Счастье добро и зло. Сочинение на тему добро и зло рассуждение. Сочинение рассуждение Добро и зло

Счастье добро и зло. Сочинение на тему добро и зло рассуждение. Сочинение рассуждение Добро и зло

Наверное, каждый задавался таким вопросом, каждый и отвечал по-разному. У всех есть свое мнение, и это сочинение-рассуждение о моём понятии добра, зла и счастья.

Добро и зло это совершенно разные вещи, как например, хорошо и плохо, две грани одного целого, без добра не будет зла, без зла – добра. А счастье, это то, что вытекает из добра, оно подобно свету, озаряющему нашу планету и наши жизни. Нет счастья без добра. Эти понятия взаимосвязаны между собой.

Для начала я решила, что нужно выписать определения из толковых словарей и энциклопедий. Мне очень помог «Толковый словарь русского языка» автором, которого являлся И.В. Даль.

Добро – благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

Зло описано всего двумя словами – худое, лихое.

Счастье же, в общем, Даль обозначил случайной удачей – рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по расчёту.

Я с Далем не очень согласна, и решила посмотреть эти значения в других источниках. Я всегда считала, что счастье это лёгкое, воздушное чувство, ассоциировавшееся у меня со светом. Счастье - психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения. Вот это более полное и точное определение, но не то, каким я его себе представляла, слишком строгое.

Добро Даль описал вполне понятно и точно, но для меня добро – это все, же хорошие поступки и добрые люди, всегда готовые помочь в трудной ситуации, протянуть руку помощи.

Но у Даля чёткие границы, разделяющие два первых понятия, но эта грань, разделяющая добро и зло, настолько тонка, что некоторым не под силу её разглядеть. Сказки и баллады обычно приводят к счастливому концу, жизнь снова налаживается, а царь отдает дочь и полцарства в придачу молодцу-удальцу в красном наряде. Цвет тоже разделяет добро и зло, зло обычно тёмных, холодных оттенков, а добро – ярких, красных цветов, заметьте, красный обозначает красоту, в данном случае духовную.

Чёткое разделение, добро и зло, хорошо и плохо, а, однако, так легко переступить через эту черту, оказаться плохим, и как трудно, снова стать хорошим. Многие люди просто попались в путы зла, под предлогом того, что их вынудила жизнь. Да и такое бывает, смерть родных, тяжелый психологический стресс, а месть, сладкий выход из этой затруднительной ситуации. Так можно встать на сторону зла.

Зло и добро находятся в вечной борьбе, противопоставлении, противостоянии. И их силы равны, никто не сможет победить, однако, перевес одной силы, заставит исчезнуть другую, и мир канет во мрак и хаос, или наступит мирная и светлая жизнь.

Добро это добро, зло это зло, а счастье это счастье, вот один из тысячи ответов на этот вопрос. Они всегда вместе, и я надеюсь, что у каждой сказки будет свой «Хепи Енд».

Наверное, каждый задавался таким вопросом, каждый и отвечал по-разному. У всех есть свое мнение, и это сочинение-рассуждение о моем понятии добра, зла и счастья.
Добро и зло это совершенно разные вещи, как например, хорошо и плохо, две грани одного целого, без добра не будет зла, без зла – добра. А счастье, это то, что вытекает из добра, оно подобно свету, озаряющему нашу планету и наши жизни. Нет счастья без добра. Эти понятия взаимосвязаны между собой.
Для начала я решила, что нужно выписать определения из толковых словарей и энциклопедий. Мне очень помог “Толковый словарь русского языка” автором, которого являлся И. В. Даль.
Добро – благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.
Зло описано всего двумя словами – худое, лихое.
Счастье же, в общем, Даль обозначил случайной удачей – рок, судьба, часть и участь, доля. Случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех, спорина в деле, не по расчету.
Я с Далем не очень согласна, и решила посмотреть эти значения в других источниках. Я всегда считала, что счастье это легкое, воздушное чувство, ассоциировавшееся у меня со светом. Счастье – психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворенность условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения. Вот это более полное и точное определение, но не то, каким я его себе представляла, слишком строгое.
Добро Даль описал вполне понятно и точно, но для меня добро – это все, же хорошие поступки и добрые люди, всегда готовые помочь в трудной ситуации, протянуть руку помощи.
Но у Даля четкие границы, разделяющие два первых понятия, но эта грань, разделяющая добро и зло, настолько тонка, что некоторым не под силу ее разглядеть. Сказки и баллады обычно приводят к счастливому концу, жизнь снова налаживается, а царь отдает дочь и полцарства в придачу молодцу-удальцу в красном наряде. Цвет тоже разделяет добро и зло, зло обычно темных, холодных оттенков, а добро – ярких, красных цветов, заметьте, красный обозначает красоту, в данном случае духовную.
Четкое разделение, добро и зло, хорошо и плохо, а, однако, так легко переступить через эту черту, оказаться плохим, и как трудно, снова стать хорошим. Многие люди просто попались в путы зла, под предлогом того, что их вынудила жизнь. Да и такое бывает, смерть родных, тяжелый психологический стресс, а месть, сладкий выход из этой затруднительной ситуации. Так можно встать на сторону зла.
Зло и добро находятся в вечной борьбе, противопоставлении, противостоянии. И их силы равны, никто не сможет победить, однако, перевес одной силы, заставит исчезнуть другую, и мир канет во мрак и хаос, или наступит мирная и светлая жизнь.
Добро это добро, зло это зло, а счастье это счастье, вот один из тысячи ответов на этот вопрос. Они всегда вместе, и я надеюсь, что у каждой сказки будет свой “Хепи Енд”.

Сочинение по литературе на тему: Что такое счастье, добро и зло?

Другие сочинения:

  1. Счастье – это когда человек достиг своей цели в жизни. Когда человек ставит перед собой цель, он определяет такие условия, при которых он был бы счастлив. Значит, если он достиг этой цели, то он счастливый человек. А так как цели Read More ......
  2. Права ли пословица: “Добро должно быть с кулаками”? Не знаю. Сложно дать однозначный ответ. По-моему, есть масса примеров, доказывающих, что всегда на одной чаше весов лежит добро, а на другой – эти “кулаки”. Здесь главное быть осторожным. Нужно постараться, чтобы Read More ......
  3. …О чем люди – с самых пеленок молились, Мечтали, мучились? О том, чтобы Кто-нибудь раз и навсегда сказал им, Что такое счастье. Е. Замятин. Мы Что такое счастье? К этому вопросу, так же как и к вопросу о смысле жизни, Read More ......
  4. Е. И. Замятин написал свой роман-антиутопию “Мы” в 1920 году. В центре произведения находится описание государства, добившегося утопической идеи коммунизма и социализма. Все жители этого общества вместо имен имеют только “нумера”. Главный герой романа – Д-503. Именно от его лица Read More ......
  5. Счастье человека – в делах его. И в его последователях. Именно они продолжают стремления своего наставника. Очень многие поэты, писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени. Юнна Мориц, Read More ......
  6. “Я часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо”. И. В. Гете. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол – это воплощение зла, то Read More ......
  7. ” Война и мир ” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, охватывающее важнейшие события истории России первой четверти девятнадцатого века. В романе встречаются множество действующих лиц, начиная от простых людей, которых никто не замечал и не ценил, но от Read More ......
  8. Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Немцовой “Двенадцать месяцев”. В этом произведении, как и в любой другой сказке, соревнуются добро со злом. В образе патчерицы изображено добро, Read More ......
Что такое счастье, добро и зло?
Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена Ткаченко Константин Владимирович

6. РАЗУМ И СЧАСТЬЕ. ДОБРО И ЗЛО

Добро и зло сопутствуют человеку всю жизнь. Это одна из сущностей его разума. Только с добром, или только со злом человек жить не может. XX век - это невиданные по своим масштабам проявления человеческого зла, жестокости, агрессивности, массовых убийств. Современная цивилизация с её массовой коммуникацией «эксплуатирует человеческие чувства, которые как бы обретают надиндивидуальный характер. Массовая коммуникация перехватывает и „обобщает“, т.е. обезличивает различные эмоциональные состояния - страстную любовь, глубочайшую тоску, исступленную ярость, безумную одержимость, отчаянную панику, радостное жизнелюбие и мертвящее оцепенение. Все это превращается в эмоциональные трафареты», и ими широко пользуются массы людей, что приводит их к эмоциональной тупости. Отсюда, по мнению немецкого ученого Э. Фромма, таким людям «в сновидениях… предстают жуткие картины, насилие, гибель и омертвение… И в телевизионном зрелище им также интересны прежде всего картины смерти, траура, истязаний». В этих условиях человек «тянется к искусственным структурам, потому что верит: пересотворенный мир, вздыбившийся над Природой, окажется более комфортабельным, управляемым… Немотивированная жестокость, безветрие души, дистрофия интуиции и чувств. Технизированный мир, мертвящая рутина бюрократии, деперсонификация - вот приметы той среды, в которой обитает человек… Математически ориентированное мышление изгоняет смысл. Шизоидное, идолопоклонническое отношение к технике приводит к омертвению души, а значит и чувств и эмоций».

Древние греки предвидели такое развитие человечества. В греческом мифе о железном веке говорится:

Сменяющие друг друга поколения

становятся все хуже и хуже.

Наступит время, когда они будут

такими злыми, что начнут поклоняться

силе и могуществу.

Сила тогда станет самооправданием,

а добро больше не будет в почете.

Это сказано о людях нашего времени.

Добро соседствует со злом, а зло с добром. Об этом весьма определенно говорится в книге «Старец Силуан»:

… Во всяком человеческом начинании наличествует некоторая доля несовершенства. Наличие несовершенства в человеческом добре, с одной стороны, и неизбежное наличие доброго предлога во зле - с другой, делает различие добра от зла очень трудным… Добро злыми средствами не достигается и цель не оправдывает средства… Если нередко побеждает добро и своим явлением исправляет зло, то неправильно думать, что к этому добру привело зло, что добро явилось результатом зла. Это невозможно».

Однако есть пословица: «Нет худа без добра». Почему разум является носителем зла и не может сделать жизнь человека счастливой? Так сделала Природа: изменения которые происходят в ней, происходят и в человеке и вокруг него. Отрицательные изменения вывывают у человека одни чувства, положительные - другие. Эти изменения неизбежны, поэтому понятия добра и зла бессмертны, пока у человека есть чувства. В то же время для Природы все изменения равнозначны. Именно поэтому, как только появился на свет божий человек, его непременно должны были изгнать из Рая. Он не мог существовать в идеальном мире: его не было и нет на Земле. Вот почему в Библии придуман Рай и Ад, а также Дьявол, носитель зла. Если бы у человека не было чувств, у него отсутствовали бы понятия добра и зла.

Из книги Хочешь быть счастливой – будь ею автора Волгина Ксения

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности Вообще-то, счастье – это понятие настолько растяжимое и объемное, что практически невозможно вывести единую «формулу счастья», которая подошла бы абсолютно всем женщинам и удовлетворила бы самые разные вкусы и

Из книги Воспитание подростка автора Круковер Владимир Исаевич

ДОБРО И ЗЛО 235. А сейчас познакомьтесь с основными направлениями психотехники-искусства человековедения.Хочется верить, что приведенные материалы помогут вам в работе с детьми ибо ниже описаны не только нормальные приемы воздействия на человека, но и приводятся

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Добро и зло Всем нам знаком термин «здравый смысл». Все мы умом понимаем, как поступать выгодно, правильно, целесообразно. Однако недаром говорят, что все хорошее в этом мире либо аморально, либо незаконно, либо ведет к ожирению. Человек по самой своей природе нелогичен.

автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

автора Sapiens 2.0 Homo

Добро-зло Первое, что нужно усвоить во взаимоотношениях с другими людьми, - это то, что им нельзя мешать быть счастливыми - так, как они того хотят. Генри Джеймс Добро всегда побеждает зло. Кто победил, тот и добро. Автор неизвестен. Если быть точным в данной формулировке,

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

Добро-зло Сам термин добра-зла тем не менее не лишен смысла. В частности, он полезен при прививании более сложных механизмов восприятия, всю глубину которых «обучаемый» человек еще не способен понять (например, в силу своего развития или возраста), однако сам «обучающий»

Из книги 48 аффирмаций для укрепления веры в себя автора Правдина Наталия Борисовна

Я ВЕРЮ В ДОБРО, ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ! Я верю в свою силу!Я верю в добро, любовь и счастье!Я верю, что только самое лучшее ожидает меня!Моя вера в победу творит

Из книги 48 аффирмаций для привлечения любви автора Правдина Наталия Борисовна

Я ВЕРЮ В ДОБРО, ЛЮБОВЬ И СЧАСТЬЕ! Я верю в добро, любовь и счастье!Прямо сейчас я изменяю свое будущее к лучшему.Все мои желания сбываются легко и без усилий, для всеобщего

автора

2. КАК ПЕРЕДАЕТСЯ РАЗУМ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ. ПРОДОЛЖАЕТ ЛИ РАЗУМ РАЗВИВАТЬСЯ? БУДУТ ЛИ ЛЮДИ ЕСТЬ ЧЕЛОВЕЧИНУ? СОХРАНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕК СВОЙ РАЗУМ? Как формируется разум? Формируется ли он в момент зачатия человека, передается ли от Природы или создается сам по себе, по

Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович

3. РАЗУМ ПСИХА И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ. РАЗУМ САМОУБИЙЦЫ И УБИЙЦЫ Когда мы говорим о разуме психа (человека, больного какими-либо психическими заболеваниями), то мы должны иметь в виду две исходные позиции. Первая: есть мозг и есть разум. Вторая позиция - та, что разум - это мозг и

Из книги Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней автора Дальке Рудигер

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Вдогонку про добро и зло Про добро и зло люди очень любят рассуждать. Не то чтоб прям вообще все люди, но если человек в принципе любит порассуждать – подумать, то уж будь уверен: он непременно про добро и зло начнет философствовать. Мол, все это не так просто, не

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье Хочу посвятить несколько слов важнейшей теме. Тема эта – наша особенность. Конечно, несколькими фразами тут не ограничишься. Но все же…Любовь к жизни. Умение самостоятельно искать ежедневные маленькие радости. Что, казалось бы,

Из книги Виды психики: на пути к пониманию сознания автора Деннет Дэниэл

Из книги Свобода любви или идол блуда? автора Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Отличить добро от зла Человек, целостно воспринимающий жизнь, правильно понимающий её устроение Богом и знающий свое назначение в этом мире, направляет свою волю к осуществлению того, что открывается ему в этом верном, целостном взгляде. Направление воли (свободы

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро - это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Безусловно нравственное, каковым является добро, для нас есть, говоря языком Г. Гегеля, единство себя и "своего другого", т.е. нравственный синтез относительного и абсолютного, общего и единичного. Добро, и только оно, оправдывает себя и вызывает доверие к нему. Добрый человек оправдывается своими добрыми и правыми делами. По словам И. А. Ильина, чтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч моей доброты овладевает сердцем, словом и делами моей жизни и обновляет ее. Но, может быть, еще поучительнее испытать чужую недоброту в ее предельном выражении - вражды, злобы, ненависти и презрения, испытать ее длительно, всесторонне как систему жизни, как безнадежную, пожизненную атмосферу бытия. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. И. В. Гете отмечал, что зло выступает и как отрицание, сомнение, как необходимый момент дерзкого движения человеческого разума к познанию истины, как ирония над человеческими иллюзиями. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых "святынь" и оценивается современниками как зло.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества своим народом, родиной, другими народами, своей семьей, принимают форму нравственного долга. По И. Канту, добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой - природной и социальной. Перед природой человек тоже находится в долгу. Нравственность признает человеком долга того, кто полезен обществу и содействует его движению вперед, кто нетерпим к нарушениям общественных интересов. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов той общественной группы, к которой он принадлежит, и своих обязательств по отношению к ней. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья родины так же остро, как свои собственные, успех своего коллектива, как свой собственный, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершать моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение.

Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия. Другими словами, совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за "не то" и "не так" содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд - суд совести. "Вот, например, -говорит Ф. M. Достоевский, - человек образованный, с развитой совестью, с сознанием, сердцем. Одна боль собственного его сердца, прежде всяких наказаний, убьет его своими муками. Он сам себя осудит за свое преступление беспощаднее, безжалостнее самого грозного закона" . Иначе говоря, совесть есть внутри меня творимый суд над моими собственными чувствами, желаниями, помыслами, словами и поступками, т.е. суд моего "Я" над ним же самим. Механизм совести устраняет раздвоенность человека. Нельзя все правильно понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие сделки с ней невозможны.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т.е. осознанию личностью своего общественного значения и права на общественное уважение. Мерилом человеческого достоинства является общественно полезный труд.

Коренной вопрос этики - смысл человеческой жизни, который заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. С этим тесно связано человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Секрет счастья - в умении доставить и людям, и себе радость, в умении организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой выявить свои творческие способности. Источник счастья заключается в полноте проявления физических и духовных сил человека. Счастье многогранно. Главный стержень человеческого счастья - творчество в любой области: в труде умственном и физическом. В творениях человек проявляет свою индивидуальность Pi осознает, что это его детище, часть его "Я", которая вливается в морс общей культуры, как чего-то более емкого и долговечного, чем личное бытие отдельного человека.

Рассмотрим категории добра и зла в разных мировоззрениях и философских подходах. По определению, данному в современных философских (небиблейских) энциклопедиях, это основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках общественных явлений, поступков людей и мотивов деятельности. Добро обозначает совокупность положительно оцениваемых отдельным человеком или общностью людей условий жизни, норм поведения и нравственных действий. Зло обозначает отрицательные явления в личной и общественной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения, обличения и порицания. Т.е. эти определения по сути не абсолютны, а относительны и субъективны, поскольку не абсолютны, а относительны и изменчивы мнения отдельного человека и любой общности людей на каждом этапе их развития.

В человеческой истории, начиная с древнейших времен, прослеживается несколько (по крайней мере, пять) тенденций в понимании сути добра и зла:

  • (1) утилитаристско-материалистическая, ориентированная на преходящие ценности материального мира и связывающая понятия добра и зла с человеческими потребностями и интересами;
  • (2) дуалистическая религиозно-философская мифологема (зороастризм, манихейство, по сути гностицизм, деизм, политеизм и др.); согласно которой мир - арена борьбы более или менее «равносильных» начал добра и зла;
  • (3-4) две пантеистические религиозно-философские ориентации: (3) зло по сути отрицается как иллюзия (индуизм, йога, «христианская наука» Мери Бейкер Эдди), (4) или, наоборот, считается основой человеческого существования (буддизм, философия Шопенгауэра, экзистенциализм);
  • (5) монотеистическая религиозная ориентация на высшие непреходящие ценности, выводящая понятия добра и зла из заповедей (откровения) Бога. Во всех этих мировоззрениях понимание добра и зла входит прямо в основы их учений.

Рассмотрим вначале утилитаристско-материалистическую тенденцию. Древнеиндийские материалисты (чарваки) видели добро в отсутствии страдания и в достижении чувственных удовольствий, материалисты древнего Китая (Ян Чжу и др.) понимали добро как реализацию человеком его природных склонностей, материалисты древней Греции (гедонисты, эвдемонисты и др.) рассматривали добро как удовлетворение естественных потребностей человека. Соответственно зло усматривалось в наличии страдания, в препятствиях к достижению чувственных удовольствий, к реализации природных склонностей и к удовлетворению естественных потребностей человека. Конкретнее, согласно учению гедонизма, все поступки всех людей совершаются ради достижения подлинной цели - переживания удовольствия и избежания страдания. Но если для гедонистов целью поведения служат единичные удовольствия, то согласно эвдемонизму, конечная цель поведения есть счастье как система жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания (пример: система Эпикура). Распространенная разновидность эвдемонизма есть утилитаризм - система этики, сосредоточивающая внимание на средствах достижения счастья (на том, что полезно для достижения благополучия).

В философии прагматизма добро отождествляется с личной пользой, с успехом. Соответственно зло отождествляется с личными неудачами и с тем, что препятствует достижению пользы и успеха.

Французские материалисты - «просветители» Вольтер, Гельвеций, Дидро и др. (18в.) провозгласили интересы человеческой личности основным критерием различения добра и зла. Отождествляя добро с пользой, они считали, что каждый человек стремится к добру. По их мнению, основная причина зла - невежество, неравенство, неправильное воспитание. А установление разумного законодательства приведет к устранению зла и торжеству добра.

Все это в той или иной мере характерно и для современного атеизма. Как атеист объясняет проблему страдания? Он более всего обвиняет других людей и общественные учреждения в том, что человек встречает зло в жизни. При этом одни считают, что человеку достаточно пользоваться своим разумом и искать решения своих проблем. Другие видят надежду на лучшее завтра для человечества только в технологическом прогрессе и достижениях цивилизации (в последнее время с учетом экологических последствий). Третьи считают, что нужно изменить методы просвещения, политические теории, общественные проекты. Именно это стало исходной посылкой марксизма-ленинизма, согласно которому «нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата… Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов» (В.И.Ленин, Полное собр. соч., т.31, с.267, 268). Но как показал опыт бывшего Советского Союза и других тоталитарных систем (фашизма, нацизма,…), человечество может таким образом попасть в абсурдную ситуацию, которая вместо уменьшения страданий и несправедливостей их увеличивает. Без понятия Божьей истины и нравственных принципов человек остается нравственно испорченным и неограниченным своевольником.

Определенное влияние общества на отдельную человеческую личность несомненно. Но с типичными для всех атеистов относительностью разграничения зла и добра и релятивизмом нравственности согласиться никак нельзя, ибо они закрывают глаза людям на абсолютность зла. И противоречат опыту: грандиозным проявлениям зла (инквизиции, коммунизма, нацизма и т.д.). Разграничение Добра и зла абсолютно! И хотя деяния агентов зла могут приводить к добрым последствиям, такое случается вопреки их стремлениям и желаниям.

И атеизм, и материалистическая философия не видят, что источник зла скорее в области духа, чем природы. И не видят, что за бедностью и неравенством, нищетой и несправедливостью лежит неверие, разорванное отношение человека с Богом.

Пантеисты явно или неявно полагают, что все существующее составляет то, что мы называем «Бог» (который является безличностным богом). В пантеистических философских системах либо злу придается абсолютное значение, либо зло (само по себе или вместе со всей действительностью) носит иллюзорный характер.

Индуисты, джайнисты, приверженцы «христианской науки» (основанной в США Мери Бейкер Эдди) считают, что физический мир нереален, иллюзорен (майя) и Единственная реальность - Бог (Брахма). Если это так, то нет смысла говорить о добре и зле. Называя явления хорошими или плохими, мы показываем, в какой мере живем иллюзией, особенно когда называем страдание злом.

Согласно индуизму и джайнизму, наши сегодняшние трудные моменты были определены в прежней жизни (цепочка рождений каждого человека в разных перевоплощениях идет под действием закона кармы до тех пор, пока человеческая душа не очистится от иллюзии). Как освободиться от страдания? Духовным просветлением, т.е. размышлением и возвращением души в состояние единства сознания - нирваны, где душа теряет индивидуальное самосознание навсегда и поглощается брахманом. Это совершается методами йоги: медитацией, приобретением знания и усердной работой. Однако на практике мы ощущаем боль и никакие умствования не позволяют полностью оторваться от вопроса: почему (ради чего) я страдаю? И вместо того, чтобы помочь страдальцу, такие объяснения не дают ему никакой надежды, что выйдет к лучшему, и могут привести либо к борьбе его со злом, либо к депрессии, а иногда к самоубийству.

Согласно религии буддизма, зло коренится в самом существовании человека. Избежать его можно путем отшельничества, устранения от мирских дел и желаний, аскетическим образом жизни. Окончательное освобождение от зла после ряда перевоплощений достигается путем погружения в нирвану.

Не евангельская «христианская наука» настаивает на том, что зло нереально, грех и страдание - иллюзия смертного ума. Бог - это добро, разум (безличностный!) - и следовательно, все, что связано с разумом - хорошо, а материя нереальна и соответственно болезнь, грех, смерть и любое зло также нереальны. А чувство - источник ошибки и поэтому источник зла. То, что мы ощущаем как болезнь, - вызывается ложной верой, нежеланием признать нереальность болезни. И поэтому исцеление якобы достигается не медицинскими средствами, а через знание истины. Если же боль и болезнь признаются нереальными, то они уже не действуют на личность. Смерть тоже нереальна, и если она происходит, то ее следует считать указанием того, что люди не практикуют полностью истину «христианской науки».

Иисус Христос, согласно «христианской науке», пришел искать и спасать тех, кто примет реальность Божественного ума. Все Его служение состояло в освобождении людей от ложной веры в реальность материи, включая болезнь и зло. Такой взгляд на зло явно ущербен: прежде всего, нет ни одного факта, свидетельствующего, что деятели «христианской науки» не болеют и не умирают! А также ни одного факта отсутствия и других видов зла. И если зло - иллюзия, то почему все без исключения люди со дня рождения подвержены злу? Если же Бог есть «все во всем» (как они говорят), откуда тогда приходит «иллюзия зла»?

© 2024 sch296.ru - Отношения. Вдохновение. Деньги и успех. Медитация. Гороскопы