Хобби!

С достаточной мотивацией и упорством вы найдете свое место в жизни

Не имеет значения, какие у вас проблемы и как низко вы можете упасть в жизни. Мы все попадаем в . Разница между сильными и пассивными людьми заключается в мотивации к продолжению.

Когда вы найдете силы, чтобы продолжать путешествовать по жизни - вы найдете свое истинное призвание, свое место в жизни и вы сможете создавать свои собственные шедевры.

К нам в редакцию BroDude приходит много писем с вопросами от читателей из серии: «Как найти свое место в жизни?», «Как изменить свою жизнь?», «Правильно ли я живу?» и т.д. Вроде бы заканчивают чуваки ВУЗы и устраиваются на работу, все идет по плану… Но, их ли это план? Правильный ли он? Действительно ли они хотят того, к чему стремятся?

Подобные вопросы иногда ставят нас в тупик. Потому что они так или иначе связаны с вопросом «В чем смысл жизни?», на который никто еще не ответил.

Но, черт возьми, мы просто не имеем права оставить читателей без ответов на такие важные вопросы.

Мы хорошенько поразмыслили и написали несколько пунктов, которые, как мы надеемся, помогут разобраться со своей жизнью, найти в ней свое место и изменить ее, само собой, к лучшему, всем тем чувакам, которые в тупике.

1. Пойми чего ты хочешь

Это трудно. Да, пожалуй, это самое трудное из всего ниже написанного. Потому что большинство наших желаний не истинно наши. Нас с самого детства направляют. Мы следуем одной общей программе: школа, вуз (или другое), карьера, жена, дети… Мы чаще всего говорим «надо», вместо «хочу». Надо сделать уроки, надо подготовиться к сессии, надо написать отчет, надо купить жене какую-то фигню, надо сходить в магазин.
На примере одного дня посчитай сколько ты сделал дел, которые хотел сделать, и сколько дел, которые надо было сделать.
Пойм уже, чего ты хочешь. И если в детстве ты мало что мог изменить, то став взрослым, ты наконец становишься хозяином своей жизни. Так будь им по-настоящему.

2. Преодолей страх

Именно страх мешает нам делать то, что мы хотим. Мы боимся все бросить и начать жить по своим желаниям. Страх что-либо потерять сковывает нас. Мы боимся потерять работу, которая даже не нравится нам, но она приносит хоть какой-то доход. Мы боимся лишиться денег, даже если это копейки, которые позволяют не умереть с голоду и купить раз в год штаны.
Мы каждый день ходим на ненавистную работу и боимся послать все к черту! Ты понимаешь, что у тебя , но… вдруг другая работа будет еще хуже? Что я скажу жене, родителям? Смогу ли я найти работу лучше?
Ты боишься сделать шаг, не зная что там впереди, и в итоге ты стоишь на одном месте.

3. Найди сообщников

4. Начинай с малого

Когда ты уже более-менее поймешь чего хочешь, и даже отчасти поборешь свой страх перемен, но все равно будешь еще не уверен - начинай с малого. У кого-то новая жизнь начинается с покупки велосипеда, с перестановки мебели или с утренней пробежки. Главное начать. Пусть первые шаги будут не большими, но уверенными.

5. Борись с прокрастинацией

Эта такая зараза, от которой сложно отделаться. И не зря мы писали об этом не один раз. Не будем повторяться. Читай и работай над собой:

6. Составь план

Это может быть грандиозный план действий на ближайший год. Или всего лишь план на один день. Встал утром, написал три дела, которые собираешься выполнить за день — и действуй. Это работает. Маленькие однодневные планы помогают вершить большие дела.

7. Не отклоняйся от намеченного пути

Влияние социума может сильно подпортить твои планы на новую жизнь. Чаще всего это происходит незаметно, и вот ты уже снова в одной и той же лодке с людьми, которые плывут по течению. И твое желание вроде уже не кажется таким уж важным и цели, что ты ставил, теперь под сомнением. Иногда это может означать, что ты выбрал неправильную цель (не твое истинное желание), а иногда это действительно влияние из вне. Если ты точно уверен, что твое желание — истинно твое, не позволяй никому негативно повлиять на твои стремления.

И напоследок:

  • Учись только тому, что тебе интересно. Получай образование не ради самого наличия диплома, а ради знаний.
  • Женись, не потому что пришло время, а потому что ты хочешь связать себя какими угодно узами с любимой женщиной.
  • Заводи детей, не потому что у всех друзей уже по двое и родители хотят внуков на руках подержать, а потому что ты уверен, что хочешь стать отцом.
  • Устраивайся на работу, не потому что она перспективная и престижная, а потому что она будет тебе интересна все 8 часов, а то и больше.
  • Старайся чаще говорить «хочу» вместо «надо», при условии, что ты действительно этого хочешь.

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы